19 июля 1941 года (80 лет назад) родилась балерина Наталия Бессмертнова.
Наталия
Бессмертнова родилась в Москве 19 июля 1941 года в семье врача Игоря
Борисовича Бессмертнова и Антонины Яковлевны Бессмертновой (в девичестве -
Пешковой). В детстве Наташа жила в
коммунальной квартире на улице Чернышевского, 45 (сейчас Покровка), в бывшем
доме купца Шилова.
Она с детства
любила танцы и интересовалась балетом, поэтому в 1952 году родители отдали ее
учиться в Московское хореографическое училище, где ее педагогами были
М.А.Кожухова, Л.К.Черкасова и С.Н.Головкина. В 1961 Наташа окончила училище, и
в том же году она была принята в труппу Большого театра, где проработала до
1995. Ее дебютом был седьмой вальс и мазурка в «Шопениане» М.Фокина, она
выступила также в главной роли современного балета А.Баланчивадзе «Страницы
жизни».
В дальнейшем Бессмертнова исполняла ведущие партии во многих балетах репертуара Большого театра, в том числе во всех спектаклях, поставленных ее мужем балетмейстером Юрием Григоровичем. Он создал для балерины роли в таких постановках, как «Иван Грозный», «Ангара», «Ромео и Джульетта», «Золотой век».
Наталья Бессмертнова
была первой исполнительницей партий Джульетты в балете С.Прокофьева «Ромео
и Джульетте» и Анастасии в балете «Иван Грозный» на музыку С.Прокофьева,
поставленных Ю.Григоровичем в парижской Опере (1976 и 1978). Было много и
других ролей.
«Помню, как на
каком-то спектакле «Жизели», взглянув на Бессмертнову, танцевавшую одну из
девушек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от неё глаз — так
искренне, непосредственно «жила» она в «толпе», так выразительно смотрела,
пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели», - вспоминала
Галина Уланова.
Бессмертнова
снималась в телевизионном балете «Ромео и Джульетта» (1968), участвовала в
экранизации балетов «Жизель» (1975), «Шопениана» (1977), в кинофильмах балетов
«Спартак» (1976), «Грозный век» (1977). Ее творчеству посвящен телефильм «Жизнь
в танце» (1978).
«Наталия - это
чудо. Балерина удивительного трагического дарования. Глубокая, нежная,
воздушная, эмоциональная. Виртуозная техника, которая поражает своей
филигранной отточенностью. Сочетание прозрачности в лирике и грозной
таинственности в героизме расширяет диапазон балерины и возводит её в ранг
неповторимых, волшебных и великих актрис нашего времени. Преклоняюсь перед
Бессмертновой и желаю ей счастья», - писала о балерине Руфина Нифонтова.
Уйдя в 1995
году из Большого театра, Бессмертнова работала в качестве
балетмейстера–репетитора во всех спектаклях, которые Григорович ставил в разных
городах России и в зарубежных странах.
В 1995 году она
заключила контракт с Мировым центром исполнительских искусств в Лондоне, в
соответствии с которым являлась директором балета.
За свой вклад в
хореографическое искусство Бессмертнова была удостоена звания Народной артистки
СССР (1976), Ленинской (1986) и Государственной премий СССР (1977). Она –
лауреат 1-й премии на Международном конкурсе артистов балета в Варне (Болгария,
1965) и премии Анны Павловой Парижской академии танца (1970). В 1977 году ей
была присуждена премия «Давид» (город Таормина, Италия).
«Три таких чуда
в моей жизни: Павлова, Спесивцева, Бессмертнова… Спасибо Наташе,
спасибо Родине…», - писал Серж Лифарь.
Скончалась Наталья
Игоревна Бессмертнова 19 февраля 2008 года в Москве.
Стремительно
несётся время. Из театральных залов уходят одни зрители, приходят другие. Но в
легендах, которые передаются балетоманами из уст в уста, продолжает жить образ
одной из величайших романтических балерин XX века Наталии Бессмертновой как
олицетворения света, добра, красоты чувств, её героинь помнят, ими восхищаются,
сопереживают им. Она и сейчас осталась непревзойдённой». Галина Иноземцева (балетный
критик)
Подготовила Елена
Сергеевна Короткова
Комментариев нет:
Отправить комментарий