Страницы

Страницы

пятница, 31 мая 2024 г.

125 лет Леониду Леонову


31 мая 1899 года (125 лет назад) родился советский писатель, прозаик и драматург Леонид Леонов.

Леонид Максимович Леонов, игравший заметную роль в литературном процессе на протяжении более чем шестидесяти лет, трижды номинирован на Нобелевскую премию за вклад в литературу, академик АН СССР, лауреат государственных премий. Его перу принадлежат всемирно известные романы «Барсуки», «Соть», «Русский лес», рассказы и повести «Бубновый валет», «Провинциальная история», «Белая ночь» и другие произведения, которые отличают высокая гражданственность автора, вдохновленного героической и трудной судьбой России.

Леонид Леонов прожил долгую жизнь, но уже в молодые годы был признан писателем-классиком. С середины двадцатых годов книги Леонова выходили почти ежегодно в течение семи десятилетий, переведены на все основные языки мира и многократно переизданы. Мощью художественного слова Леонова восхищались Юрий Бондарев и Валентин Распутин, Виктор Астафьев называл его своим учителем, а современные критики называют Леонова мыслителем-провидцем, книги которого ещё ждут своего читателя.

Леонов родился в Москве в семье известного в своё время поэта суриковской школы (псевдоним Максим Горемыка), воспитывался в религиозно-патриархальной семье деда. Дебютировал как поэт в 1915 году в архангельской газете «Северное утро», редактором которой был его отец.

 После окончания гимназии Леонов участвовал в Гражданской войне, причем на обеих сторонах — случай, нередкий для того времени (из больших писателей можно вспомнить, например, Катаева). Но в официальной биографии указывалось, что за белых Леонов воевал по призыву, а за красных — добровольцем. Он участвовал в боях, работал корреспондентом в военных газетах, где и публиковал свои статьи. В 1922 году он, совсем молодой ещё человек, написал сразу несколько рассказов и повестей, и реакция первых читателей была восторженной. «Несколько месяцев назад объявился у нас гениальный юноша, имя ему – Леонов, –писал художник Илья Остроухов Фёдору Шаляпину. – Ему 22 года. И он уже видел жизнь!»

Первый роман Леонова «Барсуки» (1924) высоко оценили А. Луначарский и М. Горький, который называл Леонова своим преемником. «Этот человек, без сомнения, является одной из самых больших надежд русской литературы», – напишет Горький. Успех книги был оглушительным, тема была «живой»: Антоновский мятеж на Тамбовщине и ужасающие картины крестьянского быта. Затем — еще одна удача начинающего мастера, роман с двойным дном «Вор» (1927). На первый взгляд, это занимательная хроника московского криминального мира, на самом деле — разоблачение так называемого «нового человека», который вчера был комиссаром Красной армии, позавчера — сознательным рабочим, а теперь стал первоклассным медвежатником.

В двадцатые годы Леонова считали «попутчиком». Это было не оскорбительно; так называли писателей, поддерживавших идеи новой власти, но не состоявших в партии (Леонов так до конца жизни туда и не вступил). Его вообще мало интересовала романтика революции. Напротив, его увлекали совсем иные типажи — мелкие обыватели, представители городского дна. Так в распределении «ролей» в молодой советской литературе Леонову досталась «борьба с мещанством», и в этой борьбе он достиг невероятных успехов.

Леонова безоговорочно воспринимают как мастера, известность его быстро становится всеевропейской.

С конца двадцатых годов Леонид Леонов выступает как драматург. Некоторые его пьесы были экранизированы и поставлены в театре, а пьеса «Унтиловск» прошла во МХАТе при Станиславском, который лично поблагодарил Леонова: «От лица актёров, получивших первую настоящую пьесу, где актёр может показать своё искусство, позвольте вас поблагодарить».

«Соть», «Скутаревский», «Дорога на Океан» — три романа, написанные всего за пять лет (1930–1935). Эти тексты, добротные и идейно выверенные, затрагивали актуальные темы: первые пятилетки, индустриализацию, интеграцию старой интеллигенции в социализм.

К началу войны Леонов стал признанным советским классиком, хотя и занимал несколько особое положение. Он обладал всеми атрибутами своего ранга, включая орден Трудового Красного Знамени к сорокалетию. Если же его критиковали, как это случилось с пьесой «Метель», это делали на закрытом заседании политбюро.

Откликом Леонова на Великую Отечественную войну стали пьесы «Нашествие», «Лёнушка», повесть «Взятие Великошумска» и патриотическая публицистика. Статьи и литературные выступления позже вошли в сборник «В наши годы». Присуждённую ему Сталинскую премию за пьесу «Нашествие» писатель передал в Фонд обороны. Леонов активно боролся за мир, выступал в защиту природы, участвовал в работе обществе охраны памятников истории и культуры.

В 1953 году вышел в свет роман Леонова «Русский лес», который почти сразу был признан одним из наиболее значимых произведений отечественной литературы и по сей день остаётся в её «золотом фонде». Роман пронизан глубокими раздумьями о русском национальном характере и его связи с родной природой. »Русский лес» стал одним из первых произведений в мировой литературе, затрагивающих проблему экологии.

Несмотря на лавину почестей, Леонов после войны публиковался гораздо реже, чем в довоенный период. Писал длинный и сложный роман  «Пирамида».

Также занимался своей переделкинской оранжереей с цветущими кактусами, про которую Корней Чуковский рассказывал знакомым: «Хожу, вроде Дюймовочки, в тропических зарослях затерянный — это с моим-то ростом». Леонов был заместителем председателя Всероссийского общества озеленения. Также состоял членом редакционных коллегий журналов «Роман-газета» и «Наука и жизнь». В 1990 году подписал «Письмо 74-х». Регулярно общался с Вангой.

Последние 20 лет, с 1974 по 1994 год, Леонид Леонов жил на Большой Никитинской улице, в доме № 37. Умер во сне 8 августа  1994 года вскоре после публикации главного труда своей жизни, огромного по объёму «романа-наваждения» «Пирамида», над которым писатель работал на протяжении более чем полувека, начиная с осени 1940 года. 1500-страничный философский роман подводит итоги и собственному творчеству Леонова, и всей реалистической литературе XX в. В нём с особой отчётливостью проявилось стремление Леонова воссоздать путь развития цивилизации, объяснить суть исторических катаклизмов в России, «где во всевозможных рассечениях представлена человеческая душа».

Комментариев нет:

Отправить комментарий