воскресенье, 17 марта 2019 г.

Погиб на боевом посту...

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "Волгоград в библиотечном объективе".




ПОГИБ НА БОЕВОМ ПОСТУ…



Если спросить любого человека, какие ассоциации у него возникают при слове «Волгоград», то наверняка среди ответов прозвучат «Мамаев курган» и «Родина-мать». Главную высоту знают далеко за пределами нашего города и России. Но есть в нашем городе и места менее известные, но не менее славные. Это истории проспектов, бульваров, улиц, переулков Волгограда.
Волга… Кто не восхищается ее красотой! Бегут по реке навстречу друг другу волжские суда... Как бы порадовался этой картине капитан Иван Семенович Рачков, трудовая деятельность которого началась на пароходе «Лилия» в 1918 году. В ту весну в одном из затонов восемнадцатилетнего речника, хорошо познавшего Волгу, назначили штурвальным. С тех пор и «вошел Ваня в речную науку».
О дальнейшем свидетельствуют записи в полуистлевших документах: «Родился в г. Котово. Работал лоцманом. В 1935 году окончил Горьковский речной техникум и назначен капитаном старейшего на Волге судна «Гончаров». Член ВКП(б). В 1938 году тов. Рачков переведен на почтовый пароход «Иосиф Сталин», где проявил себя одним из лучших капитанов Волги, за что был удостоен ордена «Знак Почета». Во время Великой Отечественной войны коммунист Рачков мобилизовал свой коллектив на еще более самоотверженную работу, все задания выполнял четко, по-фронтовому».
...1942 год. Сталинград пылает в огне. Идет борьба не на жизнь, а на смерть. Солдатам отступать некуда – позади Волга. На исходе снаряды, нет продуктов. Кто же придет на помощь? Конечно, волгари!
Не один рейс совершил в Сталинград пароход «Иосиф Сталин», возглавляемый капитаном Рачковым. Сотни раненых вывез он из волжской крепости, доставил много продовольствия и людей. Среднего роста, добродушный, но в то же время строгий и требовательный, капитан был душой экипажа.

 Ранним августовским утром сорок второго года «Иосиф Сталин» встал на якорь у левого берега против завода «Красный Октябрь». В свой последний рейс экипаж судна принял на борт женщин, детей и стариков, эвакуированных из горящего Сталинграда. Капитан рассчитывал переждать, а затем под покровом темноты продолжить путь в город Куйбышев.
В ночь на 27 августа Волга окуталась туманом. Теплоход взял курс на север. Надо было пройти заслон у Акатовки. Но гитлеровцы все же обнаружили беззащитное судно и открыли по нему шквальный минометный огонь.
Трагическая развязка наступила быстро. На пароходе вспыхнул пожар. Жарко горели просушенные солнцем палубные надстройки, ветер швырял в лицо огненные искры. На палубе слышались стоны раненых, крики детей. Над Волгой прозвучал хватающий за Душу сигнал бедствия. Невзирая на смертельную опасность, мужественный капитан корабля до последней минуты продолжал стоять на вахте горящего, тонущего судна. Спасая людей и государственное имущество,
Рачков погиб на боевом посту. Затонул пароход на сравнительно небольшой глубине, и на поверхности воды мачта так и осталась с развевающимся Красным флагом. А на берегу люди, которым удалось спастись от смерти, обнимали советских воинов и речников.
Так закончил свой последний рейс легендарный капитан Рачков Иван Семёнович (1900-1942г)- капитан парохода «Иосиф Сталин», который выполнял перевозки раненых через Волгу в период битвы за Сталинград. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1943 года Иван Семенович Рачков посмертно награжден орденом Ленина.
А после войны одна из улиц южного района города Волгограда была названа его именем. Теперь есть в Кировском районе улица имени капитана Рачкова.

Источник:
Прописаны в Волгограде навечно: сборник очерков. – Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1975. - 175 с.

Подготовила Галина Владимировна Рязанова.
Фотографии автора статьи

Комментариев нет:

Отправить комментарий