13 мая 1804 года (220 лет назад) родился русский поэт, философ, основоположник раннего славянофильства Алексей Степанович Хомяков.
Алексей Хомяков родился 13 мая 1804 года
в селе Спешнево-Ивановское под Москвой. Как было принято в старинных дворянских
семьях, получал образование дома.
В возрасте 17 лет, в 1821 году, стал кандидатом математических наук. Занялся литературной деятельностью, очень часто печатался (переводы, стихи), серьезно увлекся философией. В 18 лет Хомяков поступает на военную службу в Астраханский кирасирский полк. Продолжает службу через год в конной гвардии Петербурга.
В 1825 году уходит со службы, чтобы
заняться живописью, литературой, философией. Уезжает за границу, где пишет
знаменитую драму «Ермак». Интересы и деятельность Хомякова очень широки:
богослов и философ, историк, экономист, создающий планы освобождения крестьян,
автор нескольких технических изобретений, лингвист, поэт, полиглот, драматург,
врач, живописец. Творчество Алексея Хомякова многогранно. Его перу принадлежат
такие значительные труды, как статьи «О старом и новом» (1839), «О возможности
русской художественной школы» (1847), «Несколько слов православного христианина
о западных вероисповеданиях» (1853-1858), обширное сочинение «Записки о
всемирной истории» (1838-1860). В своих философских и публицистических работах
он развивал учение о соборности, страстно отстаивал идеи православия, наметил
пути создания самобытной национальной культуры.
Когда началась русско-турецкая война в
1828 году, Хомяков принимает в ней участие и после окончания в 1829 году
выходит в отставку. Решив заняться хозяйством, уезжает в своё имение, там
продолжает вести активную литературную деятельность, пишет статьи в различные
журналы.
В 1834 году в семье Хомякова происходит
трагедия. В одну ночь от скарлатины умирают два его ребёнка. Алексей Степанович
поседел от горя, а когда скорбные чувства слегка утихли, написал стихотворение «К
детям».
Хомякова считают основоположником
славянофильства. Основные положения этого течения были изложены им в статье «О
старом и новом», опубликованной в 1839 году. За год до этого он начал работу
над своим основным трудом «Записка о всемирной истории». Принимая активное
участие в общественной деятельности, Хомяков выступает как либерал за отмену
крепостного права, смертной казни, за введение таких свобод, как свобода слова,
печати и др. В поэзии Хомякова звучали славянофильские мотивы, он говорил о
единении славянских народов под сенью русского самодержавия, выражал
оппозиционность правительственному цензурному гнёту.
С 1850 года его взгляды очень сильно
связаны с богословием, религиозными вопросами, историей русского народа и
православия. Несмотря на свои либеральные взгляды, Алексей Степанович считал,
что монархия - это единственно приемлемый для России путь, и выступал за созыв
«Земского собора», надеясь, что он уберет противоречия между властью и землей,
возникшие в России после реформ Петра Великого.
Умер Алексей Степанович Хомяков 5 октября
1860 года во время холеры, которой заразился, леча крестьян в селе
Спешнево-Ивановском Тамбовской губернии.
Похоронен Алексей Степанович Хомяков был в Москве, в Даниловом монастыре. Перезахоронен на Новодевичьем кладбище. Надпись на надгробии поэта и философа гласила: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». К таковым людям принадлежал и Алексей Степанович Хомяков. По-доброму отзывались о его жизни и творчестве классики отечественной словесности: Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Александр Иванович Герцен, Михаил Юрьевич Лермонтов, Лев Николаевич Толстой.
Алексей Хомяков
Беседы и проповеди
протоиерея Артемия Владимирова
Он поседел в
одну ночь, потеряв сыновей. Алексей Хомяков. Его любовь и судьба
Комментариев нет:
Отправить комментарий