17 июля 2017 года исполнилось 75 лет со дня начала Сталинградской битвы. Принимаем эстафету "Помни, гордись, передай память о Сталинграде!" (инициатор Людмила Борисовна Лоневская - Просто Библиоблог) от Агнии Книгиной (блог InterAlia), и представляем вашему вниманию небольшую хронику событий, происходивших в июле 1942-январе 1943 года на территории Кировского района Сталинграда - единственного района города, в который врага не пустили.
июнь 1941-октябрь 1942 года
Как следует из доклада командира корпуса народного ополчения тов. Зименкова
И. Ф. помимо танкового батальона в Тракторозаводском районе, был сформирован
дополнительно танковый батальон в Кировском районе из рабочих и служащих завода
№ 264 (Судоверфь).
В 1941 году Судоверфь перешла в ведение Наркомата
танковой промышленности СССР. Два основных вида выпускаемой продукции: бронекорпуса и
судостроение, а с 1941 года также запланирован выпуск ИЛ-2. Заказы судостроения
были приостановлены; основными видами продукции в IV квартале стали танки Т-60
(с использованием прибывающего с сентября 1941 года оборудования Харьковского тракторного завода), бронекорпуса
Т-34 и Ил-2, бронедетали. Уже к ноябрю 1941 года завод сдал 108 корпусов Т-34.
К августу 1942 года производство Т-60 вывезли в Барнаул. В октябре 1942 года
начался демонтаж оборудования и эвакуация в Гурьев и Омск. Оставшиеся
сотрудники продолжали работы по ремонту танков Т-34 и КВ, трофейных танков Т-3, Т-4, там и был создан танковый батальон: в критический
момент рабочие имели возможность сесть сами за рычаги танков, как оно и было.
Рабочие судоверфи оказывали большую помощь фронту.
Комиссар Сталинградского корпуса народного ополчения М.А. Водолагин вспоминает
случай, когда работая на морозе слесари, водолазы – рабочие судоверфи в течении
пяти суток поднимали танки, ушедшие под лед на речке Червленной. Ремонтные базы, размещенные в цехах
судоверфи, привели их в боевую готовность.
Водолагин М.А. отмечает, что судоверфь не только
ремонтировала танки, пушки, но и организовала массовое изготовление фанерных
танков.
За день изготавливалось по 15-20 макетов. На сотни
танков-макетов, расставленных в полосе оборонительного рубежа, немцы сбросили
тысячи бомб разного калибра.
Усик, Б. Г. Танки в народном ополчении
Сталинграда / Б. Г. Усик // Известия ВолГТУ. - 2006. – № 11. – С. 190-195.
К началу
Сталинградской битвы
По всему городу были воздвигнуты
баррикады. На перекрестках улиц стояли противотанковые ежи. В Кировском районе
их установили около 2,5 тысяч. Здесь секретарем райкома ВЛКСМ был Ваган Веропотвелян.
Раньше он работал инструктором на Тракторном заводе. Комсомольцы дружески
называли его Вано. Кировские комсомольцы во главе со своим секретарем энергично
взялись за строительство оборонительных сооружений. В районе выкопали
противотанковый ров, возвели барьер протяженностью 5 км из ж/д вагонных
колесных пар, каждая из которых весила тонну. На ж/д ветке от СталГРЭСа до
песчаного карьера были выставлены в ряд как заграждение от танков триста
вагонов. Такое же препятствие из них сделали по всему пути от станции Бекетовка
на юг протяженностью 12 километров.
Дубков, В. Н. Город отстояли. Комсомол и несоюзная молодежь на
защите Сталинграда / В. Н. Дубков. - Волгоград: Издатель, 2000. - С. 50 - 51.