среда, 29 июня 2022 г.

Дэя Вразова «Зиночка» (Зинаида Петровна Степыкина)

 

Публикуем выдержки из книги Дэи Григорьевны Вразовой «Эх, как бы дожить бы!!!», посвящённой Зинаиде Петровне Степыкиной.

Помню первую встречу с Зиночкой на Лысой горе. Все пошли с венками, а за ними идёт старушка с перевязанным глазом после операции. Зима. Подошла, взяла её под руку, и идём мы вместе с ней уже более 12 лет. Однажды я была у неё в гостях, а ей позвонили по телефону. Зиночка ответила, что сейчас она не может говорить, так как в гостях у неё «однополчанка». Это была высшая оценка моей с ней многолетней дружбы и наших совместных с властью дел в общей заботе о достойной памяти генералу Шумилову и воинам 64-й армии. В 2016 году я стала передавать в фонды музея-панорамы фотографии и письма её товарищей по 97-й осбр., которые мне случайно достались при расформировании какого-то клуба. Приехала к ней с альбомом, она о каждом мне рассказала. Ведь с ними она прошла всю войну и много лет дружила после. Теперь она со слезами мне говорит: «Спасибо тебе, что память о моих товарищах ты передаёшь на панораму, чтобы их лица видели, письма подлинные читали и знали правду будущие поколения». А я только радуюсь, что тогда я к ней подошла на Лысой горе и горжусь такой дружбой. Возрастом она мне мать и встречает всегда по-матерински. «С тобой я поеду к молодёжи и детям в любой район», - говорит она мне. Я это очень ценю и её берегу. Звоню ежедневно, чтобы узнать, как себя чувствует и живёт моя Зиночка.

Я видела не раз, как она молилась и склонялась перед братской могилой на Лысой горе в низком поклоне. Видимо, просила простить её тех солдат, кого не смогла спасти на этой Сталинградской вершине высоте 145,5.

Я видела, как она на коленях молилась перед бюстом генерала Шумилова. Эта женщина в возрасте, требующем от нас, потомков, уважения всегда стоит на страже достойной памяти и делает всё возможное для  патриотического воспитания молодёжи и детей.

Однажды, при рассказе детям, Зиночка легла на пол в библиотеке № 7 имени Короленко в Бекетовке и рассказала ребятам, как она спасала солдат с поля боя: развязывала обмотки со своих ног, делала петлю и один конец набрасывала на раненого, а другой – на себя. А ещё надо и оружие воина вынести. Осень ли, зима ли суровая, а медсестра Кудряшка спасает своих товарищей с поля боя.

Лысая гора для неё святое место. Там она Петю Баранова спасала после ранения. И скольких ещё… И Курская дуга досталась, и Прохоровка, и…, и в Победу спасали Чехословакию.

У Зиночки море фотографий и о каждом она может рассказать. Звонит мне на днях: «Перебирала фотографии, вспоминала всех». Какая же она умница, Приезжаю к ней 30 июня 2017 года в гости. Разбираем фотографии по местам, где они были сделаны. Зиночка вдруг горько заплакала: «Сколько же их было моих живых товарищей. Какие это были люди, боевые друзья. Какие были встречи. Как нас принимала Украина!».

Да, жизнь реальна. Трудно воспринимать некоторые новшества ХХI века.

Ощущение, что мирно, сытно живём, простите, «шабалов море». Не ценим, не бережём. Считаем, что и помнить не надо, да вот только это опасно. Пример – Украина. Вот и плачут ветераны и пробуждают нашу человеческую совесть, что борьба за мир - это забота каждого человека, если он хочет, чтобы его дети, внуки, правнуки жили в мире.

Но у Зиночки нет деления на своих внуков-правнуков, все дети для неё дороги и бесценны. Она всегда идёт к ним на встречу.

Зиночка – живая энциклопедия для меня по вопросам её бригады и по жизни Бекетовки. На любой вопрос ответит подробно. Память у неё уникальная. Но… Скоро стукнет уже 94 года. Раны и контузии напоминают болезнями.

Спрашиваю, как чувствует себя, отвечает: «По возрасту». А я слышу её голос и понимаю, как она на самом деле себя чувствует.

Я много раз делала записи её рассказов, но всё сразу в моём большом архиве не могу найти. Это фактически будет книга о простом рабочем человеке, но с государственным мышлением. А ещё она смелый человек, не побоится сказать правду. Это счастье иметь такие образцы, как надо и на что тратить свою жизнь. Мне говорит: «С тобой поеду к детям везде». Мы это и делали.

А ещё бывало у меня интересное душевное состояние, когда Зиночка, услышав песню, особенно «Катюшу» выходила плясать. Сначала она стеснялась, а потом… Я, будучи в робе поисковика, снимала пилотку со своей головы, надевала на её седые кудряшки, и говорила: «Тебе по праву!».

И мы плясали. Внутри меня было чувство, что я пляшу за тех погибших солдат, которые не смогли это сделать сами. А Зиночка самозабвенно танцевала за те молодые свои годы, которые она «протанцевала» на войне.

Я и сейчас удивляюсь, как она почти девчонка таскала мужиков на поле боя.

 

Приехала к ней в гости 30 декабря 2016 года, привезла ей фотографию её любимого командира 97-й отдельной стрелковой бригады Тихомирова. У неё её не было, а я нашла фото в книге и в картотеке музея-панорамы «Сталинградская битва».

Зиночка была рада. А потом мы беседовали, и вдруг она вспомнила один эпизод, который случился с ней, когда уже советские войска вели освободительные бои за границей в Румынии.

Послали в разведку шесть человек: командир, солдаты и с ними её, Кудряшку. А как в боях или в разведке без её службы? А вдруг помощь нужна? И они попали в окружение. Вот командир взвода и говорит: «Если мы не сможем вернуться к своим, нас могут посчитать дезертирами. Если станем выходить из окружения, то можем погибнуть. Так что решаю: выходим из окружения, и первой идёт Кудряшка».

Так и пошли. А надо идти до вершины горы по извивающейся тропинке, а потом вниз. А на горе вражеские орудия. Командир сверяет путь по карте,  Кудряшка идёт впереди солдат и всю дорогу читает непрерывно молитву «Живые помощи». Эту молитву её родная мама зашила в пояс и передала дочке. А дочке то не было ещё тогда и 18 лет.

Тихо, осторожно идут солдаты и только просят: «Кудряшка, молись!». А она, маленькая росточком, стройная девочка-девушка идёт первой, молится и верит, что Бог поможет. Вышли уже наверх горы и стали спускаться. И в это время орудия немецкие стали бить. Да только их маленький отряд разведчиков уже прошёл опасную зону, и залпы немцев их не могли достать.

Когда же разведчики поняли, что целы, невредимы, что возвращаются к своим товарищам живыми, то… Большие, сильные мужчины стали благодарить свою Кудряшку, и подбрасывать её на руках вверх: «Спасибо, родная, что молилась и вывела нас из окружения живыми. Спасибо, что верила, что Бог поможет».

А вот другой счастливый для неё эпизод войны. Мамина молитва и орден Красной Звезды в самом конце войны спасли ей жизнь. Осколки попали в орден, который был на груди молодой девушки-солдата 64-й (7-й Гвардейской) армии генерала Шумилова. С этой легендарной армией Кудряшка прошла весь боевой путь из Бекетовки до Великой Победы в Праге в мае 1945 года. 

Наградной лист: «В боях с немецкими захватчиками в районах Румынии, Трансильвании и Венгрии тов. Санкина, находясь в должности санинструктора стрелкового батальона, проявив исключительную заботу в деле оказания первой мед. помощи раненым бойцам и командирам и выноса их с поля боя.

В боях с немецкими захватчиками, за период с 20.08.44 г. по 8.03.45 г. под огнём противника тов. Санкина вынесла с поля боя 27 раненых бойцов и командиров с их личным оружием, оказав им первую мед. помощь.

За пройденный боевой путь, самоотверженную работу, в ознаменовании Международного женского дня, достойна Правительственной награды ордена «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

Командир 278 Гвардейского Стрелкового полка гвардии подполковник

8 марта 1945 года                                                              /Жиженков/».

 

Руки, её трудяги руки… И сейчас они хлопочут, делают дела и не ждут поблажек. Мы беседуем, поём песни, разные: и фронтовые, и житейские и церковные. Я спрашиваю: «Зиночка, откуда знаешь эту песню о Богородице?». «Это пела ещё моя мама», - отвечает она. Это мама научила её верить, что Бог поможет. Надо только верить.

Мамины «Живые помощи» спасают её всю жизнь.

 

Источник:

Вразова, Дэя Григорьевна. Эх, как бы дожить бы!!! / Д. Г. Вразова ; [техн. редактор М. Н. Урусова]. – Волгоград, 2017. – 52 с. – (Рассказы бабушки-поисковика).

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий