10 апреля 1937 года (85 лет назад) родилась поэтесса Белла Ахмадулина.
Будущая поэтесса родилась 10 апреля 1937
года в уважаемом столичном семействе: отец был большим начальником, а мать
работала переводчиком в звании майора КГБ. Экзотическая внешность Ахмадулиной
связана с необычным сочетанием крови, поскольку в ее роду были русские,
итальянцы и татары. Испанское имя Изабелла для нее выбрала бабушка. «Я рано
спохватилась и сократила это имя до «Белла», — рассказывала поэтесса.
Поскольку родители девочки были очень
занятыми людьми, ее воспитанием занималась родная бабушка. Она обучила Беллу
чтению и грамоте, привила ей большую любовь к литературе, с детства читая ей
нетленные произведения классиков.
Учеба мало привлекала девочку, за
исключением уроков литературы. Для своего возраста она отличалась большой
начитанностью и грамотностью. Уже в школьные годы Ахмадулина начала писать
стихи, сформировав к 15 годам свой собственный неповторимый стиль.
Первые стихи Ахмадулиной напечатал в 1955 году журнал «Октябрь». Она тогда училась в десятом классе, занималась в литературном кружке Евгения Винокурова при заводе имени Лихачева.
После школы Белла Ахмадулина поступила в Литературный
институт имени А.М. Горького. Приемной комиссии юная поэтесса читала
собственные стихи. На первом курсе она была уже достаточно известным автором. В
22 года Ахмадулина написала стихотворение «По улице моей который год…», которое
стало известным романсом.
Спустя еще три года поэтесса выпустила
первую книгу стихотворений - «Струна», о которой Евгений Евтушенко писал: «Не случайно
она назвала свою первую книгу «Струна»: в ее голосе вибрировал звук донельзя
натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли. <…> Голос
волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком
бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам».
Творческий взлет Ахмадулиной произошел в
1962 году, после выхода ее первого сборника Струна. Безусловный поэтический
талант девушки был отмечен такими выдающимися мэтрами литературы как Роберт
Рождественский, Андрей Вознесенский. С их легкой руки она стала появляться
перед широкой публикой на творческих вечерах, где декламировала свои стихи,
имевшие большой успех. Впрочем, было немало критиков творчества Ахмадулиной,
которые упрекали молодую поэтессу в излишне пафосном слоге.
Выступления Ахмадулиной собирали полные
залы, площади, стадионы. Особенным был не только голос поэтессы, но и ее художественный
стиль. Белла Ахмадулина использовала в текстах интересные метафоры, писала
слогом золотого века.
В 1958 году студентов Литинститута – в их
числе была и Белла Ахмадулина - принуждали подписывать коллективное письмо с требованием
выслать из страны Бориса Пастернака. В то время в разгаре была травля писателя,
связанная с его Нобелевской премией. Поэтесса подписывать письмо отказалась. И
вскоре ее отчислили, официально – за проваленный экзамен по марксизму-ленинизму.
Однако позже Ахмадулину восстановили, и она окончила Литинститут с отличием.
Небольшой кинематографический опыт
Ахмадулиной принес ей новую порцию народной любви. В 1964 году она сыграла, по
сути, саму себя: в ленте Василия Шукшина «Живет такой парень» Белла Ахатовна
исполнила роль молодой журналистки, вложив в образ весь свой опыт работы в «Литературной
газете». Позже фильм был отмечен «Золотым львом» на Венецианском кинофестивале.
Спустя шесть лет Ахмадулина снялась еще в одном фильме «Спорт, спорт, спорт», в
котором помимо постановочных сцен присутствовали высказывания о спорте
известных людей. В картине в авторском исполнении звучат стихи Ахмадулиной «Ты
человек! Ты баловень природы…» и «Вот человек, который начал бег…».
Поэтесса не писала на острые
социальные и политические темы, однако в политической жизни Советского Союза
участвовала. Она поддерживала движение диссидентов, защищала опальных Андрея
Сахарова, Льва Копелева, Александра Солженицына. Писала официальные обращения,
бывала в местах ссылок, выступала в зарубежных газетах, на «Радио Свобода» и «Голос
Америки».
Долгое время репрессии Беллы Ахмадулиной
не касались: она была известна, авторитетна и любима публикой, ее стихи
переводили на все европейские языки. Однако в 1969 году во Франкфурте вышел
сборник Ахмадулиной «Озноб». Печататься за рубежом было очень рискованно. После
этого поэтессу раскритиковали в советской прессе, а ее новые сборники
подверглись жесткой цензуре. Выступления Ахмадулиной запрещали до самой
перестройки.
В эти годы поэтесса занималась переводами.
Она много путешествовала по Советскому Союзу и особенно любила Грузию. Ахмадулина
переводила на русский язык грузинскую поэзию - стихи Николая Бараташвили,
Галактиона Табидзе, Ираклия Абашидзе.
Кроме грузинских авторов Белла Ахмадулина
переводила произведения поэтов Армении и Польши, Венгрии и Болгарии, Италии и
Франции. В 1984 году ей вручили орден «Дружбы народов», Американская академия
искусств и литературы избрала поэтессу своим почетным членом. Создавала
Ахмадулина и очерки о поэтах-современниках, написанные, как говорил Евтушенко, «элегантной
прозой».
Белла Ахмадулина была замужем четыре раза:
за Евгением Евтушенко, Юрием Нагибиным и Эльдаром Кулиевым. В 1974 году
поэтесса вышла замуж в последний раз — за скульптора Бориса Мессерера.
Об их знакомстве он позже вспоминал: «Белла
в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа
случайная. От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце.
Говорим о собаках. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей
ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не
раздумывая, ушел бы с ней навсегда».
Белла Ахмадулина «раздаривала» автографы
и стихи, писала их на салфетках и клочках тетрадных листов.
Мессерер делал копии и оставлял их себе. Их набралось на целый четырёхтомник.
Разговоры с женой он записывал на диктофон. Так появились четыре
тома ее произведений.
Борис Мессерер сопровождал супругу
на творческих вечерах, Ахмадулина писала о нем: «О, поводырь моей
повадки робкой!..». Еще в годы гонений Мессерер предложил
ей переехать в Тарусу. Этому городу, который Белла Ахмадулина часто
называла своей музой, она посвятила одноименный сборник с акварелями своего
мужа.
Всего при жизни поэтессы вышли
33 сборника ее стихотворений. Последние годы Ахмадулина и Борис
Мессерер жили в Переделкино. Она продолжала участвовать в творческих
вечерах, однако писала мало: мешало заболевание глаз. 29 ноября 2010 года Беллы
Ахмадулиной не стало. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище.
После смерти поэтессы Борис Мессерер написал книгу-воспоминание «Промельк Беллы»,
а в Тарусе установили памятник Ахмадулиной, который изготовили
по его эскизам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий