вторник, 3 сентября 2019 г.

Михаил Кузьмич Луконин "Посвящение"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году. 

Михаил Кузьмич Луконин

ПОСВЯЩЕНИЕ
 
Сталинградский тракторный,
                                                      юность моя!
По зеленой улице,
                                   к проходным воротам,
вокруг завода!
За поворотом-
Волга,
           оранжевая по краям.
Детство моё,
                       по твоим палисадом,
по дворам, гудящим с утра,
оно следит
                     зачарованным взглядом
за лентой,
                    собирающей трактора.
Шумом,
               прозрачностью потолочной
я издавна
                   все сильнее
                                          влеком,
сказочной рекою молочной
эмульсии
                   над токарным станком.
По дорогам,
                       самым дальним
                                                      и ближним,
ты звал меня
                         с любой стороны,
своими поселками,
                                     Верхним и Нижним,
по лыжням
                      и дорогам войны.

Я твоим торжеством пронизан,
я твоими делами горю.
С моим поколением
                                       по пути в коммунизм
языком
               Твоим
                            Говорю.
Встаю,
            заботам твоим подвластен,
по графику время свое кроя,
иду и иду
                   на участие в счастье,
Сталинградский тракторный
                                                     Юность моя!
Источник:
Луконин, Михаил. Избранные произведения в 2 т.: Т.2. Поэмы. Заметки о поэзии / Михаил Луконин.- Москва : Художественная литература, 1973.- 462 с.

М. К. Луконин родился 29 октября 1918 года в селе Килинчи - Астраханская губерния, сейчас - Астраханская область, Приволжский район. В юности работал на Сталинградском тракторном заводе. Стал публиковаться в печати с 1935 года, в 1937 году окончил  Сталинградский учительский институт, после учился в Литературном институте. Участник советско-финской войны 1939-1940-х годов, стрелок лыжного батальона. С сентября 1941 года повторно призван Главным Политуправлением в РККА. Во время Великой Отечественной войны  был  военным  корреспондентом.
Значительная часть фронтовых стихов Л. собрана в его первой книге «Сердцебиение» (1947). Мирный труд недавних бойцов — одна из главных тем поэмы «Рабочий день». Антивоенным пафосом пронизана поэма «Дорога к миру». Повесть в стихах «Признание в любви» воссоздаёт картину революционного преобразования страны. Автор «Поэмы возвращения», поэмы «Обугленная граница», нескольких сборников лирических стихов, книга статей «Товарищ поэзия». 
Выступал также с очерками, рецензиями, переводами. Его произведения, начиная с 60-х годов, характеризуются большей простотой построения, усилением лирического начала. 
За книгу стихов и поэм «Необходимость» (1969) удостоен Государственной премии СССР (1973).Создал  ряд патриотических произведений, в частности поэмы «Подвиг», «Леонид Маркиш», стихов «Встреча», «Правосудие», «Сыну», «Красная Армия».

Историческая справка:
19 января 1925 года на Пленуме ЦК РКП (б) Феликс Дзержинский выступил с идеей строительства в Советском Союзе специализированного тракторного завода. Именно это выступление послужило толчком к началу строительства Сталинградского тракторного завода. 12 июля 1926 года на северной окраине Сталинграда, на берегу Волги состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода. Для постройки завода был отведен участок земли в 12 км от Сталинграда на берегу Волги, рядом с машиностроительным заводом «Баррикады». Вся площадь завода и рабочих поселков - это 500 га, из которых под будущий завод отведено около 130 га. Место постройки завода за городской чертой было выбрано не случайно: благоприятное экономическое и географическое положение сыграло здесь не последнюю роль. Наличие заводов «Красный Октябрь» (поставщика железа), «Баррикады» (как источника использования подсобных сооружений), а также развитых железнодорожных путей сообщения и удобство снабжения будущего завода нефтью и уральским чугуном - вот факторы, сыгравшие свою роль.
Спустя несколько месяцев, в ноябре 1926 года, поднимается вопрос об ускорении темпов строительства завода. Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода - первого в Советском Союзе специализированного на тракторостроении - состоялся 17 июня 1930 года
, с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 лошадиных сил. 
20 апреля 1932 года  была освоена проектная мощность завода, с конвейера сходило 144 трактора в сутки. Перед центральной проходной завода в 1932 году был установлен памятник Дзержинскому. Сталинградский тракторный – это гордость сталинской индустриализации. Он был самым первым заводом, построенным в начале 1930-х годов, и вошел в строй тоже в числе самых первых, еще до того, как вступили в строй гиганты: Уралмаш, Челябинский, Харьковский тракторный, Краматорский завод и другие.
В 1939 году И. П. Иночкин разработал первую в СССР автоматическую станочную линию. В годы Великой Отечественной войны  завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт.
30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75. Обладая высокими потребительскими качествами и значительным потенциалом для модернизации, ДТ-75 надежно забронировал себе место в будущих планах завода и стал базой для целого семейства тракторов.
В декабре 2002 года ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ) было разделено на 4 отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод». В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом.

Подготовила Анна Витальевна Горбунова

Комментариев нет:

Отправить комментарий