31 мая 1899 года (125 лет назад) родился советский
писатель, прозаик и драматург Леонид Леонов.
Леонид Максимович Леонов,
игравший заметную роль в литературном процессе на протяжении более чем
шестидесяти лет, трижды номинирован на Нобелевскую премию за вклад в
литературу, академик АН СССР, лауреат государственных премий. Его перу
принадлежат всемирно известные романы «Барсуки», «Соть», «Русский лес»,
рассказы и повести «Бубновый валет», «Провинциальная история», «Белая ночь» и
другие произведения, которые отличают высокая гражданственность автора,
вдохновленного героической и трудной судьбой России.
Леонид Леонов прожил долгую жизнь, но уже в молодые годы был признан писателем-классиком. С середины двадцатых годов книги Леонова выходили почти ежегодно в течение семи десятилетий, переведены на все основные языки мира и многократно переизданы. Мощью художественного слова Леонова восхищались Юрий Бондарев и Валентин Распутин, Виктор Астафьев называл его своим учителем, а современные критики называют Леонова мыслителем-провидцем, книги которого ещё ждут своего читателя.
Леонов родился в Москве в семье известного в своё
время поэта суриковской школы (псевдоним Максим Горемыка), воспитывался в
религиозно-патриархальной семье деда. Дебютировал как поэт в 1915 году в
архангельской газете «Северное утро», редактором которой был его отец.
После окончания гимназии Леонов участвовал в
Гражданской войне, причем на обеих сторонах — случай, нередкий для того
времени (из больших писателей можно вспомнить, например, Катаева). Но в
официальной биографии указывалось, что за белых Леонов воевал по призыву, а за
красных — добровольцем. Он участвовал в боях, работал корреспондентом в
военных газетах, где и публиковал свои статьи. В 1922 году он, совсем молодой
ещё человек, написал сразу несколько рассказов и повестей, и реакция первых
читателей была восторженной. «Несколько месяцев назад объявился у нас
гениальный юноша, имя ему – Леонов, –писал художник Илья Остроухов Фёдору
Шаляпину. – Ему 22 года. И он уже видел жизнь!»
Первый роман Леонова «Барсуки» (1924) высоко оценили
А. Луначарский и М. Горький, который называл Леонова своим преемником. «Этот
человек, без сомнения, является одной из самых больших надежд русской
литературы», – напишет Горький. Успех книги был оглушительным, тема была «живой»:
Антоновский мятеж на Тамбовщине и ужасающие картины крестьянского быта.
Затем — еще одна удача начинающего мастера, роман с двойным дном «Вор»
(1927). На первый взгляд, это занимательная хроника московского криминального
мира, на самом деле — разоблачение так называемого «нового человека»,
который вчера был комиссаром Красной армии, позавчера — сознательным
рабочим, а теперь стал первоклассным медвежатником.
В двадцатые годы Леонова считали «попутчиком». Это
было не оскорбительно; так называли писателей, поддерживавших идеи новой
власти, но не состоявших в партии (Леонов так до конца жизни туда и не
вступил). Его вообще мало интересовала романтика революции. Напротив, его
увлекали совсем иные типажи — мелкие обыватели, представители городского
дна. Так в распределении «ролей» в молодой советской литературе Леонову
досталась «борьба с мещанством», и в этой борьбе он достиг невероятных успехов.
Леонова безоговорочно воспринимают как мастера,
известность его быстро становится всеевропейской.
С конца двадцатых годов Леонид Леонов выступает как
драматург. Некоторые его пьесы были экранизированы и поставлены в театре, а
пьеса «Унтиловск» прошла во МХАТе при Станиславском, который лично поблагодарил
Леонова: «От лица актёров, получивших первую настоящую пьесу, где актёр может
показать своё искусство, позвольте вас поблагодарить».
«Соть»,
«Скутаревский», «Дорога на Океан» — три романа, написанные всего за пять
лет (1930–1935). Эти тексты, добротные и идейно выверенные, затрагивали
актуальные темы: первые пятилетки, индустриализацию, интеграцию старой
интеллигенции в социализм.
К
началу войны Леонов стал признанным советским классиком, хотя и занимал
несколько особое положение. Он обладал всеми атрибутами своего ранга, включая
орден Трудового Красного Знамени к сорокалетию. Если же его критиковали, как
это случилось с пьесой «Метель», это делали на закрытом заседании политбюро.
Откликом Леонова на Великую Отечественную войну стали
пьесы «Нашествие», «Лёнушка», повесть «Взятие Великошумска» и патриотическая
публицистика. Статьи и литературные выступления позже вошли в сборник «В наши
годы». Присуждённую ему Сталинскую премию за пьесу «Нашествие» писатель передал
в Фонд обороны. Леонов активно боролся за мир, выступал в защиту природы,
участвовал в работе обществе охраны памятников истории и культуры.
В 1953 году вышел в свет роман Леонова «Русский лес»,
который почти сразу был признан одним из наиболее значимых произведений
отечественной литературы и по сей день остаётся в её «золотом фонде». Роман
пронизан глубокими раздумьями о русском национальном характере и его связи с
родной природой. »Русский лес» стал одним из первых произведений в мировой
литературе, затрагивающих проблему экологии.
Несмотря на лавину почестей, Леонов после войны
публиковался гораздо реже, чем в довоенный период. Писал длинный и сложный
роман «Пирамида».
Также занимался своей переделкинской оранжереей с
цветущими кактусами, про которую Корней Чуковский рассказывал знакомым: «Хожу,
вроде Дюймовочки, в тропических зарослях затерянный — это с моим-то ростом».
Леонов был заместителем председателя Всероссийского общества озеленения. Также
состоял членом редакционных коллегий журналов «Роман-газета» и «Наука и жизнь».
В 1990 году подписал «Письмо 74-х». Регулярно общался с Вангой.
Последние 20 лет, с 1974 по 1994 год, Леонид Леонов
жил на Большой Никитинской улице, в доме № 37. Умер во сне 8 августа 1994
года вскоре после публикации главного труда своей жизни, огромного по объёму «романа-наваждения»
«Пирамида», над которым писатель работал на протяжении более чем полувека,
начиная с осени 1940 года. 1500-страничный философский роман подводит итоги и
собственному творчеству Леонова, и всей реалистической литературе XX в. В нём с
особой отчётливостью проявилось стремление Леонова воссоздать путь развития
цивилизации, объяснить суть исторических катаклизмов в России, «где во
всевозможных рассечениях представлена человеческая душа».
Комментариев нет:
Отправить комментарий