25 мая 1579 года (445 лет назад) царь Иоанн Васильевич
Грозный обратился к донским жителям с грамотой, с царским посланием.
Произошло это после того, как донские казаки
предложили московскому царю свою военную поддержку и в 1552 году помогли
присоединить к Руси Казанское царство, а это все Среднее Поволжье. Царь
узаконил казачью вольницу, а за службу обещал жаловать казаков. С тех пор они
участвовали во всех войнах, которые вело Русское царство.
В 15-ом веке распалась Золотая Орда, и на её месте образовались Казанское, Крымское, Астраханское ханства, Малая и Большая Ногайская орды, руками которых Османская империя стремилась задушить молодое Российское государство. Ханства продолжали совершать опустошительные набеги на Русь. На южных её рубежах первыми сталкивались с незваными гостями донские казаки.
В конце 15-го – начале 16-го веках на Юге
России начала создаваться единая система пограничной обороны – «засечные линии»
из лесных завалов, валов, городов-острогов и постоянных гарнизонов.
История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных
просторах южных рубежей русского государства. По образному выражению Льва Толстого
– «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».
Казаками становились не только русские и
украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном итоге, сближение
пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной
культуре казачества, определило его специфические этнические приметы.
Подьячий Посольского приказа Григорий
Катошихин в конце 16-го века так написал о донских казаках: «…А люди они,
породою москвичи и иных городов, и новокрещённые татаровя, и запорожские
казаки, и поляки, и ляхи, и многие из них московских бояр, и торговые люди, и
крестьяне. И дана им на Дону воля своя и начальных людей меж себя атаманов и
иных избирают и судятся во всяких делах по своей воле, а не по царскому указу…».
Все, кто уходил на Дон, находили там
пристанище, не опасаясь, что их настигнет рука власти. Не случайно в плоть и
кровь донских казаков вошла поговорка: «С Дону выдачи нет».
Казаки, разъезжая по «Дикому Полю» – так
стало называться с 15-го века пустынное место, образовавшееся после разорения
монголо-татарами южно-русских княжеств, постоянного места жительства не имели.
Убежищем им служили вырытые в земле ямы, покрытые хворостом или камышовые
шалаши-шиши. Первое время женатых среди них не было. Основным источником
существования являлась военная добыча.
Природа щедро одарила донских казаков,
они говорили: «Кормит нас молодцев Бог: подобно птицам мы не сеем и не собираем
хлеба в житницы, но всегда сыты. А ежели, кто станет пахать землю, того нещадно
сечь розгами». Таким образом, первые казаки ревностно следили за тем, чтобы
ничего не отвлекало от главного их занятия – военной службы.
До конца XVI века Донское казачье войско было абсолютно независимым. В 1584 году Донское войско давало присягу верности царю Фёдору Иоанновичу. В 1612−1615 годах войско переходило из ведения Разряда в Посольский приказ и присягало на верность Михаилу Федоровичу Романову. В результате, сношения Русского царства с донскими казаками, вплоть до начала XVIII века, шло через «посольский приказ» (то есть, фактически, через «министерство иностранных дел»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий