суббота, 31 июля 2021 г.

Песни Победы. «Звёздочка»

 

Песня «Звёздочка» Василия Соловьева-Седого на слова Алексея Фатьянова появилась в 1945 году. Она была одной из последних военных песен, написанных композитором и поэтом в тандеме. В ней слышны раскаты разрывов, слышен свист пуль, но превыше всего этого – знакомая звёздочка, на которую смотрит вместе с солдатом любимая в родной стороне. И, конечно, ожидание близкой встречи, которая произойдёт весной или летом.

Соловьёв-Седой и Фатьянов познакомились в 1942 году. Композитор описал эту встречу в своих воспоминаниях: «Ко мне подошел солдат в кирзовых сапогах – красивый, рослый молодец, голубоглазый, с румянцем во всю щеку, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, прочел, встряхивая золотистой копной волос, свою песню «Гармоника». Песня мне понравилась лиризмом, напевностью, юмором. Еще больше мне понравился автор. Чувствовалась в нем богатырская сила...».

Ученик Алексея Дикого и Алексея Попова, Фатьянов мог бы стать замечательным драматическим актером, но судьба распорядилась иначе. На момент встречи с композитором поэт служил в Ансамбле Красной Армии под управлением Александрова, ездил по фронтам с концертами.

Для признанного композитора-песенника Соловьева-Седого, который сочинил с А. Фатьяновым такие шедевры, как «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Первым делом, первым делом самолеты», это было счастливое сотрудничество. Все знали, что он никогда не сочинял музыку просто на стихотворную «рыбу», он всегда ждал рождения высокой поэзии - это пробуждало его композиторское творчество. С А. Фатьяновым они работали именно так.

Для Фатьянова дело обстояло несколько иначе. Он был великолепным поэтом-песенником, в стихах которого уже заведомо содержался некий ритм, подсказывающий композитору в каком направлении следует двигаться. Сотрудничество с Соловьёвым-Седым принесло поэту народную любовь и признание, а вот известным и признанным в кругах литераторов поэтом так и не сделало. Фатьянову не делали ни малейшей поблажки. Его песни распевали на всех фронтах, а самого автора, нисколько не смущаясь его известностью, могли отправить… в штрафбат. Да, это реальный факт из биографии Фатьянова – он «смыл вину кровью», прежде чем получил разрешение вернуться в Ансамбль Александрова. За цикл военных песен, написанных в соавторстве, Соловьёв-Седой получил Сталинскую премию, а Фатьянов… ничего. Не ласкала его поэтическая общественность и власти и после войны. Фатьянова трижды исключали из Союза писателей. При жизни он сумел опубликовать одну-единственную книгу стихов. И прожил всего 40 лет.

Но как бы ни сложилась жизнь авторов песни «Звёздочка», сама песня была признана солдатами, ведущими последние бои самой страшной войны ХХ века, и распевалась от души после неё. К сожалению, в наши дни песня малоизвестна.

Песню «Звёздочка» исполняет Владимир Нечаев

 

Подготовила Марина Николаевна Урусова

пятница, 30 июля 2021 г.

Яркая палитра Ильи Машкова

29 июля 1881 года (140 лет назад) родился уроженец нашего края художник-живописец Илья Иванович Машков.

В день рождения художника на абонементе нашей библиотеки посетителям была представлена стендовая экспозиция «Яркая палитра Ильи Машкова» и слайд-презентация его наиболее значимых работ, которая сопровождалась рассказом ведущего библиотекаря Г. В. Рязановой.

Машков Илья Иванович – российский художник, один из наиболее значительных и  характерных живописцев круга «Бубнового валета». «Валеты» утверждали материальность мира и «низкого» предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, оказались созвучны программе объединения. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928год).

Родился в крестьянской семье. В юные годы работал сидельцем в лавках. Приехав в Москву, с 1900 посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его наставников были К.А.Коровин и В.А.Серов. В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство.В студенческие годы много путешествовал, посетив ряд стран Западной Европы, а также Турцию и Египет. Был членом объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет». Жил в Москве, порою (особенно часто в 1930-е годы) наезжая в родную станицу. В 1937 г. картина Машкова «Портрет красного партизана А. Е. Торшина» (1933, собрание Центрального музея Вооружённых сил) , — устанавливавшего в 1918 году советскую власть в Хоперском округе, куда входила станица Михайловская, — выставленная на Международной выставке в Париже, была награждена золотой медалью.

В 1939 г. был награждён Бронзовой медалью «За выдающийся вклад в мировое искусство», как участник выставки организованной корпорацией IBM в Нью-Йорке. На выставке демонстрировалась работа Машкова «Девушка с подсолнухами" («Портрет пионерки Зои Андреевой») а картину приобрела корпорация IBM в США.

В годы Великой Отечественной войны Машков писал портреты солдат, работников Первого Московского коммунистического госпиталя в Лефортово.

Скончался 20 марта 1944 года на своей даче в Абрамцево. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Сегодня работы Ильи Машкова находятся в крупнейших музеях нашей страны, экспонируются за рубежом. Одной из лучших коллекций произведений Машкова среди региональных музеев обладает Волгоградский музей изобразительных искусств. Живописное и графическое собрание отражает все этапы творческой эволюции художника, в фондах музея также хранится архив И.И.Машкова 1930-х годов.

Посетители библиотеки благодарили за интересный рассказ, за возможность прикоснуться к прекрасному, и узнать что-то новое о нашем крае и знаменитых земляках.

Галина Владимировна Рязанова

среда, 28 июля 2021 г.

Князь Владимир и Крещение Руси

 1033 года назад Россия приняла крещение.

Крещение Руси произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко. Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе.

По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си  сохранилось ска­за­ние об «ис­пы­та­нии вер» кн. Вла­ди­ми­ром. Оно  по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от му­суль­ман из Волж­ской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от иу­даи­зи­ро­ван­ных ха­зар и из Ви­зан­тии, убе­ж­дав­ших кня­зя при­нять их ве­ру. Вла­ди­мир от­пра­вил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в бол­га­ры», «в нем­цы», «в гре­ки», что­бы «ис­пы­тать их служ­бу». По­сле воз­вра­ще­ния по­сольств он ос­та­но­вил свой вы­бор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского об­ря­да, по­ра­зив­ше­го по­слов кра­со­той бо­го­слу­же­ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время  в зените могущества.

Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских  вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских  им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая  тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Приказ № 227 «Ни шагу назад!»

28 июля 1942 года подписан Приказ Народного комиссара обороны СССР № 227, вошедший в историю как приказ «Ни шагу назад!»

О событиях лета 1942 года очень емко написал поэт Александр Твардовский: «Этот месяц был страшен, все было на кону». Первая эйфория от победы под Москвой быстро прошла. Враг был еще не просто силен, а во многом пересмотрел свою тактику, перегруппировал войска и двинул их на восток. Красная Армия снова была вынуждена отступать. Фронт все еще находился в 150 километрах от Москвы, Ленинград находился в страшной блокаде, а на юге был потерян Севастополь. Казалось, было сделано все необходимое, но враг прорвал фронт и захватил Северный Кавказ, рвался к Волге. Оставалось совсем немного, чтобы остаться без кавказской нефти. Движение Красной Армии на восток, казалось, приобрело необратимый характер.

Громкие лозунги: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Смерть немецким оккупантам!» не срабатывали, требовалось что-то другое. Этим другим и стал очень жесткий и суровый приказ № 227. В нем отмечалось, что в Красной армии наблюдается крайне низкая дисциплина, поэтому и вводятся суровые меры.

Недавно были опубликованы документы из Архива президента, которые свидетельствуют, что жесткие меры инициировались во многом снизу. Сталину поступали многочисленные письма, где люди просто требовали принять срочные меры, чтобы остановить отступающие войска.

В приказе есть слова, что потеря нашей территории всемерно усиливает врага и ослабляет нашу оборону. Что же предлагалось сделать, чтобы остановить врага?

вторник, 27 июля 2021 г.

Легендарная Фаина Георгиевна Раневская

Фаина Георгиевна Раневская (Фельдман) родилась (15) 27 августа 1896 года в Таганроге, в еврейской семье. Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. С 14 лет Фаина увлекалась театром.

В 1915 году Фаина переехала в Москву, где, окончив частную театральную школу, начала играть на театральной сцене. Правда начинала она с провинциальных театров Керчи, Феодосии и Ростова-на-Дону. После Октябрьской революции 1917 года она стала актрисой Передвижного театра «Первый советский театр», где проработала до 1924 года. 

В последующие годы Раневская много поездила по стране, играя в спектаклях различных театров. С 1931 года она - актриса московского Камерного театра, затем (с 1935) - центрального театра Красной Армии.

В годы Великой Отечественной войны она была эвакуирована в Ташкент, где работала на местной киностудии.

В послевоенные годы Раневская играла на сцене Театра им. Маяковского, в 1949 году вошла в труппу театра им. Моссовета, где проработала до конца жизни.  Только один перерыв был у Раневской, когда в 1955-1963 годах она была актрисой театра им. А.С. Пушкина.

понедельник, 26 июля 2021 г.

Эссе «Мой дед» Инны Олеговны Дрыжак в «Музее Дружбы, победившей войну»

В 2020 году в Волгограде появился новый музей – «Музей Дружбы, победившей войну», который каждый из нас может посетить, не выходя из дома. Виртуальный музей открылся на сайте Волгоградской областной детской библиотеки

В настоящий момент для посетителей Музея открыты три виртуальных зала: ПАМЯТИ, ОБРАЗОВ и ХРОНИКИ, содержащие информацию о героических поступках, взаимовыручке и дружбе людей в годы Великой Отечественной войны. В Зале Памяти можно прочитать невыдуманные истории о ветеранах войны и тружениках тыла, записанные их внуками и правнуками, нашими сверстниками. В Зале Образов можно оценить по достоинству работы-участницы патриотических акций и конкурсов.  Зал Хроники содержит видео-беседы с участниками и современниками Великой Отечественной войны, а также видеопоздравления ветеранов от юного поколения. 

В пополнении коллекции Музея приняла участие заведующая библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова Инна Олеговна Дрыжак, которая поделилась воспоминаниями о своём дедушке – Константине Семеновиче Василенко.

 

Сотрудники Волгоградской областной библиотеки и «Музея Дружбы, победившей войну» будут благодарны Вам за любые мультимедийные экспонаты – сочинения, эссе, фото, рисунки, презентации, видеосюжеты – рассказывающие о линии дружбы появившейся в военные годы и продлившейся после ее окончания. Особенно ждут они материалов в музейный Зал ХРОНИКИ – его экспонаты пользуются наибольшим вниманием посетителей, что не удивительно – ведь воспоминания очевидцев событий минувшей войны имеют особую историческую ценность.

 

 

воскресенье, 25 июля 2021 г.

Любовь Нелен «О В. Высоцком»

 

Знаменитые слова Евгения Евтушенко про то, что «поэт в России – больше, чем поэт», очень хорошо подходят к Владимиру Семёновичу Высоцкому. Не будучи признанным большой литературой при жизни, он получил народную любовь. За что? Конечно, за песни, в которых многие узнавали себя или своих родителей. За то, что был «одним из нас» - человеком. За страстный надрыв души…

Никто при жизни не рискнул бы причислить его к лику святых. Даже праведником можно было назвать с огромной натяжкой. Но после окончания жизни с образами поэтов происходит нечто странное – с каждым годом они яснеют и наполняются каким-то новым, всё более божественным смыслом. Именно это явление удалось запечатлеть Любови Нелен в стихотворении «О В. Высоцком», которое завершает цикл сегодняшних поэтических публикаций членов ВООО «Союз военных писателей».



Владимир Высоцкий – Марина Урусова «Усталы по вечернему с утра…»

 

Ежегодно в Волгограде проходит Корецкий фестиваль памяти Владимира Высоцкого на Волге. В одной из номинаций предусмотрено участие стихов и песен, написанных… в соавторстве с Высоцким. По условиям этой номинации участник представляет либо продолжение короткого стихотворения поэта, либо песню, написанную на его музыку.

Участница фестиваля 2019 года Марина Урусова своё «соавторство» с Владимиром Семёновичем объяснила так: «Я представила, как 42-летний Высоцкий из небытия обращается к своим ровесникам, дожившим до наших дней».

 

Любовь Нелен «На вечере памяти В. Высоцкого»

 

Владимир Семёнович часто задумывался о смерти и своей посмертной жизни. Его волновало, как будут воспринимать его творчество потомки, как будет выглядеть его образ через определённое время после окончания жизни… В стихотворении «Памятник» он описал свои опасения.

Словно отвечая на это произведение Любовь Нелен рассказывает о своих чувствах на вечере памяти поэта.



Алексей Лепехин «Высоцкий в Сталинграде»

 

Владимир Семёнович был в Сталинграде-Волгограде дважды. В последний свой приезд он, уже известный бард, дал концерт. А вот сведений о первом посещении города, казалось бы, не осталось. К счастью, это не так.

Поэт Алексей Лепёхин обнаружил публикацию о приезде Владимира Высоцкого в Сталинград в июле 1960-го года, на основе которой написал стихотворение «Высоцкий в Сталинграде». Вот что он сам говорит об истории создания стихотворения:

«Когда-то мой друг, выпускник профильного факультета МГУ, известный и востребованный в нашем губернском городе журналист, увлеченно занимаясь безусловно очень интересной для него самого и для будущих читателей и оттого весьма привлекательной темой, раскопал совершенно сенсационную информацию и даже почти документально изложил ее в своем очерке. Сей очерк был опубликован в нашей местной газете, вызвав большой интерес и множество восторженных откликов земляков, и прочитан был не только в Отечестве нашем, но и за океаном, и как-то удостоился чести быть включенным в большущую и красочно изданную заморскую антологию одним предприимчивым американцем.   

Через много-много лет после опубликования очерка друг вспомнил о нем (представился подходящий случай) и поведал об этой истории мне. Я, вдохновившись ярким рассказом и творческим благословением старшего товарища, буквально на одном январском дыхании, за ночь, переложил заслуживающие внимания, любопытные и малоизвестные факты биографии Владимира Семеновича Высоцкого с прозы в стихотворный размер. Что из этого получилось, можете судить сами, а дело было так…»



Любовь Нелен «В. Высоцкому»

 

25 июля 1980 года не стало Владимира Семёновича Высоцкого – барда, которого считают голосом эпохи. В память о человеке, который до сих пор волнует сердца миллионов людей по всему миру, мы публикуем цикл клипов, сделанных на стихи членов ВООО «Союз военных писателей», и посвященных любимому поэту, барду, актёру.

Серию поэтических публикаций сегодняшнего дня мы хотим открыть стихотворением Любови Нелен (Волгоград) «В. Высоцкому». В нём поэтесса отразила своё представление о Владимире Семёновиче.

С Днём Военно-Морского флота России!

 

Сегодня – День Военно-Морского Флота! Праздник, которому (в его современном виде) в этом году исполняется 15 лет! Согласно Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации», День ВМФ отмечается в последнее воскресенье июля.

История торжеств в честь флота берет свое начало со времен Петра I. Поводом для первого настоящего военно-морского парада стала одержанная русским флотом 27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года победа в сражении при Гангуте в ходе Северной войны. Она стала первой в российской истории морской победой русского флота. Гангутскую победу торжественно отметили в Санкт-Петербурге. Празднование продолжалось несколько дней. В своем указе Петр I повелел ежегодно 27 июля отмечать день Гангутской победы торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками. Этот день стал своего рода праздником Военно-морского флота. Позже празднование победы ограничивалось только торжественным молебном. В середине XIX века традиция времен Петра I возродилась: 27 июля стали проводиться парады расцвеченных флагами кораблей и звучать орудийные салюты.

В 1917 году праздник отменили. С 1920 года по предложению Штаба морских сил Балтийского моря, в ближайший к 18 мая выходной день в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) стали отмечать День Красного флота. 18 мая (7 мая по старому стилю) в 1703 году русский регулярный флот одержал первую победу на Балтике. В абордажном бою были захвачены шведские бот “Гедан” и шнява (небольшое двухмачтовое судно с прямыми парусами) “Астрильд”. Впоследствии дату этого боя приняли как день возникновения Балтийского флота.

Праздник День военно-морского флота в СССР впервые отмечался 24 июля 1939 года на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года, которым он был установлен. Проводить День ВМФ нужно было ежегодно 24 июля. Дата празднования Дня ВМФ была перенесена на последнее воскресенье июля указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года “О праздничных и памятных днях” и последующих законодательных актов.

суббота, 24 июля 2021 г.

24 июля – День флориста

24 июля в России отмечается праздник людей творческой профессии – День флориста.

Флористика или Флористический дизайн - разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна. Флористы создают букеты, композиции, панно, коллажи из разнообразных природных материалов. Это цветы, листья, плоды, шишки, травы, ягоды и т.д. Материалы могут быть живыми, сухими или консервированными.

Флористика, как род занятий существует с античных времён, когда ещё в период Древнего Египта использовали цветы для украшения храмов, дворцов и домов.  Позже древние греки развили тему плетения венков, составления букетов и цветочных композиций. Даже в архитектуре растительный орнамент становится одним из признаков определённого стиля. Позднее, в эпоху Христианства в Европе появилась и закрепилась традиция дарить букеты цветов. И, конечно же, адресовались такие подарки в первую очередь женщинам в знак признания их красоты, выражения чувств и любви к ним.

пятница, 23 июля 2021 г.

Песни Победы. "Тульская винтовочка"

Продолжаем знакомить читателей блога с песнями, появившимися в предвоенное, военное и послевоенное время, достойными называться Песнями Победы. Каждая из них сыграла в своё время определённую роль в битвах с врагом.

Одну из них, позабытую ныне, мы представляем вашему вниманию.

ТУЛЬСКАЯ ВИНТОВОЧКА

Слова С. Алымова, муз. А. Новикова

Слава русского оружия отражалась в песенном фольклоре с давних пор. Достаточно вспомнить «Солдатушек-ребятушек», у которых «жёны – ружья заряжёны», а «сёстры – пики наши востры». В древности оружие одушевляли и приравнивали к божеству, творя над ним или ему молитвы. И это объяснимо – воин знает, что в бою может рассчитывать лишь на себя и своё оружие. Традиция прославлять оружие сохранилась до наших дней. Чем неспокойнее в мире, тем больше появляется песен, посвящённых ему.

Песня «Тульская винтовочка» Сергея Алымова и Анатолия Новикова появилась в 1940 году, когда зловещие зарницы уже начавшейся всемирной военной страды становились все явственней и ощутимей, и прочно вошла в быт многих частей. С ней бойцы пошли в бой в первые же дни Великой Отечественной войны. Известно её исполнение Ансамблем Красной Армии под управлением А. Александрова и Красноармейским ансамблем песни и пляски МВО под управлением В. П. Побединского.

К сожалению, не осталось воспоминаний о создании этой песни. Доподлинно известно лишь, что посвящена она была знаменитой «трёхлинейке» - винтовке системы С. И. Мосина, с которой наши солдаты прошли несколько войн (она была создана в 1891 году). К моменту написания песни был разработан снайперский вариант винтовки, который хорошо зарекомендовал себя и в событиях у озера Хасан, и в Советско-финской войне. Судя по тексту песни, речь в ней идёт именно об этом образце винтовки Мосина, который с 1931 по 1942 год выпускался в гораздо большем количестве, чем простая пехотная винтовка.

четверг, 22 июля 2021 г.

Иван Данилов «Память»

14 июля мы отметили 85-летие волгоградского писателя Ивана Данилова – автора сборника «Донской чёбор», посвящённого Михаилу Александровичу Шолохову. Хотим предложить вашему вниманию главу из бесценного для нас сборника, открывающую нам одну из черт характера писателя и депутата.

ПАМЯТЬ

- Степаныч, расскажи, как Шолохов тебя на попа обменял, - говорит Григорий Павлович Рассолов главному агроному совхоза и смеётся.

Неподалёку от озера на костре варится уха. Настроение у всех летнее, тихое, доброе. Рассолову хочется немного повеселить брата жены, приехавшего в Тарасовку в отпуск.

- Правда, расскажи, как было дело…

- Сам знаешь, - незлобиво отмахивается агроном.

- Ты Евгению расскажи, - настаивает Рассолов. – История поучительная.

- Да, поучительная, - соглашается Степанович. И поворачивается к гостю: - В пятьдесят седьмом году это случилось… Вы человек городской, далёкий от земли, вам этот год, может быть, памятен спортивными рекордами, а нам, людям сельским, запомнился он иным. Тогда началось повсеместное наступление на приусадебные участки. Сады, огороды перемеряли, каждый сажень земли учитывали. Лишнее – отрезали. У всех – у рабочих, колхозников, служащих. Я секретарём райкома партии работал… От ходоков с жалобами по этому вопросу отбоя не было. Заявился как-то в мой кабинет и местный поп, отец Силантий. Вздыхает: «Яблоньку отрезали. У меня их в садике пять, и вот одну…» То ли я куда-то торопился, то ли предыдущие просители надоели мне, только не стал я дальше слушать попа…

среда, 21 июля 2021 г.

Книги-юбиляры. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина

 

190 лет назад – в 1831 году были опубликованы «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», которые написал и выпустил под псевдонимом Александр Сергеевич Пушкин.

 «Повести Белкина» - первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года.

Пушкин в конце 1830 г. отправился в Болдино, чтобы решить

наследственные семейные дела. В этот период буйствовала эпидемия холеры, из-за которой писателю пришлось задержаться в старинном имении на протяжении трех месяцев. Из-за отсутствия возможности свободного перемещения и общения с окружающим миром Пушкин с головой уходит в работу. История создания «Повестей Белкина» началась именно в этом месте.

Впервые весь цикл повестей, включая «издательское» предисловие, был опубликован в книге «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» (СПб., 1831) В истории создания «Повестей Белкина» присутствует много интересных событий. Они аудиторией были восприняты на уровне цикла увлекательных «анекдотов». Но некоторые критики утверждают, что эти творения простоваты лишь внешне, на самом же деле они скрывают глубокий смысл.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - цикл повестей Александра Сергеевича Пушкина, состоящий из 5 повестей. Этот цикл Пушкин выпустил без указания настоящего автора, т.е. самого себя.

вторник, 20 июля 2021 г.

Мастер-класс для мам

 Лето – период отпусков и ярких моментов, которые просятся на фото. Чтобы сохранить приятные впечатления от лета-2021, в рамках  благотворительной программы «Статус:онлайн» в целях реализации проекта «Мама+ работа» группа девушек  посетили мастер-класс по созданию фильмов в программе «Мови мейкер», на котором узнали о возможности создать самостоятельно фильм в домашних условиях или презентацию для работы.

Занятие проводила ведущий библиотекарь Васильева С.И.

Предварительно мамам было дано задание подготовить папку с фотографиями и подобрать музыку.  На примере  выбранных фотографий Светлана Ивановна пошагово показывала как с помощью фотографий и музыки можно создать любой фильм, как для домашнего просмотра, так и для работы.

Завершился мастер-класс просмотром созданных его участницами презентаций и клипов.

понедельник, 19 июля 2021 г.

День пирожков с малиновым вареньем

19 июля отмечается удивительный и вкусный праздник - День пирожков с малиновым вареньем. Праздник еще совсем молодой, его начали отмечать в 2015 году, и, несмотря на молодость, он уже обрёл своих почитателей.

Главная цель новой гастрономической даты – конечно же, принести радость, создать хорошее настроение и побаловать себя вкусненьким. Что может быть лучше задушевного разговора во время такого вкусного праздника. А аромат свежей малины! Да и запах домашней выпечки настраивает на добрые мысли. Что может быть уютнее? К тому же пирожки - исконно русская выпечка. А поскольку этот праздник приходится на разгар летнего сезона, когда малина поспевает буквально в каждом саду, то поучаствовать в нем могут все желающие и без особого труда.

Впрочем, если малина у вас в саду не растет, варенья нет или печь вы не любите — тоже не беда! Просто расскажите о вкусной дате тем, кто охотно возьмется за приготовление угощения, - подружке, маме или соседке по даче. Вас, как инициатора празднования, наверняка позовут на чай с пирожками!

Балерина Наталия Бессмертнова

 19 июля 1941 года (80 лет назад) родилась балерина Наталия Бессмертнова.

Наталия Бессмертнова родилась в Москве 19 июля 1941 года в семье врача Игоря Борисовича Бессмертнова и Антонины Яковлевны Бессмертновой (в девичестве - Пешковой).  В детстве Наташа жила в коммунальной квартире на улице Чернышевского, 45 (сейчас Покровка), в бывшем доме купца Шилова. 

Она с детства любила танцы и интересовалась балетом, поэтому в 1952 году родители отдали ее учиться в Московское хореографическое училище, где ее педагогами были М.А.Кожухова, Л.К.Черкасова и С.Н.Головкина. В 1961 Наташа окончила училище, и в том же году она была принята в труппу Большого театра, где проработала до 1995. Ее дебютом был седьмой вальс и мазурка в «Шопениане» М.Фокина, она выступила также в главной роли современного балета А.Баланчивадзе «Страницы жизни».

В дальнейшем Бессмертнова исполняла ведущие партии во многих балетах репертуара Большого театра, в том числе во всех спектаклях, поставленных ее мужем балетмейстером Юрием Григоровичем. Он создал для балерины роли в таких постановках, как «Иван Грозный», «Ангара», «Ромео и Джульетта», «Золотой век».

воскресенье, 18 июля 2021 г.

«Отважный путешественник Миклухо-Маклай»: беседа-рассказ

 

17 июля 1846 года (175 лет назад) родился учёный-этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай.

Предлагаем вашему вниманию текст беседы-рассказа «Отважный путешественник Миклухо-Маклай» (составитель – ведущий библиограф М. Н. Урусова), которая прошла в нашей библиотеке в год 170-летию учёного.

Наша планета скрывает много тайн, которые привлекают к себе отважных путешественников, исследователей, учёных. Благодаря этим неспокойным и бесстрашным людям человечество осваивает новые земли, открывает материки и острова или находит неизвестные ранее племена аборигенов. Освоение человечеством Земли длится давно – более тысячелетия, но о многих первопроходцах древности мы ничего не знаем, о других знаем лишь из легенд и мифов, а о третьих можем лишь догадываться, находя следы их пребывания в самых неожиданных местах планеты. Например, недавно изучая египетские мумии, учёные обнаружили, что они пропитаны кокаином, который произрастает в Америке и в те времена в Египте его не знали.

Большой вклад в изучение нашей планеты внесли русские исследователи. Известны «хождение за три моря» купца Афанасия Никитина, который в 15 веке открыл Индию, атаман Ермак Тимофеевич, завоевавший Сибирь. Особенно много открытий было сделано в 19 веке. В 1802-1803 годах Иван Крузенштерн ушёл в первое кругосветное путешествие, эта Экспедиция уточнила карту Тихого океана, собрали сведения о природе и жителях Камчатки и Курил. В 1819 году Фаддей Белинсгаузен совершил второе русское кругосветное путешествие во время которого было открыто и занесено на карту более 20 островов и материк Антарктида. В 1856 году Пётр Семёнов совершил путешествие в Азию – на Тянь-Шань, и нанёс на карту русла рек, измерил высоту горных хребтов. В 1870-1880-х годах Семён Пржевальский совершил четыре экспедиции в Центральную Азию и заполнил карту Монголии и Китая, открыв целые горные гряды, описав расположения рек. В начале ХХ века экспедиция Бориса Вильницкого открыла Новую Землю. Список географических открытий русских мореплавателей и путешественников можно было бы продолжать и продолжать. Имена многих первооткрывателей остались не только в истории науки, но и на карте – есть море Лаптевых, Берингов пролив, мыс Дежнёва, город Хабаровск и многие, многие другие географические названия.

Среди этих имён есть и имя Николая Николаевича Миклухо-Маклая, которому 17 июля этого года исполнилось бы 170 лет. Родился он в Новгородской области, там же был крещён. Согласно родословной, его предок был хорунжим, служившим в Стародубском полку и участвовавшим в русско-турецкой войне. Это даёт основание некоторым исследователям считать Миклухо-Маклая украинцем. Но сам учёный в последней автобиографии писал (в третьем лице): «Ник. Ник. представляет собой смесь элементов: русского, германского и польского». При рождении Николай Николаевич носил фамилию Миклуха, но позже в научных статьях подписывался двойной фамилией – «Миклухо-Маклай». Происхождение второй части имени до сих пор достоверно неизвестно. Предполагают, что она появилась из-за желания учёного облагородить фамилию (он стыдился своего простого казацкого происхождения) за счёт приставки. Возможно, эта приставка появилась из-за обычая при открытии нового вида растений или животного ставить за их названием сокращённые данные об открывателе. В случае с Маклаем это сокращение выглядело как три латинские буквы – mcl, из которых учёный и составил вторую часть фамилии.

Книги-юбиляры «Горячий камень» Аркадия Гайдара

 Летом 1941 года впервые был опубликован рассказ Аркадия Гайдара «Горячий камень».

Аркадий Гайдар был уже на фронте, когда в журнале «Мурзилка» за 1941 год, No 8, 9, появилась его сказка «Горячий камень». Он написал ее в апреле этого же года незадолго до начала Великой Отечественной войны.

Бывший редактор журнала В.И.Семенов вспоминает, как Аркадий Гайдар впервые читал ему эту сказку.

«В чтении его не было ни пафоса, ни декламации. Иногда он делал паузы, которые давали возможность пережить происходящее… Казалось, он не читал, а рассказывал о действительно случившемся и очень-очень для всех нас важном».

В произведении упомянуты события, связанные с историей страны - это Великая октябрьская социалистическая революция, гражданская война, годы восстановления народного хозяйства. Гайдар, как и главный герой сказки, не был сторонним наблюдателем происходившего. Напротив, все события оставили заметный след в судьбах автора и старика.

Богатый житейский опыт позволил писателю предсказать наступление суровых для страны времен - о них говорит главный герой произведения. История подтвердила, что опасения были не напрасны - менее чем через два месяца после написания сказки фашисты развязали войну против нашей страны.

суббота, 17 июля 2021 г.

Елизавета Иванникова «Сталинградская сирень»

 

Наш виртуальный вечер подошёл к концу. Мы хотим завершить его отрывком из поэмы волгоградской поэтессы, члена Союза писателей России Елизаветы Иванниковой «Сталинградская сирень».

Пусть слова поэтессы останутся в вашем сердце, как память о Сталинградской битве, о Великой Отечественной войне и солдатах, в память которых горит по всей России и бывшим союзным республикам Вечный огонь…

Сталинградская битва. Настольная книга поисковика

 

Тысячи потомков солдат, погибших в Сталинградской битве, пытаются найти место захоронения или установить судьбу своих родственников. Дело это непростое – с момента гибели или «пропажи» солдата без вести прошли десятки лет. Часть документов военного времени была утеряна, с мест первичного захоронения останки были перенесены в другое место… Порой без профессионального вмешательства установить что-то не представляется возможным.

Большую помощь родственникам погибших солдат оказывают поисковики. Но и они порой бессильны что-то сделать – не хватает знаний, не хватает времени на поиски в архивах. Чтобы облегчить их задачу Государственный архив Волгоградской области выпустил книгу, которую мы сегодня хотим вам представить. Надеемся, она будет полезна не только представителям поисковых отрядов, но и потомкам солдат Сталинграда.

Методические рекомендации по использованию документов Государственного учреждения «Государственный архив Волгоградской области» для организации работы поисковых отрядов (объединений, групп) на территории Волгоградской области / ред. коллегия: Л. И. Будченко, Н. Н. Смирнов ; ГУ «ГАВО». – Волгоград : Панорама, 2008. – 800 с.

Наиболее полно о содержании книги рассказывает введение, написанное кандидатом исторических наук, директором Государственного архива Волгоградской области Н. Н. Смирновым:

«Государственное учреждение «Государственный архив Волгоградской области» хранит большой массив документов, отразивших историю Великой Отечественной войны, историю Сталинградской битвы.

За последние 15 лет, в связи с проводившимся в архиве рассекречиванием архивных документов, расширением доступа к архивным документам, источниковая база по документам Великой Отечественной войны – как в целом, так и отдельных событий, явлений и фактов – обогатилась новыми документами, которые позволяют заново осмыслить героическое прошлое страны, а также поднимают качественный уровень научных исследований по отечественной военной истории.

Документы периода Великой Отечественной войны используются сотрудниками архива в работе по исполнению социально-правовых запросов граждан и учреждений о подтверждении работы на трудовом фронте, о фактах угона граждан на принудительные работы, о пребывании в концлагерях, об эвакуации и многих других.

Юрий Беледин «Могучий тополь, переживший битву»

 

17 июля 1942 года никто ещё не знал, что скоро Сталинград будет стёрт с лица земли. Что на его территории будет проходить одна из величайших битв в истории войн. Что военные действия приведут к грандиозной экологической катастрофе – уничтожению всего живого в пределах города, и несколько лет на Мамаевом Кургане не будет расти трава…

В том аду, в который превратился город, сложно было выжить людям и животным, почти невозможно уцелеть растительности (огонь уничтожал всё на своём пути). И всё же после освобождения города жители увидели живое дерево – это был тополь. В его стволе зияли дыры от пуль и осколков, но он жил.

Сейчас это почтенное дерево стало историко-природным памятником, о котором местные поэты слагают стихи, а писатели пишут очерки и рассказы.

Стихотворение Юрия Беледина «Могучий тополь, переживший битву» читает заведующая библиотеки Инна Олеговна Дрыжак.

Герой Сталинградской битвы. Ханпаша Нурадилов

 79 лет назад - 17 июля 1942 года – началась Сталинградская битва, ставшая переломным моментом Великой Отечественной войны. Вспомним героя Советского Союза  Ханпаша Нурадилова. Который  проявил невиданное мужество и храбрость в многочисленных боях, он навсегда вписал свое имя в историю. Звезда Героя Советского Союза была присвоена Ханпаше посмертно, даже по прошествии более семидесяти лет подвиг красноармейца помнят и чтят.

Ханпаша Нурадилов: биография

Родился Ханпаша на территории современного Дагестана в 1924 году. С детства тяжело трудился вместе со своей семьёй. В селе Минай-Тогай получил образование в начальной школе. Некоторое время трудился на нефтяных скважинах. Работал на должности маслёнщика.

В девятнадцатилетнем возрасте его призвали в Красную Армию. Практически с первых дней начала Великой Отечественной войны он сражался на фронте.

Боевое крещение

После вторжения немецких войск на территорию Советского Союза Красная армия беспрерывно отступала.

В это время в срочном порядке были сформированы боевые подразделения из мобилизованного населения и солдат срочной службы. Ханпаша Нурадилов едва достиг девятнадцати лет, когда его отправили на передовую. Он командовал пулемётным расчётом в кавалерийской дивизии. При обычных условиях конные войска не должны принимать участие в сдерживании прорыва механизированных соединений. Однако из-за тяжёлой ситуации на всех фронтах командование отправило на оборону советской земли все имеющиеся резервы. Первый бой с оккупантами Ханпаша Нурадилов принял в донецких степях. В прибрежном селе Захаровка его подразделение получило приказ держать оборону. Через некоторое время начался массированный артобстрел красноармейских позиций. За ним пехота противника пошла в наступление. В бою все товарищи Ханпаши погибли. Он остался один и получил ранение.

Мария Птахина «Мой герой»

 

Военное время не способствует ведению подробной документации. Даже самая необходимая гибнет при артналётах и обстрелах, попадает вместе со штабом в плен… И герои остаются безымянными или наградные на них не доходят до адресатов – вышестоящих инстанций. Но в памяти каждого потомка солдат Великой Отечественной хранится твёрдая уверенность в том, что его предок – настоящий герой.

О своём дедушке-участнике Сталинградской битвы вспоминает в стихах Мария Птахина.

Читает Елена Сергеевна Короткова.



Герой Сталинградской битвы Максим Пассар

 

В переводе с нанайского «пассар» означает «меткий глаз». Максима Пассара называют самым результативным снайпером Сталинградской битвы – на его счету 237 убитых вражеских солдат и офицеров.

Такое прозвище дали Пассару немцы. Нанаец Максим Пассар был родом из семьи потомственного охотника и рыбака. Меткой стрельбе он научился еще в детстве – бил пушного зверя в глаз для сохранения ценной шкурки. Выслеживая добычу, часами лежал в любую погоду в укрытии. На войне погиб старший брат Максима, и будущий снайпер в 1942 году ушел на фронт добровольцем. После учебы в снайперской школе на Северо-Западном фронте Пассар практически сразу прославился как меткий стрелок. Причем остроглазый нанаец и ночью мог видеть как днем. Первого вражеского снайпера Максим «снял» с дерева простой «трехлинейкой» – вызвался сам, когда узнал, что гитлеровский стрелок убил офицера Генштаба, приехавшего в дивизию с инспекцией.
Несколько месяцев он убивал гитлеровцев из обычной винтовки Мосина, без оптического прицела, к концу сентября 1942 года на счету Максима было 56 человек. Уже через месяц Пассар это количество утроил, получив от командования снайперскую винтовку.

Владимир Толмачев «Сережа Алешков – герой Сталинградской битвы»

 

Читая и слушая рассказы о защите Сталинграда представляешь лица солдат и ополченцев, заступивших дорогу врагам. И почти всегда это – лица взрослых людей, потому что немыслимо допустить участие в такой мясорубке, как Сталинградская битва, детей и подростков. Но они были – многочисленные мальчишки и девчонки, бравшие в руки оружие, шедшие в тыл врага за разведданными…

Самому маленькому герою Сталинградской битвы Серёже Алёшкову посвятил своё стихотворение поэт, член литературного объединения «Авангард» Владимир Алексеевич Толмачёв. Стихотворение читает студентка Волгоградского государственного медицинского Университета Виктория Дрыжак.



 

Здравия желаем, Зинаида Петровна!

Для большинства из нас, ныне живущих волгоградцев-сталинградцев, россиян, сегодняшняя дата – эпизод давней истории. Больной, жгущий сердце эпизод. Но мы его не проживали. Во всяком случае, не слышали над своей головой воя бомб и свиста пуль. Нам досталась лишь память о Сталинградской битве, переданная по наследству от участников сражения.

К счастью, не все они покинули нас. И мы рады сегодня вспомнить сами и напомнить всем о замечательной женщине – Зинаиде Петровне Степыкиной, которой в этом году исполнилось 98 лет. Она защищала Сталинград в составе 64-й армии М. С. Шумилова, прошла с боями до Праги. Фронтовая медсестра – крохотная «Зиночка-кучеряшка» вынесла десятки, сотни раненых с поля боя.

Мы безмерно благодарны Зинаиде Петровне за всё, что она сделала для того, чтобы мы жили в мире. Желаем ей сил и здоровья, а вам предлагаем почитать публикации, посвящённые Зинаиде Петровне, которые появлялись в нашем блоге в разные годы:

Герои живут рядом. Зинаида Петровна Степыкина 

Зинаида Петровна Степыкина 

Дэя Вразова «Эх, как бы дожить бы!!!» 

Живите долго, будьте здоровы и счастливы! 

От всей души низкий поклон! 

Алексей Семёнович Чуянов «Сталинградский дневник». 16-19 июля 1942 года

 Открыть виртуальный вечер «Сталинградская битва: начало великого сражения» мы хотим самым достоверным свидетельством современника – отрывком из «Сталинградского дневника» Алексея Семёновича Чуянова, руководившего в период Сталинградской битвы областным и городским комитетом партии. Он вёл свой дневник в самые горячие дни Сталинградской битвы, поэтому запечатлел картину начала сражения максимально точно.

16 июля. С утра занимаюсь вывозом хлеба из прифронтовых районов. Там скопилось 770 тысяч тонн зерна, в том числе на правом берегу Дона 76 тысяч тонн. Принимаем все меры к тому, чтобы вывезти этот хлеб. Меньше чем за сутки удалось навести 12 переправ через Дон и через Волгу.

Из прифронтовых районов поступают вести о военных действиях.

60 вражеских танков пересекли линию железной дороги в 15 километрах западнее станции Чернышково. Вчера противник четырежды бомбил районный центр и станцию Чернышково, разрушены школы, много жилых домов, особенно в железнодорожном поселке. Есть жертвы среди мирного населения. Начальник районного отделения НКВД Г. И. Лебедев доложил, что в двух километрах западнее станицы Нижне-Чирской противник выбросил десант. Туда немедленно выехал истребительный батальон. 

Из  Фроловского  района  сообщили  о  поимке  двух  парашютистов-диверсантов:  при обыске  у  них  обнаружены  взрывчатые  вещества  и  карта,  где  отмечены  места предполагаемых взрывов. 

Сталинградская битва. Начало великого сражения

Дорогие друзья!

Сегодня – памятная дата для жителей Сталинграда-Волгограда, для всех, кто любит и ценит историю России, для потомков солдат защищавших наш город в годы Великой Отечественной войны. 79 лет назад в этот день началась Сталинградская битва.

Мы приглашаем вас на виртуальный вечер «Сталинградская битва: начало великого сражения», посвящённый этому событию. Ждём вас в нашем блоге в 12.00 (по московскому времени). Вашему вниманию будут представлены стихи, посвящённые Сталинградской битве и её защитникам, информационные материалы о событиях июля 1942 года и героях сражения на Волге.

А тех, кто уже сейчас готов погрузиться в суровые дни начала Сталинградской битвы, приглашаем посмотреть материалы виртуального вечера памяти «Крепость Сталинград», проходившего в нашем блоге в прошлом году:

пятница, 16 июля 2021 г.

Книги-юбиляры. Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

 Роман американского писателя Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (1951 год) входит в топ 100 мировых книг.

Повествование ведется от лица шестнадцатилетнего Холдена Колфилда, находящегося на лечении в клинике. Холден рассказывает об истории, случившейся с ним прошлой зимой и предшествовавшей его болезни. События, о которых он повествует, разворачиваются в предрождественские дни декабря 1949 года.

Юноше откровенно рассказывает о своем обостренном восприятии американской действительности. Он не приемлет общие каноны и мораль современного общества. Мечты и реальность, ребячество и серьезность – все это сконцентрировано в одном человеке.

Читая книгу, вы окунетесь в водоворот обычных будничных событий в жизни мальчика. Но то, как он их встретит, какой выбор сделает, что скажет или подумает, не оставит вас равнодушными.

Роман был переведён почти на все основные языки мира. Однако, несмотря на это в США роман часто подвергался критике и запрещён в нескольких школах из-за большого количества нецензурной лексики.

Первыми предшественниками «Над пропастью во ржи» стали ранние рассказы Сэлинджера, во многих из которых намечаются темы, впоследствии поднятые писателем в романе. Окончательный вариант романа был выпущен издательством  в 1951 году.

четверг, 15 июля 2021 г.

Песни Победы. «Вася-Василёк»

 

От начала и до конца войны солдат сопровождали песни. Мы, пользуясь правом потомков, перемещаемся по «песенной шкале войны» то в одну, то в другую сторону, заставляя вас, наши читатели, вспоминать то время, тех людей, ту страну…

Мы приглашаем вас в 1940-й год, когда была написана одна из самых весёлых песен Победы – «Вася-Василёк».

ВАСЯ-ВАСИЛЕК

муз. А. Новикова, сл. С. Алымова

 

В 1940 году Главное Политуправление Красной Армии решило устроить Всесоюзный конкурс песен оборонной тематики. Оборонные мотивы в песенном творчестве советских композиторов были широко распространены в предвоенный период. В конкурсе приняло участие большое количество поэтов и композиторов. В их числе были поэт-песенник Сергей Алымов и композитор Анатолий Новиков. Творческое сотрудничество двух этих мастеров советской песни началось ещё в 1935 году с создания довольно удачной песни «Пограничная сторожевая». Вновь объединив свои творческие натуры, друзья сочинили песню: «Вася-Василёк».

В своей книге «Песня в строю» (1976 г.) Анатолий Новиков писал: