пятница, 15 марта 2019 г.

Врата дорог железных



Продолжаем знакомить с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "Волгоград в библиотечном объективе".



ВРАТА ДОРОГ ЖЕЛЕЗНЫХ

В Центральном районе на улице Гоголя стоит здание Волгоградского железнодорожного вокзала, поднявшееся на месте старого, почти  дотла разрушенного в дни Сталинградской битвы, - уникальный памятник архитектуры областного значения. Его торжественное открытие состоялось 2 июня 1954 года. Сверкающее  белое здание поражало всякого. Невозможно оторвать взгляд от потолков, украшенных росписями Они чем-то напоминают церковные. Только сюжеты здесь далеко не церковные: изображение ликования советских людей, победивших в войнах – Гражданской и Отечественной, торжественное открытие Волго-Донского канала имени Ленина.


Вокзал в Сталинграде строили всем миром. Отовсюду шли вагоны с дорогостоящим оборудованием и  материалами. Рабочие и высококлассные специалисты из разных уголков страны спешили в легендарный город. В большинстве своем это были мастера на все руки: каменщики, отделочники. Возводили здание и участники  Сталинградской битвы, и надо было видеть их лица, когда на месте строительства они натыкались на останки защитников вокзала или их оружие.
Первой станцией в Царицыне была Волжская. Открытие первой царицынской железнодорожной станции состоялась 1 марта 1862 года. Лишь спустя девять лет, в 1871 году, была открыта ветка Грязи – Царицын, и тогда был построен второй вокзал в городе, на месте нынешнего. Позже появилась Владикавказская ветка. Царицынский вокзал был двухэтажным, прямоугольной формы с боковыми пристройками. Предшественник современного вокзала, старый вокзал в Гражданскую войну видел  много революционеров, деятелей партии, через него проходили спецпоезда. Станция всегда была важнейшим узлом военных и государственных перевозок.
В дни Великой Отечественной войны Сталинградский вокзал приобрел стратегическое значение. Из оперативных сводок 17 сентября 1942 года мы узнаем, что только в течение этого дня  вокзал пять раз переходил из рук в руки. Здесь насмерть стояли воины. И еще одна важная деталь. Первоначально на башне не было часов. Затем они, выполненные по специальному заказу на заводе «Баррикады», появились на всех четырех ее сторонах. Главные часы Волгограда – бьющееся сердце вокзала. Они не просто отсчитывают время, вторя перестуку железнодорожных колес. Их бой взывает к нашей памяти.
Источник:
Морозова, Н. Т. Путеводитель по Волгограду / Н. Т. Морозова, Н. Д. Монахова. – Волгоград : Нижне-Волжское кн. изд-во, 1980. - 208 с.
Подготовила Наиля Сабитовна Якимович
Фотографии автора статьи

Комментариев нет:

Отправить комментарий