понедельник, 30 сентября 2019 г.

Яркие самоцветы "Малахитовой шкатулки"



Этот год стал юбилейным для многих русских и советских писателей. Среди них юбилейную дату – 140 лет со дня рождения в России отмечали великому советскому  писателю-сказителю Павлу Петровичу Бажову.
Работники библиотеки № 17 подготовили красивое, музыкальное мероприятие для детей младшего дошкольного и школьного возраста по сказам Бажова. Это мероприятие настолько понравилось детям и педагогам, что его в течение года его просили повторить не раз. 
Вот и на этот раз  «Малахитовая шкатулка» открыла свои тайны и россыпи драгоценных камней-самоцветов по просьбе педагогов. В этот сентябрьский день в гости к библиотекарям пришли ребята подготовительной группы детского сада № 356 Кировского района.
Ведущая мероприятия – библиотекарь Васильева Светлана в этот день была  «Медной горы Хозяйкой», да и хозяйкой всего происходящего действа. Для того, чтобы соответствовать действительности, ей пришлось изрядно потрудиться над своим образом и практически полностью его изменить:
Платье цвета малахита, черная коса с изумрудной лентой, «корона» в каменьях, и, конечно, «малахитовая шкатулка» в руках.
С начала встречи ребятам был показан отрывок из старого советского фильма про «Хозяйку медной горы». А затем под песню про Данилу-мастера в зале появилась и сама «сказочная» героиня с красивой шкатулкой в руках. И, конечно, ребята сразу отгадали кто перед ними. 

О любви и юморе Юрия Беледина



«О любви и юморе Беледина», - так называлась литературно-музыкальная встреча, посвященная Беледину Ю.М.- волгоградскому поэту, писателю, журналисту, публицисту, которая прошла в литературно-музыкальной гостиной  библиотеки им. М.А.Шолохова 21 сентября 2019 года. Была организована выставка, на которой были представлены книги, публикации, иллюстрации о Беледине.
Начало встречи было озвучено  лирической музыкальной композицией, исполненной Гринюком А.Л.. Затем прозвучал рассказ Рязановой Г.В. о Беледине и Вразовой Д.Г., знавшей лично этого человека и оставивший в ее судьбе большой след, помог проложить ей тропу  в журналистику, а его стихи всегда трогали ее душу. Дэя Григорьевна рассказала, какой это был искромётный, ироничный человек, тонко чувствующий, преданный своей любви всю жизнь. Когда  Юрий Михайлович читал свои стихи Дэе Григорьевне, у нее сразу же они вызывали  желание  спеть песню, схожей по теме и содержанию.  «Юрий Михайлович очень хорошо разбирался в музыке. Голос у него был красивейший, бархатный. В юности в Ленинграде он пел в первом отделении, а во втором – Эдита Пьеха. Петь по-французски, это было прекрасно. Но когда он пел   по-арабски,  это было само очарование», - рассказывала Дэя Григорьевна.
            Юрий Михайлович Беледин был большим другом нашей Бекетовки. Он много помогал  в работе с детьми и приезжал к нам в Кировский район на мероприятия. «Для дружбы и понимания нет расстояния», - была позиция этого человека.
Затем звучали стихи поэта: лирические, философские, патриотические. Беледин очень любил свою родину, ей он посвятил множество стихотворений.
В любом краткосрочном изгнанье
                   твержу лишь России «спасибо»
за русскую песню простую,
за то, как просторы пластует,
за всё, что намного сильнее посулов
 в чужой стороне –
                   за то, что она существует!  
Разве можно сказать лучше, чем сказал поэт Беледин Ю.М.

Г. С. Скурлатов "Им было семнадцать"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.

Г. С. Скурлатов

ИМ БЫЛО СЕМНАДЦАТЬ

В балке Мокрая Мечетка

Ни Петр Кретов, теперь командир взвода ополченцев, ни Леонид Кульков, его верный друг и помощник, ни Степан Никишин, стрелок-снайпер, не могли себе представить ничего подобного тому, что пришлось им увидеть и пережить в первые часы нашествия фашистских полчищ на родной город.

Пробежав со своим взводом по балке Мокрая Мечетка в северо-западном направлении километров шесть-семь, они остановились. Противника не было  видно, а балка разветвлялась. Подумав, Петр разделил взвод на две группы. Одну возглавил сам и повел ее дальше по основному руслу. Другую поручил Кулькову с приказом, как только замечен противник, немедленно об этом донести комбату. Продолжая путь по правому, более отлогому склону балки Петр заметил вдали большую колонну противника. Она двигалась по степи в направлении города длинной бесконечной лентой.

Свою усадьбу Петр увидел издалека. Дома практически не было, сохранились только две стены. На месте палисадника, была небольшая, должно быть от мины, воронка. А рядом одиноко пламенел гладиолус. Отец любил возиться в палисаднике. Вспомнил отца совсем молодым, а себя ребенком. Отец брал  его на рыбалку на озера, за Волгу. Чудесная это была пора! Петр тяжело вздохнул. Сильно заныла рука. Спохватился, Надо на перевязочный пункт.
  

воскресенье, 29 сентября 2019 г.

Владимир Марахов "На земле Сталинградской"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.

Владимир Марахин

НА ЗЕМЛЕ СТАЛИНГРАДСКОЙ

Пробивается взгляд через годы преград,
Разрывается сердце на части,
Жалкой грудой развалин смотрел Сталинград,
Отстоявший в боях это счастье.
Прокричал политрук с пистолетом: «Вперед!»
И взметнулись суровые лица,
Наша память о них никогда не умрет,
За погибших мы будем молиться.
На земле Сталинградской в могилах войны,
От геройских дивизий до взвода,
Спят спокойно солдаты великой страны
С февраля сорок третьего года.
Ведь какою ценой миллионы солдат,
Умирая, ковали свободу,
На обломках ты выстоял, мой Сталинград,
В феврале сорок третьего года.
На душе отпечатком разрухи следы
Остаются в страданьях народа.
Мы победой твоей будем вечно горды
Февраля сорок третьего года!

Борис Екимов "На Кургане"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.

Екимов Борис

НА КУРГАНЕ
 
Края наши в последние годы зима не балует, О добром снеге лишь старики расскажут, да вспомнишь детство: сугробы с забором вровень. Теперь: морось, ветер, черная земля – как у нас говорится голошек.
Такой вот, порой в декабре, случилось быть в Волгограде, на Мамаевом Кургане. Там, на верху, за спиной монументов, разместилось местное телевидение. Оттуда и шел я по гранитным дорожкам и лестницам, мимо застывших в камне и мраморе скульптур.
Было зябко и холодно. Декабрьский ненастный день, через полудень перевалив, еле теплился, торопясь к долгой ночи. Мамаев курган, напрочь спаленный студеными ветрами, лежал чугунелый, и пусто было на нем.
Летом тут толпы людей с утра до вечера, туристы со всех краев. Теперь, а особенно в непогоду,- безлюдье.
Сизые низкие тучи неслись из-за Волги, задевая вершины кургана и огромный монумент женщины с мечом.
Спешил я вниз, к серому проспекту, к троллейбусу, к автобусу,- в общем к теплу.
В середине пути, в полкургана, там, гранитную лестницу обступают две высокие каменные стены с ликами воинов и горькими письменами, замедлил я шаг. И позвал меня тихий голос:
- Сынок…

Арт-бар "Белая лошадь"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "Волгоград в библиотечном объективе".




АРТ-БАР «БЕЛАЯ ЛОШАДЬ»


Арт-бар «Белая лошадь» находится в самом центре города на крохотной улочке Николая Островского, проходящей внутри двора между улицей Мира и проспектом Ленина.
Бар был открыт 28 января 2001 года. Коренные волгоградцы могут помнить его прежний облик, когда над входом была изображена вставшая на дыбы белая лошадь, вызывавшая шутки в духе: «Это не «Белая лошадь», а «Гарцующий пони». Сейчас вместо коня над баром красуется музыкант, играющий на гитаре. И, надо признать, это изображение более точно отражает содержание деятельности бара. Владельцы определяют его как арт-бар.
Сюда приходят не столько подкрепиться, сколько послушать музыку, ведь этот бар – постоянная концертная площадка для музыкальных коллективов.
Оформленная в «деревенском стиле» эта «точка общепита» давно превратилась в пристанище музыкантов и их поклонников, вписавшись в структуру культурных учреждений города. Слушать выступление любимых волгоградских и «гастролирующих» групп можно вдвоём-вчетвером за маленькими столиками или большой компанией за длинными столами. Рок, джаз, бит и другие направления музыки привлекают сюда меломанов со всей области. Попасть в бар в дни концертов можно исключительно по билетам, которые нужно приобретать в самом баре или через Интернет.



Подготовила Марина Урусова
Фотографии автора статьи

суббота, 28 сентября 2019 г.

Партшкола - памятник архитектуры и градостроительства

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "Волгоград в библиотечном объективе".



ПАРТШКОЛА - ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

Центральный район Волгограда – эпицентр исторических и культурных памятников. Можно смело утверждать, что они здесь находятся на каждом шагу. Одним из них является дом № 1 на Площади Павших борцов, на стене которого прикреплена табличка, определяющая его статус:
«Объект культурного наследия регионального значения
Памятник градостроительства и архитектуры
Партшкола
(Волгоградская медицинская академия)
1953 г.
Архитектор Симбирцев В. Н., Левитан Е. И.
Подлежит государственной охране
Лица, причинившие ущерб объекту культурного наследия, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовную, административную и иную ответственность».
В приказе Комитета по культуре Волгоградской области от 1 августа 2016 года «Об утверждении описания особенностей, послуживших основаниями для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (предмета охраны) объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки пр. Ленина», 1950-е гг., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Центральный район, пр. Ленина, 4 – 59», приводятся основания для внесения дома № 1 на улице Площадь Павших борцов в число объектов культурного наследия:

Геннадий Дементьев "Волгограду - городу-герою"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град.Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.

Геннадий Дементьев

ВОЛГОГРАДУ – ГОРОДУ ГЕРОЮ

Со звездой пятиконечной
Город мира и труда.
Шлют ему привет сердечный
Всей России города.
Грудь солдата-ветерана
В орденах на пиджаке,
Щит Мамаева кургана,
Меч у Родины в руке.
С высоты родной державы
Он нам видится бойцом.
Город – крепость! Город – славы!
Не погублен был свинцом.
Кто общался с ним – запомнит:
Он не смотрит свысока.
Духом мужества наполнит,
Жизнь продлит наверняка.

Иван Данилов "Скворцы прилетели"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.

Иван Данилов

СКВОРЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ

Придя домой, я достал давнюю фотографию. И еще раз показал сыну. Она – из сорок третьего года, из весны без деревьев, из города без домов…
Кругом – почерневшие в огне, закопченные развалины, горы рваного, обгорелого металла, И среди этого только что стихшего пожарища – домик. Конечно, убогий, нескладный, сооруженный из небольшой частички уцелевшего первого этажа. Но уже обжитой – возле дверей на табуретке стоит самовар.
Всю весну сорок третьего года шли к этому самовару люди. Шли, возвращаясь из-за Волги, из других мест эвакуации в родной город. Но города не было. Было пепелище. И оно пугало: воскреснет ли? Ведь почти нечего не осталось. Может, лучше обживаться где- нибудь на новом месте?
Домик стоял невдалеке от Волги, и многих людей, переправившихся через реку, встречала пожилая женщина, звала к себе, поила кипятком.
Что она говорила людям, я не знаю, выдумывать не хочу, но в послевоенном Сталинграде ее, ныне безымянную, знали, помнили про ее не затухающий ни днем ни ночью самовар. И старика ее помнили. Это он, наслушавшись разговоров о том, что в испепеленный город не вернутся даже птицы, наперекор, может быть, и своим сомнениям соорудил из крышки разбитого рояля два скворечника и высоко поднял их над своим жилищем. Выше этих скворечников в ту пору, кажется, в городе ничего не было. Они виделись отовсюду. Наверно, так и замышлял старик, продолжавший любить свой город и в прахе.

пятница, 27 сентября 2019 г.

Островок книжной культуры - магазин "Диалог"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "Волгоград в библиотечном объективе".





ОСТРОВОК КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ – МАГАЗИН «ДИАЛОГ»


В наш век электронной информации приятно найти уголок традиционной печатной книги, которую можно приобрести за приемлемую цену.
Островок исполнения желаний книголюбов и книгоманов находится на Аллее Героев в доме № 3.
Книжный магазин на одной из главных улиц города памятен многим волгоградцам, которые заглядывали сюда за учебниками или книгами для чтения ещё в советские годы.
Приятно осознавать, что «Диалог» выжил в условиях, когда закрылись многие другие книжные магазины, и продолжает радовать волгоградцев своим ассортиментом и ценами. Здесь можно приобрести не только «свежеиспечённую» литературу, но и издания, выпущенные несколько лет назад, - для детей и взрослых. Как отмечают постоянные покупатели, цены в «Диалоге» - на 20-30 % ниже, чем в других магазинах.
Надеюсь, что любимый книжный магазин выдержит нашествие электронной книги и продолжит дарить читателям общение с любимыми авторами.



Подготовила Марина Николаевна Урусова
Фотографии автора статьи

Юрий Тащилкин "Визажистка"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.



Юрий Тащилкин

ВИЗАЖИСТКА
Отрывок из повести 

«Аудитория взорвалась аплодисментами, когда к трибуне подошел гвардейского роста крепкий жилистый мужчина. Седая голова, слегка опущенные плечи придавали ему вид несколько уставшего человека.
-Летом сорок второго в составе минометного батальона я переправлялся через Волгу для подкрепления  защитников Сталинграда. Но посредине реки наша баржа попала под плотный обстрел и затонула. Почти все красноармейцы, которые были на ней, погибли. Я вот остался живой… Но до сегодняшнего дня не знаю – то ли меня кто-то подобрал, то ли сам доплыл в полубеспамятном состоянии. А плавать я и сейчас неплохо плаваю.
Все же на Волге вырос. В общем, очнулся  на берегу. Потом и шел, и полз куда-то. Ночь. Разрывы снарядов. Потерял сознание. Когда очнулся и открыл глаза, оказалось, ничего не вижу. Сплошная темень.  
Поднял руку – земля, над головой и вокруг земля. Понял – завален. И вдруг слышу рядом дыхание человека. Спросил по-русски, не отвечает, спросил по-немецки. Оказалось, рядом лежал немец… Медленно, с трудом  разговорились. Он, видите ли, пришел освободить нас от большевиков, от советской власти и установить свой порядок. Через некоторое время мы схватили друг друга за грудки. Но руки были как ватные.  Попыхтели, посилились и отодвинулись  каждый на свое место. Потом несколько раз пытались осилить друг друга. Но, задыхаясь и обливаясь потом, в бессилии каждый раз отодвигались на свою территорию. И вот мне удалось схватить его за горло и придавить. Немец затих, и я понял, что он мертвый. А когда рассвело, я увидел узкую щель и еле-еле выбрался из завала.
     После ответов на многочисленные вопросы Суровцева наградили горячими аплодисментами и книгой.
Следующим к трибуне подошел Дьяков Сергей. Он высокий и широкоплечий. Неожиданно для себя Федор Иванович отметил, что во всем облике Дьякова было немало сходного с только что выступавшим Суровцевым – спокойный, добродушный взгляд и внушительная физическая сила.

Николай Терехов "Живы будем, не помрем"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.

Николай Терехов

ЖИВЫ БУДЕМ, НЕ ПОМРЕМ
отрывок из повести

Живут в своем убежище мальчишка и девчонка. А с тракторного слышится шум боя, и там, где строились рубежи,- тоже бой. Ребятам бы за Волгу, куда переправились горожане. Там их спасение. Но Женька медлит.
- Ты посиди, я сейчас приду,- говорит он своей подружке и убегает.
   Если бы она знала, куда он уходит – никогда бы не пустила.
   Он пробираясь по завалам на улицах, через пепелища, идет к заводу. Оттуда вооруженные винтовками люди. Уходят защищать тракторный завод металлурги. Женька пристает к командирам и, пытаясь разжалобить их, просит:
- Дядя! Возьмите меня в ополчение. От него отмахиваются как, от мухи. Но он не падает духом, надеется. Не взяли сегодня, так завтра возьмут. И завтра снова:
- Дядя! Я стрелял уже. Я умею. Возьмите. Нет, не берут! Вот если найти того солдата, который учил его стрелять на рубежах. Женька идет к солдатам, ищет дядю Мишу и не находит.
- Дяденька, возьмите меня к себе,- пристает Женька к солдатам.
- Иди, иди, малый! Без тебя управимся!- прогнал его сердитый солдат.- Ступай на переправу.
   Обидно Женьке, Мать погибла. И никак  не может он уйти из города! Он должен получить винтовку и воевать. Ну, как же это они, взрослые люди, не поймут его?
   Сердитый возвращается Женька домой. И, будто Верка виноватая во всем, говорит:
 - Вот что, Вера,-  завтра пойдем на берег. Хватит тут тебе сидеть…
Вера поняла, что значит идти на берег, сразу в слезы?
- Я боюсь переправляться через Волгу.
- Тут не боишься…Все равно стреляют

четверг, 26 сентября 2019 г.

Школа живописи Андрея Выстропова

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "Волгоград в библиотечном объективе".



ШКОЛА ЖИВОПИСИ АНДРЕЯ ВЫСТРОПОВА

Есть в Волгограде местечко, которое ассоциируется с московским Арбатом. Это часть улицы Аллея Героев в Центральном районе, которую в народе называют «квадрат». На тротуаре возле чётной стороны улицы можно купить картины художников, поделки декоративно-прикладного направления, украшения из камня, заказать свой портрет в традиционном или карикатурном стиле.
Но «квадрат» - не единственное место на Аллее Героев, связанное с искусством. Если перейти на нечётную сторону улицы, в доме № 3 можно увидеть витрину с выставленными в ней картинами и большую вывеску над ней: «Школа живописи Андрея Выстропова».
Заслуженный художник Российской Федерации Андрей Петрович Выстропов родился в Волгограде в 1961 году. Выпускник Ленинградской академии художеств, член Союза художников России. В 1990-е годы жил и работал в Праге. За границей прошло более ста персональных выставок Андрея Выстропова. В 2001 году вернулся в Россию. В настоящее время пишет картины, работает одним из художников-постановщиков спектаклей Волгоградского молодёжного театра.
Школа живописи Андрея Выстропова открылась в 2012 году и продолжает работать до сегодняшнего дня. Это не простое учебное заведение, где можно получить навыки живописи. Школа совмещает в себе функции учебного заведения и центра социальной адаптации - работает с детьми, имеющими ограниченные возможности, воспитанниками интернатов и детских домов. Дети – не единственные ученики. Возраст получающих знания в школе - от 3 до 80 лет.

М. Т. Поляков "Опаленные войной"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_ГРАД. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.

М. Т. Поляков

ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ
Дети военного Сталинграда вспоминают


Пришел ноябрь. Наступили холода. Ударили первые заморозки, выпала пороша. А мы все продолжали жить в окопах без воды, без тепла, без продуктов. Было неимоверно трудно. Трудно и нам, окопным жителям, и красноармейцам, которые держали оборону города часто голодные, в холоде.
Наконец неожиданно пришла команда – нам собираться в дорогу. На открытых бортовых машинах все тундутовские семьи перевезли в Красноармейск. У нас там жили родственники в своём доме. Мы остановились у них. Старший брат Иван пошёл работать на местный горчичный завод, а через месяц, когда ему исполнилось семнадцать лет, добровольцем ушёл на фронт.
Здесь во время бомбёжки контузило мою сестру и ранило мать. Вдобавок к этому она ещё простудилась и заболела воспалением лёгких. В январе 1943-го её не стало. Так мы с братом Петром в мальчишеском возрасте стали круглыми сиротами.
Зимой 1943 г., когда наша семья жила у родственников в Бекетовке, мы, мальчишки, целыми днями смотрели, как вели пленных немцев. Оборванные, грязные, с обмотанными тряпками руками головами, они тянулись бесконечной извилистой змеёй. А когда их останавливали на привал, мы приближались к ним, чтобы рассмотреть, какие они, фашисты. Однажды немец, видимо это был офицер, предложил мне обменять на хлеб маленький в серебряной оправе компас, который мне очень понравился. Я тут же сбегал домой и принёс краюху хлеба, отдал немцу. От сестры мне потом здорово попало за это: самим есть было нечего. Так что мы с братом Петькой в тот вечер спали без ужина.
А компас тот долго я хранил как память о войне в Сталинграде. Когда пошёл служить в армию, взял его с собой.



Источник:
Сталинградцы в бою и труде: Документы. Очерки. Воспоминания. Фотографии / сост. М. Т. Поляков, П. А. Дубицкая. – Волгоград : Издатель, 2005. – 600 с. : ил.

В. Коротеев "В блиндаже командующего"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году. 

В. Коротеев

В БЛИНДАЖЕ КОМАНДУЮЩЕГО
Очерк

Блиндаж командующего находился на краю укрытого в земле штабного поселка, у самого берега реки Ахтуба. Отсюда видно пыльная слобода, Средняя Ахтуба и начинающая за ней унылая заволжская степь. Это был, пожалуй, самый тихий командный пункт штаба фронта за последние два месяца. В конце августа и в начале сентября штаб находился в глубоком овраге на реке Царице, и командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник Андрей Иванович Еременко перенес его к берегу Волги только тогда, когда авангардные отряды неприятеля вплотную подошли к штабу. Потом командующий фронтом вынужден был перебазировать свой штаб в Ямы, на левый берег Волги, а когда Ямы стали обстреливаться неприятелем из района элеватора, штаб переместился в Красный сад. В этом лесу, в этих укрытых в землю  блиндажах,  на которых заботливые саперы насадили даже цветы, день и ночь без перерыва велась внешне незаметная, скрытая, но кипучая, напряженная деятельность. В блиндажах узла связи непрестанно стучали аппараты Бодо, Морзе, связывавшие штаб фронта с армиями и со Ставкой. Отсюда же день и ночь на самолетах и на машинах отправлялись офицеры связи, направленцы, прикрепленные к одной из армий. Здесь каждый день решалась судьба любой дивизии, судьба многих тысяч людей, которые могли быть либо выведены из боя для отдыха и пополнения, либо наоборот, могли быть двинуты на самое опасное направление.

среда, 25 сентября 2019 г.

Бессмертный город нашей славы, святыня русских моряков



В сентябре 2019 года исполняется 165 лет с начала первой обороны Севастополя. Защита города стала одним из самых ярких эпизодов Крымской войны 1853-1856 гг.
Час доблести "Бессмертный город нашей славы, святыня русских моряков", посвящённый этим событиям, начался с показа клипа «Крымская война», в котором прозвучала информация о главных сражениях и результатах этой военной компании. На него пришли кадеты 9 класса МОУ СШ № 110.
- Крымская война была необычной войной для России. Как видите, мы её проиграли, что для нашей истории нехарактерно. Произошло это из-за отставания России от Англии и Франции в технологии и вооружении, - отметила Марина Николаевна, переходя к рассказу об обороне Севастополя.
В ходе часа доблести ребятам были показаны презентация «Участники обороны Севастополя», отрывки из документального фильма «Гибель адмиралов» и клип на песню К. Фролова-Крымского «Гимн Севастополя 1854-1855 гг.».
Ребята узнали о героизме моряков Черноморского флота и населения города при обороне бастионов и рубежей, о таких участниках Крымской компании, как адмиралы В. А. Корнилов, В. И. Истомин, П. С. Нахимов, командующий сухопутными войсками А. С. Меньшиков, военный инженер Э. И. Тотлебен, минёр А. В. Мельников, артиллерист Л. Н. Толстой, матросы П. О. Кошка и И. В. Шевченко, донской казак О. И. Зубов, хирург Н. И. Пирогов, сестра милосердия Д. Л. Михайлова (Даша Севастопольская). Конечно, деяния и гибель адмиралов были восприняты ребятами с интересом. Тем более, что в конце клипа прозвучало утверждение – кланяться пулям и ядрам у защитников Севастополя было не принято, а адмиралы почли бы за бесчестье снять с мундиров золотые эполеты по которым били вражеские пули, выискивая командиров. Среди защитников города особое внимание, естественно, досталось матросу Кошке и его дерзким поступкам во время вылазок в расположение неприятеля – украденных у французов из кипящего котла бараньей ноге и уведённом коне, проданном для сбора суммы на памятник матросу Шевченко.