30 июня (дата 2024 года) отмечается День дома из бревна или День сруба.
День дома из бревна или День бревенчатой хижины
отмечается в США в последнее воскресенье июня каждого года. Этот праздник
напоминает о периоде, в течение которого жизнь была простой и тихой. Он также
посвящен истории и той жизни, которая была прожита в бревенчатой избе. Несмотря
на то, что праздник не получил большого распространения в мире, следует
отметить, что он актуален практически для каждой страны (в том числе и для
России).
Русь издавна считалась страной дерева: обширных, могучих лесов вокруг было предостаточно. Русичи, как отмечают историки, столетиями жили в «деревянном веке». Из дерева возводились рамы и жилые дома, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы. Да и наиболее распространенное название русского поселения – деревня – говорило о том, что дома и постройки здесь деревянные. Почти повсеместная доступность, простота и удобство в обработке, относительная дешевизна, прочность, хорошие теплотехнические качества, а также богатые художественно-выразительные возможности дерева выводили этот естественный материал на первое место в строительстве жилых домов. Далеко не последнюю роль играло здесь и то обстоятельство, что деревянные постройки можно было возводить в довольно короткие сроки. Скоростное строительство из дерева на Руси вообще было высоко развито, что говорит о высоком уровне организации плотничьего дела. Известно, например, что даже церкви, наиболее крупные постройки русских сел, иногда возводились «во един день», почему и назывались обыденными.
Кроме того,
рубленые дома могли быть легко разобраны, перевезены на значительное расстояние
и вновь поставлены на новом месте. В городах бытовали даже специальные рынки,
где продавались «на вывоз» заранее изготовленные срубы и целые дома из дерева
со всей внутренней отделкой. Зимой такие дома отгружались прямо «с саней» в
разобранном виде, а на сборку и конопатку уходило не более двух дней. Кстати,
все необходимые строительные элементы и детали рубленых домов продавались тут
же, на рынке здесь можно было купить и сосновые бревна для жилого сруба (так
называемые «хоромные»), и обтесанные на четыре канта брусья, и добротный
кровельный тес, и различные доски «столовые», «лавочные», для обшивки «нутра»
избы, а также «переводины», сваи, дверные колоды. Были на рынке и предметы
домашнего обихода, коими насыщался обычно интерьер крестьянской избы: простая
деревенская мебель, кадки, короба, мелкий «щепной товар» вплоть до самой малой
деревянной ложки.
Однако, при всех
положительных качествах дерева, один из весьма серьезных его недостатков -
подверженность гниению - делал деревянные сооружения относительно
недолговечными. Вместе с пожарами, подлинным бичом деревянной застройки, он
существенно сокращал срок жизни рубленого дома - редкая изба стояла более ста
лет. Именно поэтому наибольшее применение в строительстве жилья нашли хвойные
породы сосна и ель, смолистость и плотность древесины которых и обеспечивали
необходимую сопротивляемость загниванию. При этом на Севере для возведения дома
использовали также и лиственницу, а в ряде районов Сибири из прочной и плотной
лиственницы собирали сруб, всю же внутреннюю отделку производили из сибирского
кедра.
И все же самым
распространенным материалом для строительства жилья была сосна, в особенности,
сосна боровая или, как ее еще называли, «кондовая». Бревно из нее тяжелое,
прямое, почти без сучков и, по уверениям мастеров-плотников, «сырости не держит».
В одной из порядных записей на постройку жилья, заключавшихся в старину между
хозяином-заказчиком и исполнителями-плотниками (а слово «порядная» происходит
от древнерусского «ряд» договор), вполне определенно подчеркивалось: «... лесу
высечь соснового, доброго, ядреного, гладкого, несуковатого...»
Заготавливали
строительный лес обычно зимой или в начале весны, пока «дерево спит и лишняя
вода в землю ушла», пока можно еще вывезти бревна санным путем. Интересно, что
и теперь специалисты рекомендуют проводить заготовку леса для бревенчатых
рубленых домов зимой, когда древесина меньше подвержена усушке, загниванию
и короблению. Материал для строительства жилья заготавливали либо сами будущие
хозяева, либо нанятые мастера-плотники в соответствии с необходимой
потребностью «сколько понадобится», как отмечалось в одной из порядных. В
случае «самозаготовки» это делалось с привлечением родственников и соседей.
Такой обычай, издревле существовавший в русских деревнях, назывался «помощью» («толокой»).
На толоку собиралась обычно вся деревня. Это нашло отражение и в пословице: «Кто
на помочь звал, тот и сам иди».
Подбирали деревья
очень тщательно, подряд, без разбору, не рубили, берегли лес. Была даже такая
примета: если не понравились три лесины с прихода в лес, совсем не рубить в
этот день. Бытовали и строго выполнялись и специфические запреты на рубку леса,
связанные с народными поверьями. Например, грехом считалась порубка деревьев в «священных»
рощах, связанных, как правило, с церковью или кладбищем; нельзя было рубить и
старые деревья - они должны были умереть своей, естественной смертью. Кроме
того, на постройку не годились деревья, выращенные человеком, нельзя было
использовать и дерево, упавшее при рубке «на полночь», то есть на север, или
зависшее в кронах других деревьев - считалось, что в таком доме жильцов ожидают
серьезные неприятности, болезни и даже смерть.
Бревна для
строительства рубленного дома подбирали обычно толщиной около восьми
вершков в поперечнике (35 см), а для нижних венцов сруба - и более толстые, до
десяти вершков (44 см). Нередко в договоре указывалось: «а меньше семи вершков
не ставить». Заметим попутно, что сегодня рекомендуемый диаметр бревна для
рубленой стены 22 см. Бревна вывозили в селение и складывали в «костры», где
они лежали до весны, после чего стволы ошкуривали, то есть снимали,
соскабливали оттаявшую кору при помощи струга или долгого скобеля,
представлявшего собой дугообразное лезвие с двумя ручками.
При обработке
строительного леса применялись различные виды топоров. Так, при рубке деревьев
использовался специальный древосечный топор с узким лезвием, при дальнейших
работах плотничий топор с широким овальным лезвием и так называемый «потес».
Вообще же владение топором было обязательным для каждого крестьянина. «Топор
всему делу голова», говорили в народе. Без топора не были бы созданы
замечательные памятники народного зодчества: деревянные церкви, колокольни,
мельницы, избы. Без этого простого и универсального инструмента не появились бы
многие орудия крестьянского труда, детали сельского быта, привычные предметы
домашнего обихода. Умение плотничать (то есть «сплачивать» бревна в постройке)
из повсеместно распространенного и необходимого ремесла превратилось на Руси в
подлинное искусство - плотничье дело.
В русских
летописях мы находим не совсем обычные сочетания - «срубить церковь», «рубить
хоромы». Да и плотников часто называли «рубленниками». А дело здесь в том, что
дома в старину не строили, а «рубили», обходясь без пилы и гвоздей. Хотя пила и
была известна на Руси с глубокой древности, ее обычно не применяли при
возведении дома - пиленые бревна и доски гораздо скорее и легче впитывают
влагу, чем рубленые и тесаные. Мастера-строители не опиливали, а обрубали
топором концы бревен, поскольку опиленные бревна «дерет ветром» - они
трескаются, а значит, быстрее разрушаются. Кроме того, при обработке топором
бревно с торцов как бы «закупоривается» и меньше гниет. Доски же делали вручную
из бревен - в торце бревна и по всей его длине намечали зарубы, вгоняли в них
клинья и раскалывали на две половины, из которых и вытесывали широкие доски - «тесницы».
Для этого применялся специальным топор с широким лезвием и односторонним срезом
- «потес». Вообще же плотницкий инструментарий был довольно обширен - здесь
соседствовали, наряду с топорами и скобелями, особые «тесла» для выбирания
пазов, долота и просеки для пробивания отверстии в бревнах и брусьях, «черты»
для нанесения параллельных линий.
Нанимая плотников
для строительства дома, хозяева подробно оговаривали важнейшие требования,
предъявляемые к будущей постройке, что скрупулезно отмечалось в
договоре-порядной. Прежде всего здесь фиксировались необходимые качества
строительного леса, его диаметр, способы обработки, а также сроки начала
строительства. Затем давалась детальная характеристика дома, который предстояло
возвести, освещалась объемно-планировочная структура жилища, регламентировались
размеры основных помещений. «Поставити мне новая изба, - записано в старинной
порядной, четырех сажен без локтя и с углы» - то есть, около шести с четвертью
метров, рубленая «в обло», с остатком. Поскольку чертежей при строительстве
дома не делали, то в договорах на постройку вертикальные размеры жилища и
отдельных его частей определяли по числу укладываемых в сруб бревен-венцов - «а
до куриц вверх двадцать три ряды». Горизонтальные же размеры регламентировались
наиболее употребимой длинной бревна - обычно это было около трех саженей «меж
углы» - примерно шесть с половиной метров. Часто в порядных приводились
сведения даже об отдельных архитектурно-конструктивных элементах и деталях: «и
двери на косякох сделать и окон на косякох, сколько хозяин повелит сделать».
Иногда же прямо назывались образцы, аналоги, примеры из ближайшего окружения,
ориентируясь на которые мастера должны были выполнять свою работу: «.. а
сделать те горницы и сени, и крыльцо, как у Ивана Олферьева у ворот малые
горницы зделаны». Весь документ зачастую завершался рекомендацией дисциплинарного
порядка, предписывавшей мастерам не бросать работу до полного ее окончания, не
откладывать и не затягивать начатую постройку: «И до отделки того хоромного
дела прочь не отходить».
Начало возведения
жилища на Руси связывалось с определенными, регламентируемыми специальными
правилами сроками. Лучшим считалось начинать строительство дома Великим постом
(ранней весной) и так, чтобы процесс строительства включал в себя по срокам
праздник Троицы вспомним пословицу: «Без Троицы дом не строится». Нельзя было
начинать строительство в так называемые «тяжелые дни» - в понедельник, среду,
пятницу, а также в воскресенье. Благоприятным для начала постройки считалось
время, «когда наполняется месяц» после новолуния.
Возведению дома
предшествовали специальные и довольно торжественно оформлявшиеся ритуалы, в
которых нашли свое отражение наиболее важные, наиболее существенные для
крестьянина земные и небесные явления, в них в символической форме действовали
силы природы, присутствовали различные «местные» божества. По старинному
обычаю, при закладке дома в углы клали деньги «чтобы богато жилось», а внутри
сруба, в его середине или в «красном» углу, ставили свежесрубленное деревце
(березку, рябинку или елочку) и зачастую вешали на него иконку. Это деревце
олицетворяла собою «мировое дерево», известное почти всем народам и ритуально
отмечающее «центр мира», символизирующее идею роста, развития, связи прошлого
(корни), настоящего (ствол) и будущего (крона). Оно оставалась в срубе да
завершения постройки. С обозначением углов будущего жилища связан другой
интересный обычай: по предполагаемым четырем углам избы хозяин с вечера насыпал
четыре кучки зерна, и если наутро зерно оказывалось нетронутым, выбранное для
возведения дома место считалось хорошим. Если же зерно кто-либо потревожил, то
строиться на таком «сомнительном» месте обычно остерегались.
На протяжении
всего строительства дома строго выдерживался и еще один, весьма разорительный
для будущих хозяев обычай, не отошедший, к сожалению, в прошлое и сегодня
довольно частое и обильное «угощение» мастеров-плотников, возводящих дом, с
целью их «задабривания». Процесс постройки неоднократно прерывался «заручными»,
«закладочными», «матичными», «стропильными» и прочими застольями. Иначе
плотники могли обидеться и сделать что-то не так, а то и просто «подшутить» -
так выложить сруб, что «в стенах жужжать будет».
Конструктивной основой рубленого дома был четырех угольный в плане бревенчатый сруб, состоявший из горизонтально уложенных друг на друга бревен-»венцов». Важной особенностью этой конструкции является то, что при его естественной усушке и последующей осадке исчезали щели между венцами, стена становилась более плотной и монолитной. Для обеспечения горизонтальности венцов сруба бревна укладывались так, что комлевые концы чередовались с вершинными, то есть, более толстые с теми, что потоньше. Чтобы венцы хорошо прилегали друг к другу, в каждом из соседних бревен выбирался продольный паз. В старину паз делался в нижнем бревне, на его верхней стороне, но, поскольку при таком решении в углубление попадала вода и бревно быстро подгнивало, паз стали делать на нижней стороне бревна. Данный прием сохранился и до наших дней.
По углам сруб
связывался специальными врубками своеобразными бревенчатыми «замками».
Специалисты утверждают, что типов и вариантов врубок в русском деревянном
зодчестве насчитывалось несколько десятков. Наиболее же употребимыми были рубки
«в обло» и «в лапу». При рубке «в обло» (то есть, округло) или «в простой угол»
бревна соединялись таким образом, что концы иx выступали наружу, за пределы
сруба, образуя так называемый «остаток» потому-то этот прием именовался еще
рубкой с остатком. Выступающие концы хорошо предохраняли углы избы от
промерзания. Способ этот, один из самых древних, именовался также рубкой «в
чашу», или «в чашку», поскольку для скрепления бревен в них выбирались
специальные углубления «чашки». В старину чашки, как и продольные пазы в
бревнах, вырубались в нижележащем бревне - это так называемая «рубка в
подкладку», позднее же стали применять более рациональный способ с вырубом в
верхнем бревне «в накладку», или «в охлуп», что не давало влаге задерживаться в
«замке» сруба. Каждую чашку подгоняли точно по форме бревна, с которым она
соприкасалась. Это было необходимо для обеспечения герметичности самых важных и
наиболее уязвимых для воды и холода узлов сруба - его углов.
Другой
распространенный способ рубки «в лапу», без остатка давал возможность увеличить
горизонтальные размеры сруба, а вместе с ними и площадь избы, по сравнению с
рубкой «в обло», так как здесь «замок», скрепляющий венцы, делался на самом
конце бревна. Однако он был более сложен в исполнении, требовал высокой
квалификации плотников, а потому и обходился дороже, чем традиционная рубка с
выпуском концов бревен «зауголков». По этой причине, а также из-за того, что
рубка «в обло» занимала меньше времени, подавляющее большинство крестьянских
домов в России рубилась именно таким образом.
Нижний, «окладной»
венец зачастую клали прямо на землю. Для того же, чтобы этот начальный венец - «нижник»
- был менее подвержен гниению, а также с целью создания прочной и надежной
основы дома бревна для него подбирались более толстые и смолистые. Например, в
Сибири для нижних венцов использовалась лиственница - очень плотный и довольно
долговечный древесный материал.
Нередко под углы
и середины закладных венцов подкладывали крупные камни-валуны или вкапывали в
землю обрезки толстых бревен - «стулья», которые для защиты от гниения
обрабатывали смолой или обжигали. Иногда для этой цели применялись толстые
плахи или «лапы» - поставленные вниз корнями выкорчеванные пни. При
строительстве жилой избы «окладные» бревна старались класть так, чтобы нижний
венец плотно примыкал к земле, зачастую «для тепла» его даже слегка присыпали
землей. После завершения «избного оклада» - укладки первого венца начинали
сборку дома «на моху», при которой пазы сруба для большей герметичности
прокладывали надранным в низинах и высушенным болотным мхом «мокришником» - это
называлось «взамшить» сруб. Случалось, что для большей прочности мох «подвивали»
куделей - вычесанными волокнами льна и конопли. Но поскольку, высыхая, мох все
же крошился, в более позднее время для этой цели стали использовать паклю. Да и
теперь специалисты рекомендуют швы между бревнами рубленого дома конопатить
паклей в первый раз в процессе строительства и потом еще раз, через
год-полтора, когда произойдет окончательная усадка сруба.
Под жилой частью
дома устраивали либо низкое подполье, либо так называемый «подклет» или «подызбицу»
- подвал, отличавшийся от подполья тем, что был он довольно высоким, не
заглублялся, как правило, в землю и имел непосредственный выход наружу через
невысокую дверь. Ставя избу на подклет, хозяин предохранял её от холода,
идущего от земли, защищал жилую часть и вход в дом от снеговых заносов зимой и
паводков весной, создавал прямо под жильём дополнительные подсобные и
хозяйственные помещения. В подклете обычно устраивалась кладовая, часто он
служил погребом. Оборудовались в подызбье и прочие хозяйственные
помещения, например, в районах, где были развиты кустарные промыслы, в подклете
могла размещаться небольшая мастерская. Содержали в подклете и мелкий скот или
домашнюю птицу. Иногда же подызбица использовалась и под жилье. Встречались
даже двухэтажные, или «двужилые» на два «житья» избы. Но все же в подавляющем
большинстве случаев подклёт был нежилым, хозяйственным этажом, а жили в сухом и
теплом «верху», поднятом над холодной влажной землей. Наибольшее
распространение такой прием постановки жилой части дома на высокий подклет
получил в северных районах, где весьма суровые климатические условия требовали
дополнительного утепления жилых помещений и надежной и изоляции от промерзлой
земли, в средней же полосе чаще устраивали невысокое и удобное для хранения
продуктов подполье.
Завершив
оборудование подклета или подполья, начинали работы по устройству пола избы.
Для этого прежде всего врубали в стены дома «переводины» - довольно мощные
балки, на которые опирался пол. Как правило, их делали четыре или реже три,
располагая параллельно главному фасаду избы две у стен и две или одну
посередине. Чтобы пол был теплым и не продувался, его делали двойным. Так
называемый «черный» пол укладывали прямо на переводины, собирая его из толстого
горбыля горбами вверх, или бревенчатого наката, и засыпали «для теплоты» слоем
земли. Сверху настилали чистый пол из широких досок.
Причем такой
двойной, утепленный пол делали, как правило, над холодным подвалом-подклетом,
подызбицей, а над подпольем же устраивали обычный, одинарный пол, что
способствовало проникновению тепла из жилого помещения в подполье, где
хранились овощи и разнообразные продукты. Доски верхнего, «чистого» пола плотно
пригонялись друг к другу.
Обычно половицы
укладывали по линии вход окна, от входной двери в жилое помещение к главному
фасаду избы, объясняя это тем, что при таком расположении доски пола меньше
разрушаются, меньше обкалываются по краям и служат дольше, чем при иной
раскладке. Кроме того, по утверждению крестьян, такой пол удобнее мести.
Количество
междуэтажных перекрытий-»мостов» в возводимом доме определялось еще в порядной:
«... да в тex же горницах внутри намостить по три моста». Укладка стен избы
завершалась установкой на той высоте, где собирались делать потолок «черепового»
или «подгнетного» венца, в котором и врубали потолочную балку -»матицу». Ее
местоположение также часто отмечалось в порядных записях: «а поставить та изба
на семнадцатом матица».
Прочности и
надежности матицы основы - основы потолка - придавалось очень большое значение.
В народе даже говорили: «Худая матка всему - дому смятка». Установка матицы
была весьма важным моментом в процессе возведения дома ею заканчивалась сборка
сруба, после чего строительство вступало в завершающую фазу Укладку перекрытия
и устройство крыши. Потому-то укладка матицы сопровождалась специальными обрядами
и очередным «матичным» угощением плотников. Нередко сами плотники напоминали об
этом «забывчивым» хозяевам: устанавливая матицу, они кричали: «матка трещит, не
идет», и хозяевам приводилось устраивать застолье. Иногда, поднимая матицу, к
ней привязывали испеченный по этому случаю пирог.
Матица
представляла собой мощный четырехгранный брус, на который укладывали «потолочины»
толстые доски или «горбачи», размещавшиеся вниз плоскостью. Для того же, чтобы
под из тяжестью матица не прогибалась, зачастую стесывали по кривой ее нижнюю
сторону. Любопытно, что этот прием используется и сегодня при возведении
рубленых домов - это называется «вытесать строительный подъем». Закончив
укладку потолка - «подволоки», обвязывали сруб под крышу, укладывая поверх
черепового венца еще и «охлупные», или «охлобутные» бревна, которыми и
закреплялись потолочины.
В русском
народном жилище функционально-практические и художественные вопросы были
теснейшим образом взаимосвязаны, одна дополняло и вытекало из другого. Слияние «пользы»
и «красоты» в доме, неразрывность конструктивных и apxитектурно-художественных
решений с особой силой проявились в организации завершения избы. Кстати, именно
в завершении дома народные мастера видели главную и основную красоту всей
постройки. Конструкция и декоративное оформление крыши крестьянского дома и
сегодня поражают единством практических и эстетических аспектов.
Удивительно
проста, логична и художественно выразительна конструкция так называемой
безгвоздевой самцовой кровли - одной из самых древних, получившей наиболее
широкое распространение в северных районах России. Опорой ей служил бревенчатые
фронтоны торцовых стен дома - «залобники». После верхнего, «охлупного» венца
сруба бревна главного и заднего фасадов избы постепенно укорачивались,
поднимаясь до самого верха конька. Назывались эти бревна «самцами», поскольку
стояли «сами по себе». В треугольники противоположных фронтонов дома врубали
длинные бревенчатые слеги», являвшиеся основанием кровли «решетиной». Вершины
фронтонов соединялись главной, «князевой» слегой, представлявшей собой
завершение всей конструкции двускатной крыши.
К нижним слегам
крепились естественные крюки - «курицы» - выкорчеванные с корнем и обтесанные
стволы молодых елей. «Курицами» они назывались потому, что мастера придавали их
отогнутым концам форму птичьих голов. Курицы поддерживали специальные желоба
для отвода воды «потоки», или «водотечники» - выдолбленные по всей длине
бревна. В них упирались тесины кровли, которые укладывались по
слегам-обрешетинам. Обычно кровля была двойная, с прокладкой из бересты - «скалы»,
хорошо предохранявшей от проникновения влаги.
В коньке крыши на
верхние концы кровельных тесин «нахлобучивали» «шелом» -массивное
корытообразное бревно, конец которого выходил на главный фасад, венчая собою
всю постройку. Это тяжелое бревно, именовавшееся еще «охлупнем» (от древнего
названия кровли «охлоп»), зажимало тесины, удерживая их от сноса ветром.
Передний, комлевый конец охлупня оформляли обычно в виде головы коня (отсюда «конёк»)
или реже птицы. В самых северных районах шелому иногда придавали форму головы
оленя, зачастую размещая на ней подлинные оленья рога. Благодаря своей развитой
пластике эти скульптурные изображения хорошо «читались» на фоне неба и были
видны издалека.
Для поддержания
широкого свеса крыши со стороны главного фасада избы использовался интересный и
остроумный конструктивный прием - последовательное удлинение выходящих за
пределы сруба концов бревен верхних венцов. При этом получались мощные
кронштейны, на которые и опиралась передняя часть кровли. Выдаваясь далеко
вперед от бревенчатой стены дома, такая крыша надежно защищала венцы сруба от
дождя и снега. Кронштейны, поддерживавшие крышу, назывались «выпусками», «помочами»
или «повалами». Обычно на таких же кронштейнах-выпусках устраивалось крыльцо,
настилались обходные галереи-»гульбища», оборудовались балконы. Мощные
бревенчатые выпуски, оформлявшиеся лаконичной резьбой, обогащали строгий
внешний облик крестьянского дома, придавали ему еще большую монументальность.
В новом, более
позднем типе русского крестьянского жилища, получившем распространение, в
основном, в районах средней полосы, крыша имела уже покрытие на стропилах,
бревенчатый же фронтон с самцами заменило дощатое заполнение. При таком решении
резкий переход от пластически насыщенной грубофактурной поверхности
бревенчатого сруба к плоскому и гладкому дощатому фронтону, будучи тектонически
вполне оправданным, тем не менее не выглядел композиционно невыразительным, и
мастера-плотники сажали прикрывать егo довольно широкой лобовой доской, богато
украшенной резным орнаментом. Впоследствии из этой доски развился фриз, шедший
вокруг всего здания. Следует отметить, однако, что и в этом типе крестьянского
дома достаточно долго сохранялись еще некоторые делали более ранних сооружений
кронштейны-выпуски, украшавшиеся несложной резьбой, и резные причелины с «полотенцами».
Это определило в основном повторение традиционной схемы распределения резного
декоративного убранства на главном фасаде жилища.
Возводя рубленый
дом, создавая традиционную избу, русские мастера-плотники веками и открывали,
осваивали и совершенствовали специфические приемы обработки дерева, постепенно
разрабатывали прочные, надежные и художественно выразительные
архитектурно-конструктивные узлы, оригинальные и неповторимые детали. При этом
они всецело использовали положительные качества древесины, умело выявляя и
раскрывая в своих постройках ее уникальные возможности, всемерно подчеркивая ее
природное происхождение. Это еще более способствовало непротиворечивому
вхождению построек в естественное окружение, гармоничному слиянию сооружении,
созданных человеком, с первозданной, нетронутой природой.
Удивительно
просты и органичны основные элементы русской избы, логична и прекрасно «прорисована»
их форма, точно и полно выражают они «работу» деревянного бревна, сруба, крыши
дома. Польза и красота сливаются здесь в единое и неделимое целое.
Целесообразность, практическая необходимость любой делали ярко выражены в их
строгой пластике, лаконичном декоре, в общем структурной завершенности всей постройки.
Бесхитростно и
правдиво и общее конструктивное решение крестьянского дома - мощная и надежная
бревенчатая стена; крупные, основательные врубки по углам; небольшие,
украшенные наличниками и ставнями, окна; широкая крыша с затейливым коньком и
резными причелинами, а еще крыльцо да балкон - вот, казалось бы, и все. Но
сколько скрытого напряжения в этой простой конструкции, сколько силы в плотных
сочленениях бревен, как крепко «держат» они друг друга! Столетиями вычленялась,
выкристаллизовывалась эта упорядоченная простота, эта единственно возможная
структура надежная и покоряющая скептической чистотой линии и форм, гармоничных
и близких окружающей природе.
Спокойной
уверенностью веет от простых русских изб, добротно и обстоятельно обосновались
они на родной земле. При взгляде нa потемневшие от времени постройки старых
русских селении не покидает ощущение, что они, однажды созданные человеком и
для человека, живут вместе с тем какой-то своей, отдельной жизнью, тесно
связанной с жизнью окружающей их природы - так сроднились они с тем местом, где
появились на свет. Живое тепло иx стен, лаконичный силуэт, строгая
монументальность пропорциональных отношении, какая-то «неискусственность» всего
их облика делают эти постройки неотъемлемой и органичной частью окружающих
лесов и полей, всего того, что мы называем Россией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий