вторник, 28 июня 2022 г.

Создатель шедевров Питер Пауль Рубенс

 28 июня 1577 года (445 лет назад) родился фламандский художник Питер Пауль Рубенс.

Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен.

Рубенс начал пажескую службу в графском доме и скоро проявил большой интерес к рисованию, его мать, несмотря на собственные планы, отдала все силы образованию сына.

Рубенс провел в Италии 8 лет, написал много заказных портретов и показал выдающийся талант, внеся в этот жанр жизнь и колорит. Новшеством была его манера тщательно прописывать пейзаж и детали фона портрета.

Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остается на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы.

В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант. Их союз длился до 1626 года, до смерти Изабеллы и был счастливым. В этом браке родилось трое детей.

Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечали его необычайную свободу в живописи.

Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и граверы обучались у Мастера.

В 1630 году он снова женился на Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Семья жила за городом, и Рубенс стал писать много пейзажей, сельских праздников. Он снова счастлив. Его мастерство становится величественным и близким к совершенству.

Композиционные решения Рубенса отличались разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов не переставало удивлять.

Нигде так не чувствовался веселый, полный здоровой жизни дух Рубенса, как в картинах, изображающих обнаженную женскую натуру.

По мнению великого художника, тело человека до последней детали творение Божие, как и жизнь любого святого, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он рисовал их всегда с откровенной прямотой, что отражало его крепкие религиозные убеждения.

Он рисовал пышных, полнотелых женщин не только потому, что они лучше отражали идеалы того времени, а еще потому, что тело с его выпуклостями и изгибами ему было интереснее рисовать.

Наравне со своим предшественником Тицианом и своим последователем Ренуаром он являлся непревзойденным художником форм человеческого тела.

Два главных шедевра Рубенса в этой области – «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Они являлись отличными иллюстрациями к методам изображения обнаженной натуры, которыми пользовался Рубенс, и которые подвергались изменениям от середины его творческой карьеры до позднего периода жизни.

Написанная за год до смерти, картина «Три грации» представляла идеал рубенсовской женской красоты.

Никто из художников не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми.

На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов, изображена невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вся композиция картины Рубенса сосредоточена на фигуре гиппопотама.

Художник входил в число самых значительных портретистов в истории. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского.

Рубенс был очень благочестивым и начитанным человеком, который с большим энтузиазмом брался за создание религиозных заказов.

С 1577 года по 1640 год время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, что также известно своей нетерпимостью и беспримерной жестокостью. Темперамент, свойственный Рубенсу, обращал его внимание на светлые стороны человеческой жизни, а не на одни лишь невзгоды.

На закате жизни, когда Рубенс отошел от крупных заказов, он вернулся к пейзажной теме. После смерти великого художника осталось семнадцать его ландшафтов. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, очертания приглушены. Казалось, что свет исходит из самой картины, из глубины.

30 мая 1640 года в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покинул земной мир. Мастера похоронили с большими почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.

Подготовила Светлана Николаевна Марченко

Комментариев нет:

Отправить комментарий