Можно ли
проверить алгеброй гармонию? Этим вопросом задаётся каждый, кто помнит
знаменитые пушкинские строки из «Моцарта и Сальери». Учёные-математики провели
много исследований в области литературы (даже определили строгую
последовательность подачи завязки-кульминации-развязки сюжета, которые
гарантируют произведению бешеный успех), на стыке языкознания и математики
появилась новая наука – структурная лингвистика. А вопрос, как ни странно, так
и остался вопросом, на который продолжают давать ответы разные авторы, исследуя
эстетическую ценность произведений.
Мы сегодня, не
мудрствуя лукаво, остановимся на… арифметике, а не на алгебре, рассказав о
книгах, посвящённых выдающимся явлениям литературы, и имеющих в названиях цифру
– 9, 50 и 100.
Добин, Е. История девяти сюжетов :
рассказы литературоведа / Е. С. Добин ; рис. Т. Шимаревой. – Ленинград :
Детская литература, 1980. – 174 с. : ил.
В книге в
занимательной форме рассказывается об истории создания девяти известных
литературных произведений: от жизненного факта, положенного в основу, до
литературного воплощения.
Из книги Ефима
Добина вы узнаете о прототипах романов «Отверженные» В. Гюго и «Граф
Монте-Кристо» А. Дюма, повестей «Шинель» Н. В. Гоголя, «Капитанской дочки» и
«Пиковой дамы» А. С. Пушкина, «Гранатового браслета» А. И. Куприна, рассказов «Четыре
дня» В. М. Гаршина, «Муму» И. С. Тургенева, и «Польза сомнения» Д. Лондона.
Знаете ли вы,
что образ епископа Мириэля возник, когда Гюго узнал о встрече епископа Миолли с
каторжанином Пьером Мореном (в романе Пьер Вальжан)? Слышали ли вы, что,
прочитав «Отверженных» видный журналист Арман де Попмартен отправился в городок
Грасс, где в убежище для духовных лиц проживал 86-летний каноник Анжелен, чтобы
провести собственное расследование и узнать больше о епископе Миолли и его
встрече с каторжником? История отношений Мириэля и Вальжана совпадает с
историей отношений Миолли и Морена лишь в первой части, но в целом герои Гюго
более яркие, чем были их прототипы. Художнику удалось сделать их образы
запоминающимися, заставить читателя полюбить персонажей.
Если вы хотите
знать, какой была жестокосердная барыня, потребовавшая утопить «Муму», вам
следует обратиться к биографии Ивана Сергеевича Тургенева, потому что прототипом
этого персонажа стала… его мать – Варвара Петровна Тургенева Лутовинова.
История с гибелью собаки – реальна, о чём сохранились свидетельства –
воспоминания воспитанницы Варвары Петровны – В. Н. Житовой, которая любила
подкармливать собачку, таская ей что-то с барского стола. Лишь в одном писатель
отошёл от действительности – реальный крепостной после смерти собаки
по-прежнему продолжал служить барыне и любил её всем сердцем.
Но глава,
посвящённая повести, не ограничивается историей крепостного Андрея (в рассказе
Герасима) и его собаки. Она – о взаимоотношениях матери и сына, о постепенной
потере матерью авторитета из-за деспотичности, с которой она относилась к
окружающим. «Камнем преткновения» стал медик Карташов из крепостных, вместе с
Тургеневым ездивший в Берлин, в качестве «дядьки». Писатель обнаружив, что тот
сносно говорит по-немцки, добился для него права на посещение занятий по
медицине, и в Россию Карташов вернулся «изрядным медиком», на которого обратил
внимание светило медицины Иноземцев. Варвара Петровна наотрез отказывалась дать
вольную Карташову, что вызывало у Тургенева негодование. На почве споров
Тургенев однажды был изгнан из родного дома.
Историческим
экскурсом можно назвать главу «История и роман», посвящённую «Капитанской
дочке» А. С. Пушкина. Здесь и разбор пушкинского текста, и факты из биографии
Пугачёва, и история создания романа, при котором Александру Сергеевичу пришлось
приложить немало усилий, стараясь обмануть цензуру.
Книга написана
живым языком, автор умеет интриговать читателя, но не забывает раскрыть
интригу, оставив на прощание несколько вопросов для размышления.