вторник, 21 июня 2022 г.

Неудачливый Кюхля. Вильгельм Карлович Кюхельбекер

 21 июня 1797 года (225 лет назад) родился поэт, декабрист и друг А. С. Пушкина Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

Вильгельм Кюхельбекер появился на свет 10(21) июня 1797 года в Петербурге, в семье обрусевших немцев.

Кюхельбекер вспоминал: «…первыми моими наставниками в русской словесности были – моя кормилица Марина да няньки мои – Кирилловна и Татьяна».

Когда Вилли, как его ласково называли родные, исполнилось 12 лет, от чахотки умер его отец, оставив в бедственном положении вдову и четырех детей. Но, несмотря на финансовые трудности, мать приложила немало сил, чтобы дать старшему сыну хорошее образование.

Поначалу Вильгельм поступил в Частный пансион Иоганна Фридриха Бринкмана, который славился своей сильной учебной программой. От природы толковый и сообразительный мальчик учился легко, быстро осваивая языки и естественные науки.

В 1811 году Вильгельм блестяще выдержал вступительные экзамены, и был зачислен в престижный в то время Царскосельский лицей.

Поначалу высокий рост, нескладная фигура, избыточная эмоциональность натуры юноши, которого лицеисты сразу нарекли Кюхлей, стали отличной мишенью для злых шуток. Однако постепенно в нем разглядели его простоту, эрудицию и готовность прийти на выручку, и приняли в свой круг.

Самыми близкими лицейскими друзьями Кюхельбекера стали Александр Пушкин, Иван Пущин и Антон Дельвиг. Они много времени проводили вместе: беседовали о литературе и писателях, философствовали, устраивали поэтические вечера.

В 1811 году Вильгельм блестяще выдержал вступительные экзамены, и был зачислен в престижный в то время Царскосельский лицей.

Поначалу высокий рост, нескладная фигура, избыточная эмоциональность натуры юноши, которого лицеисты сразу нарекли Кюхлей, стали отличной мишенью для злых шуток. По воспоминаниям, это был долговязый нескладный юноша, крививший рот при разговоре и страдавший нервным тиком. А вот более точное описание, сделанное для жандармов намного позже: «лицом бел, чист, волосом черн, глаза карие, нос продолговат с горбиною». Кюхельбекер был излюбленной мишенью для насмешек, хотя некоторые историки, наоборот, говорят о его братской дружбе со сверстниками. Как-то раз сын директора лицея Малиновский в пылу ссоры вылил на Вильгельма тарелку супа. Не выдержав унижения, Кюхельбекер решил утопиться в пруду — но то ли пруд обмелел за лето, то ли лицеиста вовремя вытащили воспитатели.

Мальчик прилежно учился, особенно много времени уделяя изучению античной и восточной литературы. В то время наиболее близкие отношения у него сложились с Антоном Дельвигом, Александром Пушкиным и будущим декабристом Иваном Пущиным, причем «близкие» не значит «простые». Кюхельбекер обожал Пушкина, ценил его талант и прощал ему все: и насмешки, и небрежность, и злую критику. Они много времени проводили вместе: беседовали о литературе и писателях, философствовали, устраивали поэтические вечера.

Вместе с Пушкиным их ждали приключения, достойные лучших сборников анекдотов. Например, как-то оба лицеиста решили поехать из Царского села в Петербург. Гувернер по фамилии Трико им этого не разрешил — и мальчики просто сбежали, поймав два экипажа. Заметив это, Трико поехал за ними. У петербургской заставы Пушкин представился жандармам Александром Одинако. Следующий за ним Кюхельбекер сказал, что его зовут Василий Двако. Когда к заставе последним подъехал Трико и представился своим настоящим именем, разъяренные жандармы арестовали его на трое суток.

В лицейские годы Кюхельбекер начал писать стихи. Исследователи считают, что получить признание Кюхельбекеру мешало его желание экспериментировать со славянофильством, использовать устаревшие слова и подражать античной поэзии — тогда это было не в моде.

В 1817 году, сразу после окончания лицея, вместе со своим другом Пушкиным Кюхельбекер был определен в Коллегию иностранных дел. Однако он проработал там совсем недолго, и устроился преподавать иностранные языки в пансионе.

В этот период он сближается с декабристами, а в 1819 году становится членом масонской ложи «Избранный Михаил» и Вольного общества любителей российской словесности. На одном из заседаний Кюхельбекер читает стихи, посвященные ссыльному в то время Пушкину. Кто-то из присутствующих доносит на него в Третье отделение. Начинаются допросы, предупреждения, слежка. По совету друзей он решает на время уехать. Как раз подворачивается возможность: граф Нарышкин ищет секретаря для поездки в Европу — образованного человека, который владел бы тремя языками. Кюхельбекер на эту должность подходил идеально. По дороге он пишет путевые заметки — одно из лучших своих произведений, тонкое наблюдение о природе и людях в Европе, послание к друзьям и рассуждение о себе самом. В Германии Кюхельбекер лично знакомится с Гёте. В Париже он читал весьма смелые и вольнолюбивые лекции по русской литературе, за что бы принудительно выслан в Россию.

В 1821 году он находит себе новое место, вместе с генералом Ермоловым едет на Кавказ и становится секретарем по особым поручениям. Там он заводит дружбу с Александром Грибоедовым.

За дуэль с племянником начальника Кухельбекер лишился и этой должности и покинул Кавказ. Он отправляется в давнее имение своей матери, где знакомится и заключает помолвку с Авдотьей Тимофеевной Пушкиной, дальней родственницей поэта. Но жениться пока не может — в поисках средств ему приходится ехать в Москву.

В столице он вместе с Одоевским издает альманах «Мнемозина». В нем печатаются Пушкин и Баратынский, здесь выходит громкая программная статья самого Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», в которой он выступает с критикой «элегической школы» в противоположность оде. В этом шаге виден его поворот к «гражданской» поэзии, идейное сближение с Рылеевым и декабристами. Зимой 1825 года, незадолго до восстания, Кюхельбекера принимают в Северное общество. Это был сознательный и хорошо продуманный шаг — к 14 декабря поэт начал активно участвовать в политической борьбе.

В 1825 году Кюхельбекер вернулся в Петербург, где за две недели до восстания был принят в Северное общество – тайную революционную организацию, члены которой выступали против самодержавия.

На Сенатской площади он совершает покушение на брата императора великого князя Михаила Павловича. Кюхельбекер пытается выстрелить в него, но дуло пистолета забивается снегом — по версии самого поэта. По другой версии, сделать выстрел ему помешал стоявший рядом матрос, который ударил декабриста и выбил оружие из его рук. Еще он пытается стрелять в генерала Воинова тогда, когда поражение протеста становится очевидным — и все без успеха.

После подавления восстания Кюхельбекер тайно покидает Петербург. Сделав себе и своему слуге Семену фальшивые паспорта, он проезжает Минск и добирается до Варшавы. Здесь он отпускает слугу и готовится ехать дальше самостоятельно. Но его яркое лицо узнают по приметам, которые составил для жандармерии Булгарин, его всегдашний противник. Офицера, который задержал поэта, повысили за эту поимку до звания прапорщика.

Вместе с верным слугой он попытался бежать из России, но был опознан и арестован.

Вильгельм Кюхельбекер был приговорен к 20 годам каторги. Впоследствии наказание было заменено ссылкой в Сибирь, но до этого времени литератор успел побывать во многих в крепостях. Во время очередного этапирования судьба подарила Кюхельбекеру краткую встречу с Пушкиным.

В 1835 году заключенный был отправлен в ссылку в город Баргузин, где присоединился к младшему брату и другим ссыльным декабристам. Кюхельбекер писал стихи, очерки, вел переписку с семьей и Пушкиным, преподавал в местной школе.

Кюхельбекер не был счастлив в личной жизни. Причиной тому была его бедность и чрезмерная идеализация любимых женщин. Будучи в ссылке, Вильгельм женился на дочери почтового чиновника Дросиде Артеновой. Жена была младше его на 20 лет, и до замужества не умела даже читать.

В этом браке родилось четверо детей, но только двое из них – Михаил и Устинья – не умерли в младенчестве. После сообщения об амнистии в 1856 году им был возвращен дворянский статус.

Последние годы жизни Кюхельбекера были весьма печальны. Устав от тяжкого прозябания в ссылке, нищеты и почти полностью ослепший, он ждал смерти как избавления от мук. Умер Вильгельм Кюхельбекер 11 (23) августа 1846 года от чахотки. Похоронен на Завальном кладбище г. Тобольска.

 

Интересные факты:

1.  Вильгельм Карлович Кюхельбекер был прототипом двух литературных героев – Ленского («Евгений Онегин» А. С. Пушкина) и Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова).

2.      За смягчение приговора Кюхельбекеру ходатайствовал лично великий князь Михаил Павлович (тот самый, на которого покушался Вильгельм Карлович).

3.      После смерти Кюхельбекера Иван Пущин взял на себя заботы о семье поэта и даже сблизился с Дросидой Артеновой, о внешности и характере которой нелестно отзывался при первой встрече. В 1849 году у Пущина и Артеновой родился сын Иван. 

4.      Предполагают, что упоминание тунгуса в пушкинском «Памятнике» появилось не без влияния полученного незадолго до написания стихотворения письма из Баргузина от Кюхельбекера, где описывались тунгусы.

5. Фамилия Кюхельбекера неоднократно использовалась для комического обыгрывания. Лицеистами была создана поэма «Бехелькюкериада», а Ермолов, намекая на славянофильские идеи Кюхельбекера заменял его фамилию переводом – «Хлебопекарь».

6.      В Кургане по адресу улица Куйбышева, дом 19 находится музей Вильгельма Кюхельбекера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий