пятница, 24 мая 2024 г.

Гений, покоривший мир. Экранизация рассказа М. А. Шолохова «Жеребёнок»: СССР-США


23 мая ведущий библиограф библиотеки М. Н. Урусова приняла участие в Международном круглом столе «Вклад М. А. Шолохова в мировую литературу и кинематограф», проводившемся в режиме онлайн Волгоградским государственным институтом искусств и культуры», «Казачьим центром государственной службы», Государственным музеем-заповедником М. А. Шолохова и Оргкомитетом международного социально-образовательного проекта «Великая Победа объединяет народы». Третий год наша библиотека выступает в роли одного из соорганизаторов ежегодной Шолоховской конференции.

В этом году на суд участников круглого стола был вынесен доклад на тему «Экранизация рассказа М. А. Шолохова «Жеребёнок»: СССР-США». Предлагаем ознакомиться с его содержанием.

Марина Урусова 

Экранизация рассказа М. А. Шолохова «Жеребёнок»: СССР-США

Литературный текст считается основой любого вида искусства. Именно он, в трансформированном варианте становится базой для создания стихов, песен, картин, фильмов и т. д. При этом исследователи отмечают невозможность полноценного перевода эстетической информации с языка одного вида искусства на другой, а читатели жалуются на то, что герои фильмов не похожи на те образы, которые возникли у них при чтении. Не исключение и экранизации произведений Шолохова.

Много споров возникает вокруг экранизаций «Тихого Дона» М. А. Шолохова, на который снято четыре фильма и телесериала. На втором месте после него (наряду с «Поднятой целиной») должен стоять рассказ «Жеребёнок», на который было создано две экранизации. Причём, один из фильмов был снят в США по сценарию американского писателя.

Информация по этим экранизациям весьма скудная. Но попробуем проанализировать то, что имеется.

Фильм «Жеребёнок» в 1958 году снял режиссёр Владимир Фетин, позже ставший известным по кинофильмам «Полосатый рейс», «Донская повесть», «Виринея», «Любовь Яровая», «Открытая книга», «Сладкая женщина». Короткометражный фильм (40 минут) «Жеребёнок» стал его дипломной работой. В главной роли – красноармейца Трофима - снялся Евгений Матвеев – только что отработавший над ролью Макара Нагульного во второй экранизации «Поднятой целины», а в 1971-м году поставивший фильм «Смертный враг» по одному из «Донских рассказов» и сыгравший в нём главную роль.

Картина была снята в реалистичной манере и максимально приближена к тексту рассказа за счёт голоса за кадром. Особенно впечатляет драматизм последней сцены, когда белый офицер убивает только что спасшего жеребёнка Трофима. Убивает цинично под одобрительный взгляд старого казака. В этом трагизм рассказа Шолохова – в непримиримой ненависти, которая вытравливает из человека всё человеческое. Жеребёнка офицеру и казаку жаль, а мужика нет. По своей сути смерть Трофима – это бессмысленное жестокое убийство. Он не решает ход сражения. Трофим – обычный рядовой боец. А ещё он - человек. И в спасении жеребёнка проявляется его величие, которого лишён белый офицер – ведь он-то не бросился спасать жеребёнка под пулями. И в конце офицер, как будто мстит Трофиму за то, что тот поднялся выше того образа быдла, против которого, в понимании офицера, бьется Белая гвардия. За то, что Трофим оказался чище, чем он сам. Во всяком случае, ощущение от концовки фильма остаётся такое.

Советский фильм «Жеребёнок» в 1961 г. получил премию на международном кинофестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене (ФРГ).

 

В 2005 году (к 100-летию М. А. Шолохова) в Америке режиссером Еленой Ланской была снята совершенно не похожая на советские экранизации картина под названием «The colt» (не путать с оружием кольтом – это малоизвестный у нас вариант обозначения жеребёнка или ослёнка) длительностью 80 минут, получившая в России название «Рождённый свободным». Показ фильма по телевидению прошёл 9 февраля 2005 года.

На мой взгляд, для американцев экранизация «Жеребёнка» сделана на приличном уровне, хотя и отступает от наших канонов.

Увы, сведений о режиссёре Елене Ланской мало. О ранних годах её ничего неизвестно, можно только уверено сказать, что она имеет русское происхождение и неплохо знает русскую классику. Профессиональный режиссер, обладатель престижных кинематографических наград.

Автором сценария стал успешный американский писатель и сценарист Стефан Хэрриган. Выбор именно этого человека для написания сценария был обоснован. Книги Хэрригана посвящены Гражданской войне в США. И это не развлекательная литература, не беллетристика. Он осмысляет события войны между северянами и южанами и ищет пути предотвращения подобного в будущем. Он описывает две стороны конфликта, заставляя в каждой видеть людей, а не зверей.

Естественно, «Жеребёнок» Шолохова – это подарок для такого сценариста. Но выиграл или проиграл от этого фильм – вопрос на любителя.

Хэрриган и Ланская перенесли сюжет «Жеребёнка» в Америку и заставили сражаться не красных и белых, а южан и северян. Небольшое произведение Шолохова было значительно переработано. Изменился образ главного героя – у них это молодой человек, только что потерявший брата, а его главный враг – возрастной южанин, который возит с собой раненого сына, надеясь его вылечить. Концовка сюжета изменилась. Совершенно не по-шолоховски, а по-хэрригановски, на спасение жеребёнка бросаются два смертельных врага. И хотя смерь главного героя по-прежнему бессмысленна и противоестественна, режиссёр даёт зрителю надежду на то, что примирение возможно…

Как отметил один из зрителей, фильм «Рождённый свободным» - это не блокбастер и не боевик. Он – о толерантности. Я бы отметила, что слово «толерантность» здесь не к месту. Этот фильм о необходимости единения, о призрачности всего того, что разделяет людей. Ведь, если внимательно смотреть этот фильм, его герои демонстрируют, что у них общего больше, чем различий. Можно сказать, что Хэрриган в этом фильме попытался закончить Гражданскую войну. И, хотя он немного изменил смысл концовки произведения Шолохова, мне кажется, что Михаил Александрович не обиделся бы за это. Ведь, вторая часть «Тихого Дона» заканчивается словами: «В годину смуты и разврата не осудите братья брата». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий