суббота, 21 сентября 2019 г.

Юрий Лифанов "Нетипичный"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в библиотечном объективе". 

Юрий Лифанов

НЕТИПИЧНЫЙ
Отрывок из рассказа


Сейчас это трудно представить, но в те времена о которых речь, домашних телефонов не было даже у некоторых Героев Советского Союза. И Витьке Васильеву, рабкору областной молодежной, выпало общаться именно с таким. Впрочем, Витька сам его выбрал.
Тогда, полвека назад, накануне двадцатилетия Победы даже начинающий внештатник мог спокойно позвонить чуть ли не облвоенкому и, сославшись на задание редакции, попросить адреса живущих в городе Героев Советского Союза. Было именно так. Витька позвонил, и его пригласили зайти в любое время.
<…> В военкомате выдали ящичек с карточками, смотри, мол, сам, выписывай адреса. Ящичек был длинный, сотни карточек с данными жителей города и сельских районов. Витька выписал в блокнот несколько фамилий и адресов горожан, практично выбирая тех, кто живёт поближе, к кому можно быстро доехать на трамвае или троллейбусе.
К тому времени поездки по городу, узкой саблей изогнутому вдоль Волги на десятки километров, уже не были такими долгими, когда с Тракторного в Кировский или Красноармейский районы ехали к родным и знакомым в гости с ночевкой. Теперь с севера до юга и обратно регулярно ходили электрички и автобусы. Часа в три укладывалась поездка автобусом в один конец, от края до края. Правда, с пересадками. Долго, конечно. К тому же вдоль автотрассы или железной дороги по Витькиным представлениям и смотреть-то было особо не на что: либо голая степь или пустыри, либо серые заборы. За одними – частные дворы, за другими – блочные новостройки.

Когда в прежние годы доводилось ехать с матерью пригородным, а позже электричкой, на Судоверфь к бабушке Мане, Витька не мог понять, отчего, неотрывно глядя в окно вагона на все эти заборы и подъемные краны, мама чему-то радуется. Нередко вовсе изумляется – то брови вскинет, глаза распахнет, то головой кивает, вроде с чем-то соглашаясь. И всегда улыбается. «Ну, что там такого особенного, интересного? – недоумевал он. – Заборы блеклые, коробки бетонные. Да развалины старых домов…»
Для него, в ту пору пацана шести-семи лет, на всем этом пути ожидаемым и запоминающимся было лишь подворье с белыми каменными шарами у ворот, красной церковью с неблестевшими куполами и большим домом с узковатыми окнами (мать говорила, что это усадьба попа). Да еще, вслед за церковью, на другой стороне насыпи в большом загоне привычно теснились серо-грязной пеной настоящие овцы и коровы. «На колбасу пригнали», - мрачновато обмолвился как-то пожилой попутчик…
Дальше можно было и не вглядываться…
<…> Отрывки этих картин и воспоминаний одолевали Витьку, пока он ехал на встречу с Героем Советского Союза Иваном Михайловичем Чувалиным, жившим на улице Академической.
<…> По номерам было понятно, что дом, где жил Чувалин, расположен ближе к железнодорожному полотну. Улицу Академическую Витька не раз видел в детстве и отрочестве из окон пригородного поезда и электрички: неказистые дома да деревья вдоль дороги. Даже еще не деревья – саженцы худенькие. И как раз вскоре проезжали ту самую церковь и загон для скота. Но церковь теперь уже плотно закрывали новостройки, а на месте загона раскинулась спортплощадка с футбольным полем. Деревья на Академической и в окрестье заметно выросли и в ясный апрельский день уже вовсю зеленели молодой липковатой листвой…

Источник:
Лифанов, Ю. Нетипичный / Ю. Лифанов // Отчий край. – 2015. - № 4. – С. 227-233.

Историческая справка об упоминаемых объектах:

Судоверфь – ОАО «Волгоградский судостроительный завод».
Завод основан на берегу Сарептовского затона 1 октября 1931 года как Красноармейская судостроительная верфь (назван по городу Красноармейск, вошедшим в черту Сталинграда в 1931 году). В задачи новой верфи входило решение стратегической задачи обеспечения реки Волги транспортными судами «река—море» для бесперевалочной перевозки грузов из промышленных объектов, расположенных на Волге, в порты Чёрного, Каспийского, Балтийского и Средиземного морей. Обеспечение каспийского судоходства морскими судами также вошло в задачи завода.
В 1935 году построена первая в стране цельносварная бензоналивная баржа «Нева» грузоподъемностью 4000 т.
В 1940 году, когда верфь была переименована в завод № 264 Наркомата судостроительной промышленности (НКСП), на её стапелях стали строить бронекатера проекта 1124. Примерно тогда же получено задание по производству бронекорпусов и башен Т-34 для расположенного поблизости Сталинградского тракторного завода.
Осенью 1941 на предприятие, переведённое из НКСП в Наркомат танковой промышленности, было эвакуировано конструкторское бюро Харьковского тракторного завода и часть его оборудования.
В период Сталинградской битвы в 1942 году завод занимался выпуском комплектующих для фронта, бронекорпусов танков Т-34 для СТЗ, малые танки Т-60 по кооперации с «Красным Октябрём» и саратовским заводом № 180, корпусов штурмовиков Ил-2, поставлял для судов Волжской военной флотилии броневые щиты и бронебашни.
С ноября 1965 года — Волгоградский судостроительный завод Министерства судостроительной промышленности СССР. В 2013 году Волгоградский судостроительный завод был объявлен банкротом.

Улица Академическая – улица, находящаяся в исторической части города – Зацарицынском форштадте. До революции называлась улицей Дубовской. В дореволюционном Царицыне на улице находилась IV женская гимназия (в этом здании позже находился кинотеатра «Гвардеец», ныне – Волгоградский музыкально-драматический казачий театр).


Подготовила Марина Николаевна Урусова


Комментариев нет:

Отправить комментарий