воскресенье, 8 сентября 2019 г.

Юрий Мишаткин "Нам бы про душу не забыть"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году. 

Юрий Мишаткин

«НАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ»


Я встретил его в сентябре 1974 года. В станице Клетской на съемках объявили перерыв, и Шукшин приехал в Волгоград. Узнал в местном Союзе писателей мой адрес и появился на пороге.
- Не забыть, как помог советом в Одессе, окажи и сейчас услугу: пропадаю в экспедиции без кофе – пристрастился к нему, дня не проживу, пару строк не напишу без чашки или кружки. Позарез нужны зерна, лучше молотые, а то на нашем «Дунае» кофемолку не найти.
В те годы кофе (как и многое другое) был дефицитом. Не надеясь на удачу, повел гостя в главный гастроном на Аллее Героев. Продавщица сразу узнала артиста – он был загорелый, с осветленными, чуть рыжеватыми волосами, расцвела.
- Сколько вам?
- Килограмм, а лучше три, - был ответ.
Второй просьбой было помочь поселиться в гостинице. И на этот раз моя помощь не понадобилась, хотя у стойки сияла табличка «мест нет», а у нас не было брони обкома партии, стоило администраторше увидеть просителя, как номер нашёлся.
В этот день мы говорили о сложности с изданием книг, особенно на периферии, конфликтах с цензурой, вспоминали однокурсников (один был моим одноклассником по тбилисской школе – Отар Иоселиани), Владимира Амлинского, Андрея Тарковского, Александра Митту. В памяти ничего не стерлось, помню почти все откровения гостя моего города:
- На съемках среди песчаных дюн на Дону печет, как возле доменной печи. Жара кружит голову, сжимает сердце. Удивляюсь, как станичники и хуторяне переносят подобное да ещё трудятся до седьмого пота?
- Умным человека делает не образование, а критическое к себе отношение.
- Самые наблюдательные люди – дети, потом художники.
- Не стоит хвастаться добротой, тем более тем, что никому не делаешь зла.
- Жизнь – бой в три раунда: молодость, зрелость и старость. Первые два раунда надо выиграть, лично я один проиграл.
Шукшину было достаточно увидеть у меня на полке свои сборники, в том числе первый, датированный 1963 годом, и последний «При ясной луне».


- А твоих опусов не имею в личном пользовании, читал в журналах, теперь с подаренными ознакомлюсь в Клетской. Напрасно увяз в чекистской теме, пиши о том, что пережил.
На правах хозяина я привел гостя к Волге, затем к Мамаеву кургану. Возле ведущей к мемориалу лестницы Василий сказал:
- Дальше не провожай, дальше пойду один. Боюсь, не сдержу слёз, ведь придется ходить по пропитанной кровью земле. Хорошо, что народа мало – на великом погосте шум неуместен.
И мы расстались, как оказалось, навсегда.
Не забуду признания в усталости, желании после «Разина» перестать снимать, сниматься и вплотную, не отвлекаясь ни на что, заняться сочинительством.
Вернувшись в Клетскую, Шукшин накануне 2 октября посетил с закадычным другом казачью баньку, вволю напарился, погулял по берегу, о чём поведал Бурков:
«Грустно было. Поднялись на бугор. Потом по телевизору бокс смотрели. В каюте кофе пили. В 4-5 часов утра я вышел в коридор, там Макарыч стоит, держится за сердце. Спрашиваю: «Что с тобой?» - «Да вот режет сердце, валидол уже не помогает, нет ли чего покрепче валидола?» Стал я искать фельдшерицу, но той нет. Нашлись капли Зеленина. Он налил их без меры и ушел. Утром на последнюю досьемку ждут. Уже в 11 часов зашел к нему, а он на спине лежит, не шевелится…»
Скоропостижно скончавшегося санитарным самолётом увезли в Волгоград. Я случайно узнал, что Шукшин в морге Совбольницы. Бросился в редакцию «Волгоградской правды», рассказал редактору о печальном событии.
- Необходим некролог: умер в нашем крае на съемках фильма о Сталинградской битве.
- Без разрешения обкома партии некрологи не публикуются, - ответил В. Ростовщиков, после паузы спросил: - Какие Шукшин имел почетные звания, награды?
- Не знаю, - честно признался я и лишь спустя ряд лет прознал, что Шукшин имел звание заслуженного артиста республики, ордена Трудового Красного Знамени, Государственные премии имени братьев Васильевых, посмертно – Ленинской премии.
- Состоял членом партии? – продолжал допытываться редактор.
И этого я не знал, лишь спустя годы стало известно, что в ряды компартии Василий Макарович вступил во время службы на Черноморском флоте, фильмы Шукшина удостаивались премиями на международных кинофестивалях.
Недолго поразмыслив, Ростовщиков согласился поместить 50 строк с портретом усопшего. С поспешностью, опасаясь, что редактор передумает, набросал несколько строгих абзацев, упомянул работу режиссера, актера, писателя, напомнил снятые покойным фильмы, сыгранные роли, изданные книги. На следующее утро, опередив все центральные издания, в областной газете на последней полосе появился некролог о человеке, поведавшем человечеству самое сокровенное, делавшим его мудрее, сострадательнее.

Источник:
Мишаткин, Ю. И. Ушли, чтобы остаться : рассказы, исторические очерки, документальные повести, воспоминания / Ю. И. Мишаткин. – Волгоград : Издатель, 2009. – 896 с. : ил.

Историческая справка:
Юрий Иванович Мишаткин – волгоградский писатель, лауреат литературной премии «Сталинград». В 1960 годах работал в газете «Молодой ленинец».

Василий Макарович Шукшин – актер, режиссер, писатель. Исполнитель роли Лопахина в экранизации романа М. А. Шолохова «Они сражались за Родину». Скончался 2 октября 1974 года в станице Клетской. Фильм досняли без его участия с дублирующим Шукшина актером – однокурсником Василия Макаровича – Юрием Соловьевым. Озвучивал Лопахина Игорь Ефимов.

В воспоминаниях Юрия Мишаткина упоминаются:
- Центральный универмаг. Здание было построено в 1938 году по проекту архитектора Марии Цубиковой. Во время войны универмаг был частично разрушен (в нём располагался штаб 6-й немецкой армии фельдмаршала Паулюса) и восстановлен после её окончания. В настоящее время здание признано историческим памятником федерального значения и памятником архитектуры регионального значения.
- Совбольница – ныне Волгоградская областная клиническая больница № 1, находящаяся в доме № 13 на улице Ангарской. Ведет свою историю от Александровской больницы, построенной в 1904 году и переданной в собственность города купцом 1 гильдии К. В. Ворониным. Во время Сталинградской битвы здание больницы было полностью разрушено и отстроено после войны.
- мемориальный комплекс «Мамаев Курган».

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий