понедельник, 30 ноября 2020 г.

Осенняя пастораль. Зинаида Исакиева (Коломейцева) "Ветер на Солёновке"

Стихотворение Зинаиды Васильевны Коломейцевой "Ветер на Солёновке" должно бы начинать наш вечер, ведь, оно посвящено концу августа-началу сентября. Но мы хотели, чтобы праздник закончился возвращением на нашу малую родину - в Кировский район Волгограда, на Солёный пруд. В места, хорошо знакомые каждому из участников вечера.



Осенняя пастораль. Владимир Толмачев "Страна моя"

 Наш праздник подходит к концу. Мы хотим завершить его перекличкой стихотворений двух наших самых активных участников вечера - Владимира Алексеевича Толмачева и Зинаиды Васильевны Коломейцевой. Эти стихи о том, что греет наши души в любое время года и в любые времена - любовь к малой и большой Родине. У каждого она проявляется по-разному, но она была, есть и будет всегда. 



Осенняя пастораль. Зинаида Васильевна Исакиева (Коломейцева) "Ноябрь"

 Вернёмся в осень. На календаре - последний её день. Предзимье.

Ноябрю и чувствам, которые он вызывает, посвятила своё стихотворение Зинаида Васильевна Коломейцева. 



Осенняя пастораль. Владимир Толмачев "Кириллица"

 Осень, поэзия - это очень важно. Но что бы мы делали без нашего алфавита? Не будь его, до нас не дошли бы произведения великих поэтов. 

Предлагаем послушать свежее (написанное этой осенью) произведение Владимира Алексеевича Толмачёва "Кириллица" и  узнать историю его создания. 



Осенняя пастораль. Зинаида Исакиева (Коломейцева) "Я лодку оттолкну веслом..."

Принято думать, что осень - пора мудрости. Но зрелые люди знают, что мудрость со временами года не связана и философские мысли могут появляться в любой сезон и самую невозможную погоду.

Продолжая путешествие по временам года и разговор о жизни и любви Зинаида Васильевна Коломейцева читает стихотворение "Я лодку оттолкну веслом..."



Осенняя пастораль. Алия Возжова "Наверное, зима сошла с ума..."

 Осень - это портал для мечтателей. Сидя дома, завернувшись в плед, можно путешествовать и в Ялту, и на южные острова, и в Швейцарию. А ещё можно перемещаться во времени - ведь, в нашей памяти хранятся воспоминания о зиме, весне и лете.

Словно услышав фразы о весне из стихотворения Зинаиды Васильевны Коломейцевой "Нас баюкает осени стынь..." Алия Возжова предложила продолжить путешествие по временам года и пригласила нас в зиму, которая вот-вот настанет. Хотя, в зиму ли или в прошлое, где была любовь? Решайте сами.




Осенняя пастораль. Владимир Толмачёв "Портрет"

  И снова получается перекличка, словно Зинаида Васильевна Коломейцева дала повод Владимиру Алексеевичу Толмачёву порассуждать на тему любви. Конечно, любви, ведь, только влюблённый поэт способен написать словесный портрет женщины такими яркими красками!



Осенняя пастораль. Зинаида Исакиева (Коломейцева) "Нас баюкает осени стынь..."

  "Печальной порой" назвал когда-то позднюю осень Александр Сергеевич Пушкин, описывая "природы увяданье". Тоскливые осенние нотки звучат в творчестве многих русских поэтов. 

Не в наших правилах грустить долго. Мы всегда ищем спасение от тоски, и находим его - в работе, друзьях, делах. А Зинаида Васильевна Коломейцева предлагает искать спасение в любви. И она, конечно же, права! 



Осенняя пастораль. Марина Урусова "А мне бы..."

 И снова - о свободе выбора пути. Только пути в поэзии, а не в жизни. Хотя, правомерно ли такое разделение - тут жизнь, а тут - поэзия? Не будем останавливаться на философии жизни. Лучше послушаем, что о своём выборе пути рассказывает Марина Николаевна Урусова, иллюстрируя свой рассказ осенними фотографиями.



Осенняя пастораль. Владимир Толмачёв "Свой путь"

 Планируя свою "Осеннюю пастораль" мы даже не предполагали, что она получится такой, словно поэты сидят в одном кругу, слышат друг друга и отвечают - то ли спорят, то ли дополняют рассказ предыдущего своего собрата по перу, продолжая тему. 

Тандем "путешественников" Елены Сергеевны Коротковой и Юрия Михайловича Соловьёва - тому пример. Но сейчас у нас появилось "трио" поэтов, обсуждающих тему свободы выбора пути. Первое слово сказала Зинаида Васильевна Коломейцева. Продолжает тему Владимир Алексеевич Толмачёв.



Осенняя пастораль. Зинаида Исакиева (Коломейцева) "Сама в ответе"

 Осень можно любить или ненавидеть. А ещё с ней можно спорить, выбирая свой путь. И отвечать за свой выбор, как это предлагает делать Зинаида Васильевна Коломейцева.



Осенняя пастораль. Юрий Соловьёв "Швейцария"

 Дальние страны! Как приятно мечтать о них, сидя осенним вечером дома за чашечкой чая или кофе. Можно в деталях представить себе путешествие, и... по-доброму улыбнуться своим мыслям. Именно это предлагает нам сделать Юрий Михайлович Соловьёв.




Осенняя пастораль. Елена Короткова "Осень"

Совершенно неожиданно для нас к сегодняшнему прощанию с осенью присоединилась ведущий библиотекарь Елена Сергеевна Короткова, раскрыв перед нами ещё один свой талант. Мы знали её как мастерицу-рукодельницу, которая может научить работать в разных стилях декоративно-прикладного творчества и... не заметили, что с нами работает поэтесса.

Позвольте представить вам её стихотворение "Осень". Елена Сергеевна сама создала клип, который вы сейчас увидите - прочитала стихотворение, создала видеоряд и записала.



Осенняя пастораль. Зинаида Исакиева (Коломейцева) "Усеет осень цветом роз..."

 "Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать!", - писал Эльдар Рязанов.

Об этом же говорит и Зинаида Васильевна Коломейцева в своём стихотворении "Усеет осень цветом роз..."


Осенняя пастораль. Алия Возжова "Прощаемся"

 Осень - не только пора творчества и пора любви. Она ещё связана с расставаниями. 

Увы, у философского осеннего настроя есть и обратная сторона "медали" - люди, переосмыслив свою жизнь, вдруг понимают, что стали друг другу чужими.

Стихотворение Алии Возжовой "Прощаемся" призывает не отчаиваться и верить в будущее.



Осенняя пастораль. Марина Урусова "Как жаль!"

Что осень нашёптывает поэтам? Чем она пробуждает их души и заставляет слагать стихотворные строки? Сложно сказать.

Кто-то назвал поэтов «говорящими живописцами». Возможно, он прав. Ведущий библиограф Марина Николаевна Урусова делится фотографиями осени и своими стихами о природе современной культуры, навеянными багрецом и золотом на улицах Кировского района.

Стихотворение «Как жаль!» появилось после посещения автором музея изобразительных искусств им. Машкова, где она, рассматривая скульптуру танцующих медведей с удивлением увидела подпись, оповещающую, что это - кони. Со скульптуры мысль переметнулась на литературу. Участвуя в литературных конкурсах и наблюдая за тем, кто становится победителем, Марина Николаевна думала, что ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у Есенина не было бы ни единого шанса стать лауреатом подобных конкурсов. Из поэтов прошлого какой-то шанс был бы лишь у Маяковского. И окончательный толчок к написанию стихотворения дало воспоминание о, так называемой, «кислотной музыке».

В результате появилось стихотворение «Как жаль!»





Осенняя пастораль. Владимир Толмачев "Осень"

 "Всё это - осень! Боже мой!" - восклицает в своём стихотворении Владимир Алексеевич Толмачёв. И в самом деле, как не изумиться тому, сколько эмоций она пробуждает в душе человека.



Осенняя пастораль. Зинаида Исакиева (Коломейцева) "Волхование осени"

 Чем ближе ноябрь, тем больше в голову приходят грустные мысли, будоражащие сознание. В пасмурные дни свинцовое небо давит на плечи, заставляя чувствовать себя скованно. 

К счастью, Зинаиде Васильеве Исакиевой (Коломейцевой) удаётся устоять перед хандрой и, несмотря на неё, погружаться в творчество. 



Осенняя пастораль. Светлана Тахтарова "С крыш наших падают..."

 К нашей "Осенней пасторали" присоединилась Светлана Тахтарова - человек, живущий "на два города". Она - то в нашей Солнечной Бекетовке, то на острове Сарпинский, то шлёт приветы из Москвы.

Своим видением осени она поделилась с нами.



Осенняя пастораль. Юрий Соловьёв "Друзьям"

Считается, что осенняя пора - не только благодатное время для творчества, но и пора депрессии. В Интернете есть даже такое утверждение, что порядочный человек просто обязан в ноябре хандрить не меньше восьми дней. Так какая же она на самом деле, эта Осень - благодатная и щедрая или унылая и депрессивная? Отвечаем - осень каждый день разная, поэтому в одни дни мы ей радуемся, а в другие печалимся. 
Эту двойственность осени напоминает стихотворение Юрия Михайловича Соловьёва "Друзьям", которым он с нами поделился.



Осенняя пастораль. Владимир Толмачев "В осеннем парке"

 Где можно получить позитивное настроение осенью? Конечно, на природе. Или, если вы живёте в городе - в парке, где можно встретить множество таких же влюблённых в осень людей.

"Ходите, люди, в парк почаще!" - призывает Владимир Алексеевич Толмачёв.



Осенняя пастораль. Зинаида Исакиева (Коломейцева) "Нежданной осени причалы"

 Осенью душа поёт так же, как весной. Но эта песня звучит совсем иначе - в неё вплетаются не звуки капели, а шелестение листьев. Зато душа разворачивает крылья и возвышается!

Зинаида Васильевна Исакиева (Коломейцева) - об осенней песне души.



Осенняя пастораль. Алия Возжова "Говорят, что осень..."

 Осень часто ассоциируют со зрелым возрастом жизни. В чём-то это правильно, потому что зрелый возраст - пора "сбора урожая", когда тебе видны плоды твоей жизни. Осень жизни - это радостное событие, которое нужно ценить не меньше, чем юность и молодость.

Об этом нам напоминает наша читательница и член Клуба любителей песни, книги и чтения - Алия Возжова.



Осенняя пастораль. Юрий Соловьёв "Встреча"

 О чём мечтали наши читатели этой осенью? О встрече. Такой, на которую можно прийти без масок и перчаток, собратья большим коллективом и насладиться общением.

Увы, мы не волшебники и не можем отменить меры против распространения коронавирусной инфекции. Но устроить нашим читателям встречу с любимым поэтом мы можем!

Член Союза журналистов России Юрий Михайлович Соловьёв читает своё "свежее" стихотворение, которое называется "Встреча".



Осенняя пастораль. Зинаида Исакиева (Коломейцева) "Рыжая"

Какого цвета осень? Золотая, багряная? Да, конечно. 

Но ещё она - рыжая. Рыжая, как лиса. Яркая и броская. Что может затмить её? 

Конечно, рыжая женщина с молодой и энергичной душой!

Председатель ВООО "Союз военных писателей" Зинаида Исакиева (Коломейцева) читает своё стихотворение "Рыжая". 




Осенняя пастораль. Марина Урусова "Поэзия"

 

Поэзия и осень, благодаря Пушкину, у нас слились в единое целое. Шелестят ли за окном листья или монотонно стучит по подоконнику дождь, их ритм вкрадывается в сознание и сами собой рождаются строки.

Но слова в стихах, как бы парадоксально это не звучало, не самое важное. Попробуйте поменять в стихотворениях знаки препинания и у вас получится совершенно другое поэтическое произведение.

О современной поэзии, склонной к предложениям сложных конструкций, и роли знаков препинания в них – стихотворение ведущего библиографа Марины Николаевны Урусовой «Поэзия».

Видеоряд – осенние фотографии автора.



Осенняя пастораль. Владимир Толмачев "Вот и осень пришла!"

 Приход осени - это большая радость, потому что она - мотиватор для творчества. Буйство её красок затмевает "акварельные" пейзажи весны и "масляные" пейзажи лета. Она, словно бы, протестует скорому приходу зимы и привлекает внимание к природе: "Да, посмотрите же, насколько это великолепно!"

Член литературного объединения "Авангард" и постоянный участник встреч Клуба любителей песни, книги и чтения Владимир Алексеевич Толмачёв записал (с помощью руководителя Клуба Галины Владимировны Рязановой) целый цикл осенних стихов, которыми делится с нами.



Осенняя пастораль. Борис Гучков. Поэтический отчёт

 Осень не только пора сбора урожая, но и пора отчётов. Особенно в этом году, когда мы все оказались в заложниках у коронавируса и не смогли провести встречи Клуба любителей песни, книги и чтения. Но вешать голову не стоит! 

Постоянный участник встреч Клуба - член Союза писателей России Борис Петрович Гучков представляет полный поэтический отчёт за март-ноябрь 2020 года. Конечно, есть в подборке стихотворений и стихи об осени.


Осенняя пастораль. Зинаида Исакиева (Коломейцева) "Что тебе, осень, от меня надо?"

Осень - пора подведения итогов и сбора урожая. Видимо, поэтому осенью мы много размышляем о жизни, о любви, задаём сами себе и окружающим философские вопросы.

А вот председатель ВООО "Союз военных писателей" Зинаида Исакиева (Коломейцева) решила задать вопрос не людям, а природе в её осеннем воплощении.




Осенняя пастораль. Алия Возжова "Листья жёлтые"

 Верная примета осени - жёлтые листья, от которых "ни спрятаться, ни скрыться". Их шелест под ногами настраивает на мирный лад, а плавное падение завораживает. Не удивительно, что они - одни из главных героев стихотворений об осени.

Своё стихотворение "Листья жёлтые" представляет читательница нашей библиотеки Алия Возжова.



Осенняя пастораль. Владимир Толмачев "Сентябрь"

 Начало осени. Сентябрь. Чудесное время, когда на улице ещё солнечно и тепло, а листья на деревьях только начинают желтеть. 

Волшебному месяцу, открывающему лето, посвятил свои стихи Владимир Толмачёв - член литературного объединения "Авангард".



Осенняя пастораль. Светлана Васильева "У судьбы моей сегодня именины"

Осень – волшебное время года, когда буйство красок пробуждает в душе желание творить. И стихотворные строчки сами собой рисуются из слегка (или не слегка) влажного воздуха, просясь на бумагу.

Последний день осени мы решили провести празднично и торжественно, проводив нашу сезонную гостью стихами и песней. С 11.00 до 19.00 в блоге будет царить осенняя атмосфера, созданная усилиями поэтов Кировского района, читателей и сотрудников библиотеки.

Открывает наш праздник, получивший название "Осенняя пастораль", авторская песня ведущего библиотекаря Светланы Ивановны Васильевой "У судьбы моей сегодня именины".



воскресенье, 29 ноября 2020 г.

«Милая, любимая, самая красивая»: сценарий


 29 ноября в России отмечают День матери. Этот праздник был учреждён Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года.

В День матери мы представляем вам сценарий детского праздника, посвящённый мамам.

«МИЛАЯ, ЛЮБИМАЯ, САМАЯ КРАСИВАЯ»

 

Составитель: Короткова Е. С.

 

Ведущий: Вы любите праздники? (ответ ребят) Я – очень! Праздник – это всегда весело, ярко, праздник – это хорошее настроение и подарки, праздник – это время, когда можно отрешиться от важных дел, и просто от души радоваться. А скажите, пожалуйста, какие вы знаете праздники? 

             (ответ ребят)

Ведущий: А какой праздник у вас самый любимый?

         Как правило, дети называют День рождения и Новый год.

Ведущий: Да, Новый год это праздник, который любят все и всегда. Что же касается других праздников, то очень часто любимые праздники с возрастом меняются. Малыш вспомнит Новый год, ребенок постарше свой день рождения, а в семье, где есть дети, наверняка, в числе любимых дней назовут День рождения ребенка. Но есть еще один очень важный праздник, который тоже любят дети. Как правило, взрослые дети. После нашего сегодняшнего сказочного дня, я думаю, полюбите и вы. Кто знает, о каком празднике идет речь?

пятница, 27 ноября 2020 г.

Новогодние фантазии (готовим украшения к Новому году и Рождеству)

На пороге чудесные праздники Новый год и Рождество и, не смотря на пандемию и ограничения, каждая женщина хочет в праздничный день выглядеть привлекательно и порадовать себя чем-нибудь новым, даже если предстоит встретить праздник  дома. А для рукодельниц настает самая прекрасная пора для творчества, когда допустимы любые новогодние фантазии.

   Именно для рукодельниц Короткова Е.С. подготовила видео презентацию, в которой представлены украшения в разной технике: шибори, бохо, текстильные украшения, украшения из бисера и бусин, цветов и золотых нитей, полимерной глины.

Видео презентация очень понравилась. Наши рукодельницы обратились с просьбой рассказать о красивом и необычном оформлении домов и подарков.

Грипп - это опасно!

Грипп – вирусное заболевание. И заразиться им можно от больного человека при кашле, чихании, контакте.

Лечить это опасное, и порой с последующими осложнениями заболевание все таки нужно. Хотя бытует мнение, что если остаться просто на постельном режиме и просто «переждать» болезнь, то она пройдет сама, организм «включит иммунитет» и справится сам.  Но все же лучше обратиться к врачу и вовремя начать лечение. Так как, на самом деле, грипп страшен своими осложнениями.

Сегодня практическое здравоохранение располагает значительно арсеналом современных средств и методов успешной борьбы с гриппозной инфекцией.

Об этом и как предотвратить заболевание гриппом рассказывается в видеороликах, которые были предоставлены для внимания всех пользователей в этот день. Для их внимания демонстрировались фильмы «Грипп- это опасно», «Как уберечь себя от заболевания», «Как отличить грипп от ОРВИ», «Первые симптомы», «Врач рекомендует», «Грипп и другие простудные заболевания»

Видео-фильмы понравились пользователям и вызвали интерес. Надеюсь, они узнали много интересных вещей об этом заболевании и методах его лечения и предупреждения.

 

Подготовила Светлана Ивановна Васильева

Приглашаем на День короткометражного кино!

 

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Приглашаем вас присоединиться к Всероссийской акции «День короткометражного кино», организатором которой является Молодёжный центр Союза кинематографистов России!

В 2020-м году в России акция пройдёт в седьмой раз. Наша библиотека станет площадкой акции в третий раз.

23 декабря мы ждём вас в нашем читальном зале. В связи с ограничениями, введёнными для предотвращения распространения коронавирусной инфекции, количество участников просмотра будет ограничено. Но для того, чтобы фильмы акции могло увидеть больше зрителей, мы проведём не один, а пять сеансов – в 13.00, 14.00, 15.00, 16.00 и 17.00.

 


На сеансах вы увидите конкурсную программу «Игровое кино»:

среда, 25 ноября 2020 г.

Шолоховский ноябрь

Михаил Александрович Шолохов прожил большую жизнь и успел сделать многое. О нём можно рассказывать часами, днями, годами и тема не исчерпается.

Но сегодня мы хотим взглянуть на писателя по-новому, и на это нас настраивает уходящий ноябрь – последний месяц осени. Каким был этот месяц для Михаила Александровича? Остановимся лишь на некоторых, самых интересных и не затрагивавшихся ранее в наших публикациях, событиях из жизни Михаила Александровича, происходивших в ноябре.

 



1920, октябрь—декабрь

Участие М. А. Шолохова в переписи населения




1923, ноябрь

М. А. Шолохов впервые побывал в комсомольском литобъединении «Молодая гвардия». По рекомендации В. М. Кудашева в конце 1923 года был принят в литобъединение (после того как на одном из вечеров МАПП прочитал свой рассказ) и стал посещать учебные занятия в общежитии на Покровке, в комнате Марка Колосова, вместе с молодыми литераторами группы «Молодая гвардия» — В. Кудашевым, Я. Шведовым, А. Исбахом, В. Герасимовой, Б. Горбатовым, Г. Шубиным, И. Рахилло. В общежитие на Покровке часто наведывался из Ростова А. Фадеев. Занятия, которые вели В. Шкловский, О. Брик, Н. Асеев, носили характер чисто формального овладения мастерством. В. Шкловский говорил, что он учил начинающих литераторов «способам обработки вещи». В общежитии молодых писателей и поэтов, членов группы «Молодая гвардия» жили тогда Ю. Либединский, В. Герасимова, М. Светлов, М. Голодный, А. Веселый.

М. Колосов: «...Первое занятие проводил с нами Осип Брик в ноябре 1923 года. После его беседы «О сюжете» и разбора рассказа Чехова «Пересолил» каждый должен был написать рассказ «на обратный эффект». Наиболее прилежно это задание выполнил Шолохов. Его рассказ произвел на нас особое впечатление...»

 

вторник, 24 ноября 2020 г.

Песни Победы. "Дорога на Берлин"


 Предвкушение праздника - необыкновенное чувство, которое увеличивает его ценность во много раз. Песни, появившиеся в последний год войны и рассказывающие о близком разгроме врага, - бесценны. Хорошо, что они сохранились. Ещё лучше, когда их слова помнят и поют все 75 лет с момента окончания войны. Именно такую песню мы хотим вам напомнить.

История песни «Дорога на Берлин» весьма любопытна. Сначала поэт Евгений Долматовский написал стихотворение «Улицы-дороги». Произошло это в только что освобожденном от фашистов Гомеле. Поэт заметил интересную особенность: Последняя улица, по которой проходили наши наступающие войска, как бы указывала маршрут к следующему городу, который предстоит брать. В Орле это была  Брянская улица, в Брянске – Гомельская, в Гомеле – Минская.

Стихи были напечатаны во фронтовой газете «Красная армия». Песню «Улицы-дороги» солдаты запели в дивизиях и полках, причем на разные мотивы, которые подбирали армейские запевалы. Долматовский отправил стихи в Москву М. Фрадкину. Ответа от композитора сразу не последовало. И вдруг через год, уже в конце войны, он услышал по радио голос Утесова, исполнявшего песню, у которой каким-то удивительным образом появилось продолжение. Она звала уже не на Минск, а на Берлин!

Оказывается, Фрадкин все-таки написал музыку к песне. А текст дописал… Л.Утесов, прибавляя названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест, Львов, Люблин, Варшаву и так далее, заканчивал словами «На Берлин!»

С этими поправками, которые внесла сама жизнь, песня действительно привела к Победе и стала называться «Дорога на Берлин»


 Подготовила Галина Владимировна Рязанова

понедельник, 23 ноября 2020 г.

«Табачный террор»: видеопоказ в реальном времени

 

Библиотека № 17 регулярно проводила и проводит мероприятия и встречи со старшеклассниками на тему здорового образа жизни. В связи со сложившейся в последнее время тяжелой эпидемиологической обстановкой проведение мероприятий в должном их формате и объеме стало затруднительно. Большинство мероприятий работники библиотеки стали проводить виртуально, публикуя их в блоге и на сайте библиотеки. Данное мероприятие было проведено в читальном зале библиотеки. Но не для определенной группы людей или школьного класса.  видео-фильмы демонстрировались в течение всего дня и публика менялась. 18 ноября в течение дня для небольших групп молодежи был организован непрерывный  показ слайд-презентаций и отрывков видео-фильмов на тему пропаганды здорового образа жизни и вреда курения.

Речь в данных роликах, нарезанных и обработанных по времени и формату шла о самой пагубной привычке - курении. 

воскресенье, 22 ноября 2020 г.

Дэя Григорьевна Вразова "Стихи Геннадия Андреевича Дементьева"

 Продолжаем публиковать материалы Дэи Григорьевны Вразовой, предоставленные для её личной рубрики нашего блога "В тени памяти".

СТИХИ   ГЕННАДИЯ  АНДРЕЕВИЧА  ДЕМЕНТЬЕВА

 

8 сентября 2020 года в клубе «Гармония» Таисия Петровна Ургалкина мне протянула книгу Геннадия Дементьева «Кивок судьбы» и сказала, что автор ей подарил эту книгу во время совместного лечения и отдыха.  

В книге есть автограф автора:

«Таисии Петровне, самому активному члену клуба «Гармония» в Кировском районе от кировчанина. Книга пусть напомнит, как пребывали в санатории «Качалинский». Дементьев. 8.06.2017 года».

Дома для духовного отдыха прочитала и выбрала четыре стихотворения.

 

суббота, 21 ноября 2020 г.

Песни Победы «До свиданья, города и хаты»

 Первые песни Победы появились в первые дни войны. Они давали мощный посыл вперёд, придавали энергию уходившим на фронт бойцам. Одной из песен, появившихся в июне 1941 года была песня Михаила Исаковского и Матвея Блантера «Походная песня, известная ныне как  «До свиданья, города и хаты»


29 июня 1941 года газета «Правда» опубликовала стихотворение поэта Михаила Исаковского «Походная песня». В те же дни музыку к этим стихам сочинили М. Блантер, В. Захаров, И. Дунаевский, 3. Дунаевский.

Песня с мелодией Исаака Дунаевского в первые же дни июля прозвучала по радио в исполнении ансамбля песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников. Разбившись на бригады, ансамбль пел «Походную» на вокзалах и призывных пунктах столицы, провожая на фронт воинские эшелоны.

Тогда же, летом 1941 года, Дунаевский включил «Походную песню» в один из выпусков боевого  киносборника  «Победа – за нами!». Пел ее там киноактер Борис Чирков. В те же самые дни перед воинами, отправлявшимися на фронт, выступали и артисты хора имени  М.Пятницкого, в репертуаре которого была песня, написанная на те же стихи Исаковского композитором В.Г. Захаровым.

И все-таки наибольшую известность и самое широкое распространение в годы войны получила песня, музыку которой к этим же стихам Исаковского  сочинил композитор Блантер. Она-то и вошла в песенную антологию военных лет. Впервые ноты ее были опубликованы в сборнике «В бой за Родину», выпущенном осенью 1941 года.


Подготовила Галина Владимировна Рязанова

 


пятница, 20 ноября 2020 г.

Белый лебедь Майя Плисецкая

 20 ноября 2020 года исполняется 95 лет со дня рождения советской и российской балерины, хореографа Майи Михайловны Плисецкой (1925–2015)

 

Майя Плисецкая представительница театральной династии Мессерер-Плисецких. Известная прима балерина Большого театра СССР (1948-1990 гг.) Ее считают одной из величайших балерин ХХ века.

Майя Михайловна Плисецкая родилась в г.Москва 20 ноября 1925 года в семье советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахиль Михайловны Мессерер-Плисецкой. Была старшей из трёх детей. С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», затем – генеральным консулом СССР.  Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 г. он был арестован. Расстрелян 8 января 1938 года  (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать арестовали в начале марта 1938 года и вместе с грудным Азарием выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы Майю не отдали в детский дом для детей изменников Родины, её удочерила тётя по материнской линии, солистка Большого театра Суламифь Мессерер.

Суламифь познакомила племянницу с балетом, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Балет Майю заинтересовал. Вернувшись домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей. Когда Майе исполнилось 7 лет и 8 месяцев, тётя отвела её в хореографическое училище, где проходил очередной набор. Видя талант, и природные данные девочки, ее приняли в балетный класс, хотя ей не исполнилось еще 8 лет.

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом. Но первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Михаила Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. Тётя старалась сделать номер таким, чтобы Майя показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук; она же придумала выход балерины спиной к публике.

четверг, 19 ноября 2020 г.

Сталинград атакует! Артиллерия бьёт

 

Наш памятный вечер подошёл к концу. Мы надеемся, что информация, которой мы сегодня поделились с вами, поможет вам понять, прочувствовать цену памятной даты – 19 ноября 1942 года, соприкоснуться с душами защитников Сталинграда – теми, кто не дожил до Победы, с теми, кто ушёл от нас после войны, и ощутить благодарность к тем, кто ещё, слава Богу, жив.

Завершить наш вечер мы хотим песней «Артиллерия бьёт». Хотя в ней нет ни слова о Сталинграде эта песня – о всех артиллеристах и пехотинцах Великой Отечественной войны. 

В ней есть строки, обращённые ветераном войны к потомкам. Не пропустите их. Задумайтесь над ними.

 

«Артиллерия бьёт»

Музыка: А. Каленов Слова: Ю. Разумовский


 ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Сталинград атакует! Геннадий Иванович Гончаренко о начале контрнаступления советских войск под Сталинградом

Наш памятный вечер подходит к концу. И нам хотелось бы завершить его темой передачи памяти о Сталинградской битве будущим поколениям. Во времена Советского Союза с этой задачей прекрасно справлялись писатели, которые создавали книги для детей, где эмоционально рассказывали о подвигах участников Сталинградской битвы. Одним из таких писателей был Геннадий Иванович Гончаренко, которого даже называли «писателем сталинградской темы».

Интерес к теме у Геннадия Ивановича появился неспроста – он сам воевал под Сталинградом. И хотя после Волжской битвы у него был долгий фронтовой путь, Сталинград остался главным городом в его жизни и душе.

Хотелось бы познакомить вас с главой книги Геннадия Гончаренко «Битва на Волге», посвящённой началу контрнаступления под Сталинградом. Надеемся, что она послужит примером того, как надо рассказывать детям о войне и вдохновит современных авторов на написание настоящих «детских военных» книжек.

 

Геннадий Гончаренко

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ И ДОНСКОЙ ФРОНТЫ ПЕРЕХОДЯТ В КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ 


От небольшого города на Дону, Верхнего Мамона и от Клетской до Волги растянулись вдоль правого берега реки, укрылись, залезли в землю на плацдармах войска Юго-Западного и Донского фронтов, будто гигантская тетива, натянутая в излучине, нацелив стрелы своих армий на юг и юго-восток.

В ночь на 19 ноября на переднем крае обороны противника работали первопроходчики-сапёры. Они делали проходы во вражеских заграждениях и минных полях, очищали от затаившейся, невидимой в земле смерти – мин. Делали они свою опасную работу под густым покровом ночи, на ощупь: противник открывал огонь на любой шорох с нашей стороны. И к тому же сапёры не имели права ошибаться. Любая ошибка не только грозила им гибелью, она же могла стать сигналом для врага: «Здесь ожидаются действия…» Во тьме время от времени вспыхивала беспорядочная ружейно-пулемётная перестрелка, пугая тишину. Разноцветные метеориты-ракеты, распарывая тьму, освещали бледным пугливым светом землю.

Сталинград атакует! Воспоминания Гамлета Бегляровича Даллахяна о начале контрнаступления войск под Сталинградом

Воспоминания участников Сталинградской битвы. Каждое из них бесценно, потому что в них сохранилась энергетика тех дней, о которых рассказывает ветеран. И порой даже за сухими строчками вдруг встаёт такая яркая картина, словно ты смотришь на эти события собственными глазами.

Этот туман, который сначала помогает, а затем мешает нашим войскам… Ты видишь замполита Заболотного и почти угадываешь его лицо, хотя нигде не можешь найти его фотографии… Это торжественно-таинственное чтение приказа военсовета армии Сталинградского фронта при лампе-коптилке и растянутой над головой замполита плащ-палаткой. И даже лаконичное упоминание, что майор сказал пару слов от себя, не вызывает любопытства – ты знаешь, что и как он сказал, и даже чудится, что слышишь звуки его голоса. Ты там – в степях под Сталинградом и с нетерпением ждёшь наступления, и волнуешься вместе с бойцами – вдруг отменят?

Именно такие чувства вызывает отрывок из книги воспоминаний участников и свидетелей Сталинградской битвы «Перелом», составителями которой являются три волгоградских историка: П. П. Попов, А. В. Козлов, Б. Г. Усик. Воспоминания уроженца Баку и настоящего Сталинградца Гамлета Бегляровича Даллахяна.

Приводим отрывок из этого сборника, и надеемся, что вы тоже сможете прикоснуться к святому для волгоградцев-сталинградцев дню – 19 ноября 1942 года.

 

Командир взвода связи фронтового батальона связи Сталинградского фронта Гамлет Беглярович Даллахян вспоминает: «Наводили линию связи со штаба фронта к штабам 57-й и 62-й армий, обеспечивали многопроводной кабельной связью КП командующего фронтом генерал-полковника А. И. Еременко через Волгу… В канун наступления наш батальон связи был переброшен в 57-ю армию с которой наступал от Чапурников до хутора Советского. 19 ноября 1942 года мы ещё ничего не знали о начавшемся контрнаступлении наших войск на севере, на участке Юго-Западного и Донского фронтов, а тем более об окружении противника.

Наш 407-й ОЛБС – отдельный линейный батальон связи, - как всегда, был разбросан. Три роты – и все в разных местах. В каждой роте по четыре взвода, и тоже редко сходились вместе. Не то, что в пехоте – всегда вместе, даже полк – на расстоянии видимости.

Вот уже несколько дней наша телеграфно-телефонная рота стояла у железной дороги, чуть севернее станции Тундутово (теперь Канальная). Мы не знали, сколько будем стоять там, но подозревали, что скоро начнётся большое наступление. Не зря пригнали нас сюда. Жили себе в землянках у деревни Татьянка. Сорвали.

Было холодно, первые морозы сковали лужи. Вынуждены были зарываться в землю.

Сталинград атакует! «Сталинградская правда» о начале контрнаступления под Сталинградом

 Газета «Сталинградская правда» во время битвы на Волге сильно пострадала – при бомбёжке города 23 августа была уничтожена типография, погиб один из журналистов. Но вскоре возобновила свою работу, использовав заводскую типографию, и по мере сил и возможности освещала события на фронтах, публиковала обращения командования фронтов к войскам и населению.

О том, как отметила начало контрнаступления «Сталинградская правда» рассказывается в книге Р. Муксинова «Газета в бою», отрывок из которой мы предлагаем вам прочитать:

 

Наступление, которого все ожидали с таким нетерпением, началось 19 ноября, хотя газета об этом сообщила через несколько дней, вместе с первыми сообщениями Совинформбюро.

Морозное, туманное утро в этот день разбудил гром артиллерийской канонады. Одновременно заговорили тысячи орудий Юго-Западного и Донского фронтов. Словно смерч обрушился на вражескую оборону, разметая живую силу, сокрушая укрепления. А вслед за огненным валом устремились вперёд пехота и танки.

На другой день таким же мощным артиллерийским ударом перешёл в наступление и Сталинградский фронт.

«Бойцы и командиры Сталинградского фронта показали пример мужества, доблести и геройства, - говорилось в воззвании Военного совета фронта. – Теперь на нашу долю выпала честь начать мощное наступление на врага. За кровь загубленных фашистскими людоедами наших жён и детей, за пролитую кровь наших бойцов и командиров мы должны пролить потоки вражеской чёрной крови. В наступление, товарищи!..»

Долго ждали защитники волжской твердыни этого часа. В самые тяжёлые дни, когда отходили от Дона, когда грудью отстаивали каждый дом в Сталинграде, когда пылала сама земля, камни у Волги, они верили, знали, что настанет час расплаты. И вот он настал. Никакая сила теперь не могла их остановить.

Сталинград атакует! Алексей Семёнович Чуянов о начале контрнаступления советских войск под Сталинградом

       Воспоминания могут обманывать человека, путать в его памяти события, вычёркивать имена участников Сталинградской битвы. Другое дело – дневники. К сожалению, во время битвы на Волге населению и солдатам было не до них. К счастью один человек такой дневник всё же вёл, понимая значимость происходящих событий, их ценность для истории, для потомков. Это был первый секретарь обкома и горкома партии, руководитель городского комитета обороны Алексей Семёнович Чуянов. В его дневнике пропущено всего несколько дней – самые чёрные дни Сталинграда, когда немецкие самолёты планомерно уничтожали город. Благодаря «Сталинградскому дневнику» Чуянова мы можем восстановит многие события того периода.

Вот что он записал 19 и 20 ноября 1942 года:

19 ноября. Сегодня наши соседи, войска Юго-Западного и Донского фронтов перешли в решительное наступление. Совинформбюро, правда, пока ничего об этом не сообщает, но мы-то знаем: наступление развивается успешно и явилось полной неожиданностью для немцев. Сколько радости и надежд вызвало это известие!

62-я армия при мощной поддержке нашей артиллерии, находящейся на левом берегу Волги, тоже атакует, выбивая фашистов с Мамаева кургана. Завтра в соответствие с планом Верховного Главнокомандующего весь наш фронт перейдёт в контрнаступление.

Мне поручено выехать в 64-ю, а затем в 51-ю армию. Спешно готовлюсь к отъезду, связываюсь с секретарями обкома, информирую их, что теперь мне придется заниматься чисто военными вопросами.

Сталинград атакует! Сурен Гарегинович Мирзоян о начале контрнаступления советских войск под Сталинградом


 Большое спасибо историкам за их труд в осмыслении и описании Сталинградской битвы, но свидетельства очевидцев и участников великого сражения – бесценный кладезь информации для поколений, которые не видели Великой Отечественной войны, не переживали страшную бомбардировку города и не слышали артиллерийской канонады 19 ноября 1942 года. Одним из таких участников битвы и по совместительству историком был Сурен Гарегинович Мирзоян (1923-2010) – человек беспримерной отваги.

О его подвигах во время Сталинградской битвы и после неё рассказывают наградные листы:

«13. 09. 1942 года при сильной контузии комиссара И. В. Жданова С. Г. Мирзоян вынес его из поля боя. «Жить или умереть вместе с Вами», – так ответил на просьбу комиссара вынести его из зоны огня». А вот выписка из наградного листка: «За боевые действия, проведенные в боях против немецких оккупантов, тов. Мирзоян С. Г. показал себя смелым и отважным командиром – неоднократно рискуя собственной жизнью. Он являлся примером мужества и отваги для всех его окружающих. Правительство оценило его заслугу, наградив медалью «За отвагу». В июльских боях 1943 года тов. Мирзоян снова показал свое мужество и отвагу, когда 18 июля 1943 года он занял место башенного стрелка в одном из танков и с группой танков под командованием заместителя командира танкового полка капитана Дмитриева, участвовал в атаке на деревню Мариновка (Донбасс), там врезался в неприятельские укрепления, и тов. Мирзоян открыл из пулемета ураганный огонь, облегчив возможность продвижения нашим частям.

Сталинград атакует! Н. Н. Яковлев о начале контрнаступления советских войск под Сталинградом

О Сталинградской битве написаны тысячи книг – документальных и художественных. Есть в них и страницы о начале контрнаступления наших войск. Каждая из книг, рассказывающая о дне 19 ноября 1942 года добавляет несколько фактов, которых нет в других книгах, поэтому каждая из них имеет большое значение для всех, кто интересуется Сталинградской битвой.

Предлагаем вашему вниманию главу из монографии доктора исторических наук, профессора Николая Николаевича Яковлева «19 ноября 1942».


Н. Н. Яковлев

ПАУЛЮС В «КОТЛЕ»

Каждый год 19 ноября наша страна отмечает День ракетных войск и артиллерии — славную дату начала разгрома гитлеровцев под Сталинградом. В тот день 1942 года в 7.30 утра на трех участках прорыва Юго-Западного фронта и на участке прорыва на Донском фронте залп реактивных установок «катюш» возвестил начало наступления. Тысячи орудий и минометов час двадцать минут били по вражеской обороне на протяжении в общей сложности 38 километров. Погода стояла туманная, и авиация могла действовать лишь мелкими группами.

Три фронта Сталинградского направления имели в общей сложности свыше 15 тысяч орудий и минометов, 1250 установок реактивной артиллерии («катюш»), боевые порядки прикрывали более 1100 зенитных орудий. На некоторых участках прорыва Юго-Западного фронта плотность артиллерии достигала 117 стволов на километр. Только Донской фронт имел к началу операции около 3 миллионов снарядов и мин. «Иной читатель, пожалуй, задаст вопрос: а что, 3 миллиона снарядов — это очень много? — объяснял командующий артиллерией фронта В. И. Казаков. — Отвечу сравнением: к началу наступления на трех фронтах было сосредоточено не менее 8 миллионов снарядов и мин, а во всей царской армии к началу первой мировой войны имелось в наличии только немногим более 7 миллионов снарядов всех калибров. Думаю, что эти цифры не нуждаются в комментариях».

Пока 19 ноября 1942 года продолжалась артиллерийская подготовка, советские части подошли на 200–300 метров к переднему краю противника. Едва отзвучали последние разрывы, как красноармейцы бросились в атаку. Однако, несмотря на большие потери, которые понесли румыны от огня артиллерии, прорвать главную полосу обороны врага сразу не удалось. В глубине ее пришлось вести тяжелый бой. Тогда примерно в 13.00 были введены в действие 1-й и 26-й танковые корпуса, мощным ударом пробившие наконец брешь. Не выдержав натиска советских танков, румынские войска побежали, бросая оружие и сдаваясь в плен. Юго-Западный фронт выполнил первую задачу — тактическая оборона врага была прорвана.

Сталинград атакует! Ставка Верховного Главнокомандования и операция «Уран»

Празднуя День ракетных войск и артиллерии или отмечая радость Победы в Сталинградской битве 2 февраля, мы часто забываем о том, сколько труда было вложено в артподготовку 19 ноября 1942 года. А, ведь, для того, чтобы голос Левитана сообщил о том, что «наши войска перешли в решительное наступление под Сталинградом», трудились тысячи людей – в Ставке Главнокомандования, в штабах армий Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов. Командующие составляли планы и следили за их выполнением, а рядовые бойцы тянули свою лямку, торопясь успеть в установленные сроки прибыть на указанное место.

О подготовке операции «Уран» и величайшей секретности, которую соблюдали её участники, рассказывается в книге «Великая Сталинградская битва», с отрывком из которой мы предлагаем вам ознакомиться.

 

Проведение предстоящей операции контрнаступления войск Красной Армии в районе Сталинграда намечалось Ставкой ориентировочно на ноябрь 1942 года. Окончательное решение о дате её осуществления будет принято позже. В первой половине сентября 1942 года по заданию Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуков и А. М. Василевский прибыли в район ожесточенных сражений для изучения на месте всех вопросов, связанных с замыслом операции. Перед вылетом на Сталинградский фронт И. В. Сталин предупредил их о том, что намерение Ставки они должны сохранить в полной тайне.

Сталинград атакует! "Марш артиллеристов"

 

19 ноября 1942 года залпы более 15 тысяч орудий и миномётов возвестили миру о начале нового этапа в ходе Великой Отечественной войны. Началось историческое контрнаступление советских войск под Сталинградом.

Для проведения этой грандиозной операции Ставка Верховного Главнокомандования передала фронтам сталинградского направления 75 артиллерийских и миномётных полков. В общей сложности на Юго-Западном, Сталинградском и Донском фронтах находилось 250 артиллерийских и миномётных полков. Кроме того, эти фронты имели 1250 боевых машин и станков реактивной артиллерии. Для прикрытия войск и важнейших объектов тыла использовалось 1100 зенитных орудий.

Артиллеристы Сталинграда сделали первый шаг к Великой Победе и вошли в историю. Они достойны прославления в стихах, прозе, в песнях, но… до сей поры нет ни одной песни о них. Хотя в народе с днём 19 ноября 1942 года связывают знаменитый «Марш артиллеристов» (сл. В. Гусева, музыка Т. Хренникова), который страна впервые услышала лишь в 1944 году в фильме «В шесть часов вечера после войны». Именно этой песней мы хотим открыть наш памятный вечер «Сталинград атакует!»


С Днём ракетных войск и артиллерии!

 


19 ноября наша страна отмечает воинский праздник – День ракетных войск и артиллерии.

Несмотря на то, что артиллерия на Руси появилась ещё в 1389 году, праздник артиллеристов, зенитчиков и ракетчиков связывают с 19 ноября 1942 годом, а именно с началом контрнаступления советских войск под Сталинградом. В этот день мощная артиллерийская подготовка, аналогов которой не было до того момента в истории войн, положила начало наступательной операции Красной Армии, получившей название «Уран». Это было начало пути к Великой Победе!

Поздравляем артиллеристов и ракетчиков с их «профессиональным праздником»!

Желаем им здоровья и успехов всегда и во всём!

Мы благодарны вам! Мы гордимся вами!

 


А читателей нашего блога мы приглашаем на

виртуальный памятный вечер «Сталинград атакует!», который начнётся в 11.00

среда, 18 ноября 2020 г.

С Днём рожденья, Дед Мороз!

 18 ноября в России официально отмечают День рождения Деда Мороза.

Предком Деда Мороза считается восточнославянский (УШ-1Х вв. до н.э.) дух холода Дед Трескун (Студенец, Карачун, Зимник). Его, насылающего на людей стужу и холод, трудно было назвать добрым волшебником. Это был приземистый недобрый дедушка, который норовил заморозить всякого, кто попадался ему на пути. Он никого не любил, да и его все боялись. Маленьких детей суровый дед не одаривал подарками, а наоборот, если встречал, то совал в свой необъятный мешок. Люди задабривали духа Зимы, как могли. Оставляли еду для него на крыльце и просили не приходить летом, дабы не испортить посевы.

Но годы шли, Дед Мороз старел и добрел. С возникновением на Руси христианства, дедушка Мороз остался жить на долгое время в народном фольклоре. В 19-ом веке писатель Одоевский в своем сборнике сказок представил на суд читателя образ современного дедушки Мороза с седой бородой и добрым нравом. В ледяную избу к нему приходят дети, и он одаривает их подарками за хорошие поступки и дела.

В наше время он уже никого не наказывает и не пугает, а только веселит всех и раздает подарки у новогодней ёлки.