среда, 20 апреля 2022 г.

Он торопился жить. Павел Луспекаев

 20 апреля 1927 года (95 лет назад) родился советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии России, участник Великой Отечественной войны Павел Борисович (Богдасарович) Луспекаев.

Павел Луспекаев родился в селе Большие Салы, расположенном на территории Северо-Кавказского края (сейчас это Ростовская область). Отец будущего актера, Богдасар Гукасович, происходил из нахичеванских армян. Он носил фамилию Луспекян и работал мясником. Мама, Софья Авраамовна Ковалева, была донской казачкой. Горячая южная кровь, соединенная с бунтарской казачьей, не давала их сыну покоя. Павел был очень сильным, рос хулиганом и драчуном. Как-то раз в драке его ударили раскаленной кочергой по лицу, страшное оружие пропороло кожу в нескольких миллиметрах от глаза. Взрослый Павел и сам удивлялся тому, как он остался живым и не искалеченным после такой бурной молодости.

После окончания семилетки юноша отправился получать профессию в Луганском ремесленном училище. В военное время училище эвакуировали в город Фрунзе, здесь Павел стал работать слесарем. Когда юноше исполнилось шестнадцать, он добровольцем отправился на фронт. Крепкого, сильного юношу зачислили в партизанский отряд, где он попал в разведгруппу. В составе «Опергруппы 00134» парень много раз участвовал в боевых операциях. Поначалу ему везло, но в одном из боев Павел получил тяжелое ранение. Разрывная пуля сильно повредила ему руку, раздробила локтевой сустав. Когда его привезли в Саратовский военный госпиталь, хирурги стали срочно готовить раненого к ампутации искалеченной руки.

В это время молодой партизан часто проваливался в бессознательное состояние. Голоса врачей доносились до него, как в тумане. Услышав страшный приговор, он невероятным усилием воли вышел из бессознательного состояния, не позволяя хирургу даже тронуть свою руку. Врач вынужден был пообещать спасти конечность. И доктор смог это сделать, сохранил руку Павлу. После выздоровления молодого человека откомандировали на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. В 1944 году его демобилизовали, он уехал жить в Ворошиловград (Луганск).

Молодой человек решил поступить на службу в местный театр, он давно понимал, что у него есть сценический талант. В труппе Ворошиловградского областного русского драмтеатра бывший воин показал себя очень способным актером. Павел играл Алешу в спектакле «На дне», Людвига в постановке «Под каштанами Праги». Актер-самоучка прекрасно понимал, что ему необходимо специальное образование.

Дождавшись, когда закончится война, в 1946 году Луспекаев поступает в Щепкинское училище, учится в мастерской Константина Зубова. Педагог был очень доволен способностями и усердием своего студента. Наследием войны были наколки на его руках. Преподаватели потребовали их вывести, и Павел прошел через несколько болезненных операций. Он заметно выделялся на курсе. Он получал только отличные оценки. Уже тогда проявлялась необузданная мощная его натура. Его темперамента хватало и на бесшабашные гулянки, и на эмоциональную игру на сцене, и на ухаживание за студентками. Его экспрессивный искренний характер проявлялся во всем.

В 1950 году дипломированный специалист уезжает на работу в Тбилиси, на протяжении семи лет он играет на подмостках Тбилисского государственного русского драмтеатра имени Грибоедова. Актер создал яркий образ Мартына Кандыбы в «Калиновой роще», играл Вожеватова в «Бесприданнице», Борейко в «Порт-Артуре». И это только малая часть ролей, которые довелось сыграть Павлу Борисовичу перед жителями грузинской столицы.

Однажды на выездном спектакле, когда труппа подъехала к нужной станции, произошел любопытный случай. Перрон весь был заполнен людьми, все пытались сесть на поезд и ворваться в вагоны. Тогда Луспекаев оценив обстановку заорал нечеловеческим голосом. «Товарищи, в вагоне психически больные. Осторожно! Необходимо организовать их проход». Все расступились. После чего вся труппа смогла беспрепятственно выйти из вагона. Когда же люди на перроне поняли, что их обманули, они начали возмущаться. На что Павел невозмутимо им объяснил, что настоящие психи остались, а вышли другие.

Талантливые актеры были нужны везде – в 1957 году Павла пригласили на службу в киевский Театр русской драмы имени Леси Украинки.

Через два года после переезда на Украину Кирилл Лавров посоветовал Павлу поступить на службу в Большой Драматический театр (Ленинград). Кирилл Лавров так рассказывал об этом: «Он произвел на меня неизгладимое впечатление. Поразительно органичное существование на сцене. Таково мне не приходилось видеть». И тот же Лавров отдал Луспекаеву свою роль, когда увидел, как тот ее играет. Георгий Товстоногов был рад приезду Луспекаева в северную столицу, под его руководством Павел сыграл множество значимых, ярких ролей. Все началось с роли Егора Черкуна, которую он сыграл в «Варварах». Далее была работа в «Эзопе», где Павел создал образ Агностоса, в «Пяти вечерах» он играл Тимофеева, в «Иркутской истории» — Бойцова. Ролей было много, Павел Борисович чувствовал себя невероятно счастливым и востребованным. Ленинградские театралы очень высоко ценили его игру.

Необузданная, страстная, искренняя натура Луспекаева не вмещалась в коробочку театра. Он любил гулять, любить и веселиться. Он мог позволить себе несколько дней не появляется на репетициях, проводя это время в какой-нибудь гостинице с подругой. А однажды на гастролях в Германии, на вечернем застолье, когда говорил тост, вдруг осекся и сказал: « Я бы вас всех тут в ряд построил и из пулемета, прям». Переводчик постарался сгладить неловкость момента, но его взгляды и интонации не оставляли ложных интерпретаций. После чего он каялся и извинялся, говоря, что ничего с собой поделать не может, когда слышит немецкую речь.

В 1954 году актера впервые пригласили сниматься в кино. Ему досталась роль Бориса в киноленте «Они спустились с гор» Николая Санишвили. Через год Павла пригласили на съемки фильма «Тайна двух океанов», предложив ему сыграть роль лейтенанта государственной безопасности Карцева. После этого было еще несколько ролей второго плана. В 1961 году советские зрители увидели новый фильм с участием Луспекаева. Это была кинолента «Балтийское небо». Здесь Павлу довелось играть не совсем обычного по советским меркам героя. Антона Кузнецова все считают хулиганом и дебоширом. Он был курсантом военного училища, но не сумел его закончить, молодого человека исключают за недостойное поведение и пьянку. Парня отправляют на фронт, здесь он проходит суровую школу жизни. Кузнецов осознает свои ошибки, в корне меняет поведение, отношение к своим обязанностям. Антон Кузнецов погиб в боях за Родину, посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В картине Геннадия Полоки, Ивана Шенгелия «Капроновые сети» (1962) Луспекаеву досталась роль шофера Степана. Он успел сняться в этом фильме, однако герой Павла говорит чужим голосом. Во время озвучивания Павел Борисович лежал в больнице.

Как говорили тогда фронтовики, его догнала война. Однажды во время разведывательного рейда юный партизан сильно обморозил ноги. Чтобы не дать врагу обнаружить себя, он несколько часов лежал на снегу. Двигаться было нельзя, и с той поры обмороженные ноги сильно болели, поскольку в них было нарушено кровообращение. Павлу было 26 лет, когда доктора поставили неутешительный диагноз – атеросклероз сосудов ног. Актер перенес две операции: на носоглотке и нижних конечностях. Наиболее пострадавшие фаланги пальцев на ногах пришлось ампутировать. Весной 1965 года актера признали инвалидом, назначили ему пенсию

В 1966 году Павла пригласил Геннадий Полоки сыграть роль КостАлМеда в «Республике ШКИД». Эта одна из главных ролей фильма, герой Луспекаева по сценарию должен был стать участником многих историй. Среди них – тайная влюбленность в преподавательницу ЭлАнЛюм, нежная привязанность к шкидовцу Саввушке. Болезнь не позволила Павлу Борисовичу завершить работу над ролью, во время съемок он опять угодил в больницу. Его положение было катастрофическим, доктора настаивали на ампутации обеих конечностей. Актер медлил с решением, ему было невыносимо тяжело навсегда расстаться с профессией. Врачи решились на компромисс – удалили пальцы ног. После операции актера стали мучить сильнейшие фантомные боли. Ему выписали обезболивающее наркотическое средство – пантопон. Но и оно плохо помогало, иногда приходилось использовать до 16 ампул в день. Он заставил себя пережить ломку. Он вел почасовой дневник, отмечая, сколько времени, смог продержаться без наркотика и что чувствует. Он не ел, не пил, почти неделю и последняя запись была: «Я Победил! Да, Да, поборол! Самому не верится. Пантомпончики тю-тю! Будь они прокляты!»

Отказавшийся от наркотического средства, Луспекаев невыносимо страдал. Чтобы как-то заглушать боль, он решил использовать народное средство – подсолнечные семечки. И только личное участие в его судьбе Екатерины Фурцевой облегчило состоянии актера. Министр культуры восхищалась силой воли Павла Борисовича, продолжающего работать, несмотря на свою инвалидность. Ему доставили необходимые импортные лекарства, удобные французские протезы. Когда Луспекаев понял, что освободился от наркотической зависимости, он занялся работой над эскизами протезов.

Самой яркой работой Павла в кино стал образ таможенника Павла Верещагина. Это роль в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Актер отказывался от работы, ему все еще было трудно передвигаться, но согласился на роль при одном условии – если у него не будет дублеров. В сапоги Павла были вделаны металлические упоры, чтобы он мог ходить без палки. Первоначально роль Верещагина была незначительной, но Луспекаев так умел импровизировать, что количество сцен с его участием значительно увеличилось.

Примечательно, что прообразом таможенника Верещагина был Михаил Поспелов, с которым у Луспекаева обнаружилось удивительное внешнее сходство. По сценарию Верещагина звали Александром, однако актер настолько вжился в образ, что вся съемочная группа стала называть таможенника Пашей. Многие фразы Верещагина сразу после выхода фильма ушли в народ, и благополучно живут в словаре россиян почти 50 лет.

Работать над ролью актеру было нелегко, ноги не выдерживали нагрузки, требовался отдых через каждые 20 минут. Супруга Павла Борисовича носила за ним маленький складной стул, чтобы он вовремя мог присесть.

Слава и всенародная любовь буквально обрушилась на этого актера, о нем писали журналы и газеты. Многие режиссеры хотели видеть его в своих фильмах. Одно из этих приглашений он принял, последней ролью Павла Борисовича стала его работа в фильме «Такая длинная, длинная дорога…». Здесь он создал образ Ивана Артамонова, отца, разыскивающего могилу погибшего на войне сына. Фильм вышел на экраны уже после смерти актера, в 1972 году. Его выход задержали из-за цензуры – герой Луспекаева в одной из сцен пил пиво и, размышляя вслух, употреблял ненормативную лексику.

Актер успел поработать и над созданием образа губернатора Вилли Старка в картине «Вся королевская рать». Но когда было снято около 1/3 кадров, он скончался из-за разрыва сердечной аорты. Это произошло 17 апреля 1970 года. Павлу Борисовичу на тот момент было 42 года, он три дня не дожил до своего дня рождения. Его похоронили на Северном кладбище Санкт-Петербурга, и через несколько лет на его могиле появился памятник таможеннику Верещагину.

Память:

С 1997 года на кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок» вручается специальный приз «Госпожа Удача» имени Павла Луспекаева «За мужество и достоинство в профессии».

В 2000 году в порту Владивостока состоялась церемония поднятия флага на судне «Павел Верещагин». Таможенный патрульный корабль назван в честь персонажа фильма «Белое солнце пустыни». Участие в подъёме флага приняли создатели фильма и дочь актёра Павла Луспекаева, сыгравшего роль таможенника Верещагина.

В 2001 году, по решению руководителей донецкой таможни, на границе Донецкой и Ростовской областей был установлен памятник Павлу Верещагину, изготовленный из дуба.

В 2002 году во Владивостоке на воду был спущен таможенный корабль, названный в честь легендарного героя фильма — «Павел Верещагин», судно несёт службу у берегов Сахалина и Курил.

В 2005 году режиссёром Ольгой Дроздовой был снят документальный фильм «Павел Луспекаев. Эта жестокая „госпожа удача“». Фильм рассказывает о трагической судьбе актёра, знакомит со страницами из его дневников.

Летом 2008 года в Москве планировалось открыть памятник Павлу Верещагину, который стал бы одновременно и памятником Павлу Луспекаеву. Заказ на установление памятника поступил из таможенной службы РФ.

В 2007 году у стен Курганской таможни установили памятник Павлу Верещагину, приурочив его открытие к 15-летию отделения.

В 2011 году в Луганске установили памятник Павлу Верещагину, выполненный из кованой меди. Его автором стал скульптор Виктор Закалюкин.

В 2012 году Луганскому академическому областному русскому драматическому театру присвоено имя Павла Луспекаева. В апреле 2012 года на здании театра установлена мемориальная доска Павлу Луспекаеву. В торжественном открытии принял участие народный артист России Георгий Штиль. В том же году театр учредил и провёл 1-й театральный фестиваль им. Павла Луспекаева «Госпожа удача», в котором приняли участие тринадцать театров с Украины, России и Белоруссии.

28 февраля 2014 года в штаб-квартире Федеральной таможенной службы в Филях (Москва) состоялась торжественная церемония открытия памятника в честь таможенников России. В бронзовой композиции запечатлен образ легендарного Павла Верещагина в тот момент, когда он с маузером в руке стоит на баркасе, на котором контрабандисты приготовились вывезти за рубеж золотые изделия и культурные ценности. На памятнике выбита знаменитая фраза: «Я мзду не беру, мне за Державу обидно!» Высота бронзового Верещагина — 2,35 м, вес — более полутора тонн. Выполнить памятник доверили смоленским литейщикам из поселка Катынь под руководством автора памятника — московского скульптора Екатерины Коваль. Екатерина Коваль — член Союза художников и Союза московских скульпторов.

В Сквере таможенников летом 2019 года в Южно-Сахалинске торжественно открыли памятник героям фильма «Белое солнце пустыни» — бывшему начальнику царской таможни Павлу Верещагину и красноармейцу Петрухе.

«Эти герои символизируют именно причастность к таможенной службе: защиту — раз, неподкупность — два. Сами помните легендарные слова Павла Верещагина „Я мзду не беру — мне за Державу обидно!“. Поэтому образ именно Павла Верещагина стал собирательным для всей таможенной службы», — объяснил выбор скульптуры начальник сахалинской таможни Виктор Холичев.

Бронзовую композицию изготовили в городе Жуковском Московской области, скульптор — мастер скульптурно-производственного предприятия «Лит Арт» Александр Устенко.

В 2020 году имя присвоено скверу между домами 26 и 32 по Торжковской улице в Санкт-Петербурге.

В 2020 году у доме № 32 по Торжковской улице по инициативе клуба краеведов и художников «Приморский ветер» был установлен закладной камень будущего памятника. В 2021 году на доме № 32 была открыта мемориальная доска.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий