понедельник, 23 августа 2021 г.

Герои Сталинградской битвы в песенном фольклоре казаков Волгоградской области

 

Казачьи песни – бесценное свидетельство истории России. Каждой войне, в которой принимало участие казачество (а начиная с XV века оно принимало участие в каждой войне), были посвящены свои песни. Не исключение и Великая Отечественная война.

Статья руководителя Волгоградского областного центра казачьей культуры профессора ВГИИКа, руководителя ансамбля «Станица» Ольги Григорьевны Никитенко раскрывает эту страницу фольклора для каждого ценителя казачьей песни и патриота Отечества.

 Никитенко О. Г.

Герои Сталинградской битвы в песенном фольклоре казаков Волгоградской области

 

Казачьи песни живут во времени, они адаптируются к любому историческому срезу, приобретают новое содержание, но главным стержневым кодом в этих песнях остается великая любовь к Родине, исторической правде о бесстрашном казачьем сообществе и памяти об её героях.

Сильный по содержанию, яркий по звучанию казачий песенный фольклор периода Великой Отечественной войны, как и старинные песни других военных кампаний, полон оптимизма и веры в победу над врагом. Эти песни дают нам представление о различных аспектах военных действий, эпизодах военно-походной жизни, поворотных событиях и именах героев-полководцев, рядовых солдат, участвовавших в военной истории государства Российского.

Так, например, любимая в казачьей среде песня «Я сама героя провожала» о Герое Советского Союза, полном георгиевском кавалере Константине Иосифовиче Недорубове, уроженце ст. Березовской Усть-Медведицкого округа Области войска Донского, записанная в Урюпинском районе Волгоградской области, - яркий пример прославления героев времен Великой Отечественной войны, который живет в памяти земляков и всего народа.

В песне повествуется не только о подвиге героя, но и в кратком изложении представлен обряд проводов казака на службу:

Я сама героя провожала,

В дальний путь на славные дела,

Боевую шашку подавала,

Вороного конника вела.

В старинном обряде именно жена «коня подводит к мужу прямо, племянник пику подает» (распространенная казачья песня «Конь боевой с походным вьюком»). Женская доля казачки – достойно проводить на фронт своего любимого и бесконечно верить в его возвращение. Простая по мелодическому изложению, несложная в распеве, но глубокая по содержанию песня глубоко патриотична и доступна всем возрастным группам исполнителей.

Изредка встречаются фольклорные образцы, в тексте которых упоминается место ожесточенных боев и захоронение погибших:

Бил фашистов он под Сталинградом,

Замерзал, был ранен, но не пал.

В радостном победном сорок пятом

По Берлину гордо он шагал

Он Герой Советского Союза,

Недорубов впереди шагал,

На Мамаевом кургане славы

Огонь в память павшим зажигал.

Ай, не забыла Родина героев,

Золотом их пишет имена,

И встают в граните, как живые,

Лица тех, что отняла война.

Песня «Где летал ворон по свету» записана в 1986 г. в Иловлинском районе от участников хора х. Желтухина. Фольклорный текст был изменён, в новой версии неожиданно возникает картина кровавого боя на Мамаевом кургане:

Где летал ворон по свету?

Расскажи, мой дорогой.

Он с кровавою добычей

К нам в деревню прилетал.

Он принёс нам, чёрный ворон,

Руку правую с кольцом.

По колечку я узнала,

Чья у ворона рука.

Эт рука мово милого,

Он убит был на войне.

На Мамаевом кургане,

Где кипел кровавый бой.

Бой кровавый, беспощадный

Буду помнить целый век.

Представленные фольклорные песенные образцы были отнесены, по классификации А. С. Ерешко, к группе «трагические песни и баллады», которые в свою очередь, распределены на несколько тематических линий: традиционные женские плачи на гибель близких, смерть воина в лазарете или на поле брани. Многие из этих песен можно назвать героико-трагическими, так как коллизия гибели героя в них соединяется с героикой военных будней, клятвой отмщения [3].

Эту тематику можем проследить и в песнях верховых казаков, собранных в экспедициях участниками ансамбля «Станица» кафедры традиционной культуры ВГИИК:

Никто так не страдает, как милый на войне.

Он пушки заряжаить, сам думал обо мне.

Пришла известь печальная: мой миленький убит.

Убит, убит мой миленький, под кустиком зарыт…

(«Никто так не страдает, как милый на войне…», Новоаннинский район Волгоградской области);

Как в одном полевом лазарете,

Где дежурил сестрица и врач,

Там при темном осеннем рассвете

Умирает от раны казак.

К изголовью склонилась сестрица,

Она хочет письмо написать,

Он собрал все последние силы

И диктует, что написать…

(«Как в одном полевом лазарете», х. Бочаровский Новоаннинского района).

В 1989 г. от участников казачьего хора ст. Михайловской Урюпинского района Волгоградской области была записана песня «Мы сражались в родном Сталинграде», распетая в традиционном казачьем стиле. Вариант этой песни был записан ещё в 1982 г. в ст. Суводской Дубовского района Волгоградской области от местного фольклорного ансамбля. По словам исполнителей, текст возник в послевоенное время на существовавший ранее напев с другими словами, которые они не помнят. В указанном примере запечатлены мысли, чувства и переживания рядовых солдат, казаков-воинов, прошедших сквозь пламя Великой Отечественной войны. В тексте описывается эпизод перед решающим боем. Сидя в окопах под холодным осенним дождем, солдаты не стесняются своих эмоций, не сдерживают слёз от воспоминаний о своих семьях, погибших товарищах, братьях, но, как бы им ни было горько и трудно, они бесстрашно идут в бой и зажигают победных факел над Берлином.

Песни с упоминанием названия города Сталинграда встречаются не часто. Найдено несколько песенных образцов: «Тучи над Волгой клубятся», записанная членами экспедиции Института этнографии в 1947 году от хора детского дома в станице Михайловской Хоперского района Волгоградской области. В основу поэтического текста легли стихи М. Талалаевского и З. Кац, в обработанном тексте звучит Сталинград и Царицын, «народные» авторы подчеркнули боевое прошлое нашего исторического города [2].

В адаптированном фольклорном образце «Там шли три немца» в основу сюжета взят текст баллады «Там шли два брата», записанной в Урюпинском районе в 1947 г. Главными персонажами новой песни выступают немцы. С бесславной победой, со смертельными ранами возвращаются они домой со Сталинградского фронта. Меткая партизанская пуля настигла их, как только они «переступили Дон». В старинном варианте два брата возвращаются с турецкого фронта, и вражья пуля на границе настигает их. Они герои, стоически сражались на чужбине, вдали от родных станиц, и страшно было сознавать то, что могут не вернуться к своим женам и детям. Во втором варианте примечательно следующее: прослеживается некая сочувственная интонация к побежденным, у которых также и жены, и дети ждут где-то далеко в Берлине. Война не щадит ни своих, ни врагов [1].

Оригинал:

Там шли, ну два брата

С турецкого фронта, эх.

С турецкого фронта домой.

Лишь только преступили, ой,

Мы польскаю границу,

Ударил поляк три раза,

Ударил, ударил

Он в грудь мине, поранил,

Болять мои раны, болять.

Одна нарывает, другая заживает,

От третьей я должен умереть,

А дома семейство, жененка молодая,

Она все ждет, поджидает меня.

Но пусть поджидает, кому какое дело,

Она не дождется меня.

Переработка:

И шли, прошли три немца

С Сталинградского фронта домой.

Как только они через Дон перступили,

Как их поразило великой бедой.

Из каждого леса, из балки каждой,

Отовсюду на мушку берет партизан.

Тут старый немец говорит:

Пойдемте, ребята, пойдемте поскорей,

Болят мои раны, болят.

Одна нарывает, другая заживает,

От третьей я должен умереть.

В Берлине семейство, жена молодая,

Она все ждет, поджидает меня.

Глубокая могила в донских степях,

Глубокая могила в донских степях

Лишь только дожидается глубокая могила,

Глубокая могила в донских степях.

Самый многочисленный раздел фольклора военного периода – лирическая песня. В содержании песен этого раздела тесно переплетаются личные чувства с героико-патриотическим настроением героев.

Песня «Ехал парень на машине» записана в 1992 году в ст. Михайловской Урюпинского района Волгоградской области. Незатейливая, наполненная лиризмом ситуация встречи двух боевых шоферов – девушки и парня, которых разлучила война, ярко отражена в содержании песни, заставляя слушателей переживать, наблюдая за происходящим. Песня нетрадиционная, в ней явно обнаруживается профессиональное сочинение безымянного автора, но это не мешает ей быть поистине народной и любимой среди казаков.

Все песенные фольклорные образцы о Великой Отечественной войне, собранные в разные периоды в Волгоградской области от донских казаков, объединены темой защиты родного города Сталинграда, защиты Отечества.

Сегодня в непростой для современного человека период глобализации, коммерциализации культуры, как никогда, необходимо возродить дух патриотизма, пробудить и сохранить историческую память русского народа, проникнуть в глубину содержания песенного наследия казаков, где как в историческом свитке, изложена вся история государства Российского и героического прошлого русского народа и донского казачества как его составной части. Этот пласт фольклорного творчества необходимо бережно собирать и хранить.

 

Список литературы и источников

1. ГАВО, ф. 60, оп. 1, л. 34, л. 60.

2. Незабываемые годы. Русский песенный фольклор Великой Отечественной войны в записях К. Г. Свитовой. М.: Советский композитор, 1985. – 98 с.

3. Военно-патриотические традиции казачества – неразрывная часть духовного наследия России // Проблемы народного художественного творчества и формирование специалиста в условиях трехступенчатой системы образования. Сб. науч. и метод. материалов преподавателей : В помощь студентам и специалистам культуры и искусств ВГИИК. – Волгоград : ВГАФК, 2003, с. 9-10.

4. Ярешко А. С. Народные песни Великой Отечественной войны. – М. : Композитор, 2013. – 408 с.

 

Источник:

Никитенко, О. Г. Герои Сталинградской битвы в песенном фольклоре казаков Волгоградской области // Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа: уроки Сталинграда : материалы научно-практической конференции, посвященной 75-й годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве ; Волгоград, 12 апреля 2018 г. / отв. ред. Л. И. Будченко ; Волгоград. комитет по культуре администрации Волгоградской области ; Волгоградское региональное отделение Ассамблеи народов России. – Волгоград, 2019. – С. 67-72.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий