20 июня 1934 года (90 лет
назад) родился бард, актёр и журналист Юрий Визбор.
Он прожил всего
50 лет, но успел многое: стал одним из основателей авторской песни - «песней у
костра», снял и снялся в нескольких фильмах, особенно запомнившись в роли
Бормана в «Семнадцати мгновениях весны», работал журналистом, радистом,
учителем, строителем и т. д. Сегодня ему исполнилось бы 75 лет.
«Милая моя, солнышко лесное», «Ты у меня одна, словно в ночи луна», «Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой»… Песни Юрия Визбора стали настоящими гимнами юности для нескольких поколений. Он прожил всего 50 лет, но успел многое: стал одним из основателей авторской песни - «песней у костра», снял и снялся в нескольких фильмах, особенно запомнившись в роли Бормана в «Семнадцати мгновениях весны», работал журналистом, радистом, учителем, строителем и т. д.
Юрий Иосифович Визбор родился в Москве 20
июня 1934 года. Его мать Мария Шевченко - с Украины, отец Юзеф Визборас -
литовец. В русском варианте непривычная фамилия потеряла две последних буквы, а
имя стали писать как Иосиф.
«…Я наполовину литовец, наполовину
украинец, и большая часть моего детства прошла под прекрасные украинские песни,
- говорил Визбор. - Я помню, как дед привозил две-три арбы лопающихся от солнца
арбузов, собирались все родственники - человек сорок, ели эти арбузы и пели
песни, которые способны тронуть за душу самого бесчувственного человека. Вот
тогда, наверное, и возникла у меня тяга к народной песне».
Его отец был красным командиром, моряком
и, как писал бард в автобиографии, - «неплохим художником - писал маслом
картины в консервативном реалистическом стиле». В сталинские годы он был
репрессирован, а в 1958-м - реабилитирован посмертно. Мать с сыном были
вынуждены «путешествовать» по стране в поисках заработка.
«После многих мытарств мама (образование
- фельдшерица) взяла меня, и мы отправились в Хабаровск на заработки. Я видел
дальневосточные поезда, Байкал, лед и торосы на Амуре, розовые дымы над
вокзалом, кинофильм «Лунный камень», барак, в котором мы жили с дверью, обитой
войлоком, с длинным полутемным коридором и общей кухней с бесконечными
керосинками. Потом мы, кажется так и не разбогатев, вернулись в Москву», -
вспоминал бард.
В столице Визборы пережили Великую
Отечественную войну. Потом последовали тяжелые послевоенные годы.
«…Время было голодное не только на крупу
и на сахар, но и на песни. Замечательные песни военных лет уходили в прошлое, а
равноценной замены им не было. Нет, песни-то были, даже много, только писались
они для исполнения мощными оркестрами и не менее мощными хорами. <…> Нам,
подросткам, хотелось петь чего-нибудь попроще - как сами живем, что чувствуем.
<…> Всякое пели, в том числе и «блатные» песни, и воровские. Время,
повторяю, была такое: слишком многие росли без отцов, жили трудно. Уроки у нас
- у третьей смены - начинались в половине восьмого вечера, так что целый день
во дворе. И непременно - с гитарой. Гитара а таких компаниях, как наша, была
делом совершенно обычным», - отмечал в одном из интервью Визбор.
В 14 лет, когда Юрий Визбор работал в
пионерском лагере помощником вожатого, он написал первое стихотворение «под
влиянием «большой принципиальной любви». Оно начиналось так: «Сегодня я тоскую
по любимой, я вспоминаю счастье прежних дней. Они, как тучки, пронеслися мимо,
но снова страсть горит в груди моей».
Когда тетрадь с этими строками обнаружила
его мама, «состоялось расследование насчет «прежних дней». На следующий день
Визбор на своем столе нашел «случайно» забытую брошюру «Что нужно знать о
сифилисе».
Тогда Юрий Визбор и не мечтал о «лирике»,
он хотел стать либо футболистом, либо летчиком и занимался в московском
аэроклубе - летал на По-2 и на Як-18. После окончания школы переехал жить на
аэродром в Тайнинку, но вернулся, когда мать развелась с отчимом.
Провалив экзамены в престижные вузы, по
совету друга Владимира Красновского решил поступить в педагогический. Сначала
эта мысль не пришлась Визбору по душе, но друг предложил хотя бы поехать
посмотреть это «офигительное здание» на Пироговской. Внешний вид произвел на
Визбора впечатление, а первым человеком, встреченным внутри, оказалась девушка,
которая в пустой аудитории играла на рояле джазовые вариации. Позже с этой
девушкой - Светланой Богдасаровой - Визбор написал много песен.
Тогда, в 1951 году, Юрий Визбор «неожиданно
удачно» поступил на факультет русского языка и литературы Московского
государственного педагогического института им. Ленина.
Институт-песни, походы-песни
«Потом были - институт-песни,
походы-песни, армия на севере, возвращение, дети, работа, поездки, горы, море и
вообще - жизнь. Но обо всем этом - уже в песнях» - такими словами заканчивается
автобиография Юрия Визбора.
«За кадром» осталась многое, в том числе
судьба его первой песни, написанной на первом курсе института.
«Первую же песню я написал после своего
первого похода, - вспоминал Визбор. - Это было суперромантическое произведение.
Называлась песня «Мадагаскар», хотя, откровенно говоря, ни к острову, ни к
республике Мадагаскар эта песня не имела отношения. Это была бесхитростная дань
увлечению Киплингом».
Потом - сотни походов и десятки песен,
оставленные для следующих поколений студентов и туристов. А самое главное -
традиция: «визборовская волна «педсочинительства».
«И само собой получилось, что какая-то
часть этого стихийного, стихотворного творчества стала превращаться в песни,
потому что стихи-то эти были о нас, наших делах, мыслях, переживаниях, походах,
то есть о том, о чем мы хотели и могли петь, - рассказывал бард. - Ну посудите
сами, не могли же мы затянуть где-нибудь в лесу, у костра, например, такую
характерную для того времени профессиональную песню: «Свою машину новую
поставив у ворот, он с девушкой знакомою на лекцию идет»… Эта выдуманная и
отлакированная модель мира никоим образом реальности не соответствовала. Вот и
пришлось прибегнуть к «своим талантам».
Одна из таких песен, написанная для
студенческого капустника в 1954 году с поэтом Юрием Ряшенцевым, впоследствии
стала чуть ли не гимном института.
Космическая слава
После института Визбор поехал по
распределению в поселок Кизема Архангельской области, где преподавал русский
язык, литературу, географию, английский язык, физкультуру… Потом пошел в армию,
служил в Карелии, впервые попробовал себя там в роли журналиста: в армейских
газетах печатались его рассказы, стихи и даже «строевой гимн связистов».
Затем, как писал он сам, «рыбачил, стоял
с перфоратором смену, менял штуцера на нефтедобыче, подучивался навигаторскому
делу, водил самолет, участвовал во взрывных работах, снимал на зимовках
показания приборов, был киноактером, фотографии выставлял в Доме журналистов,
прыгал с парашютом, стоял на границе в наряде, служил радистом и заработал I
класс, ремонтировал моторы, водил яхту, выступал с концертами, чинил
радиоаппаратуру, тренировал горнолыжников, был учителем в школе, работал на
лесоповале, водил в горах и на севере альпинистские и туристские группы, строил
дома, занимался подводным плаваньем. Вот, пожалуй, и все».
Но это, конечно, не все. За это время он
стал известен на всю страну. Но самая, по его словам, неожиданная встреча с
собственной песней произошла - в космосе. В то время с началом длительных
космических экспедиций для космонавтов была создана группа психологической
поддержки, в которую включали артистов, писателей, поэтов, композиторов,
ученых, спортсменов. И его включили в эту группу.
«В приподнятом настроении я явился в
студию, откуда шла передача в космос, - рассказывал Визбор. – И… увидел на
экране, как космонавт Саша Иванченков взял в руки гитару производства
Московской фабрики - захватил с собой в космос! - и запел: «Лыжи у печки стоят,
гаснет закат за горой…» Можете себе представить, какой это стало
психологической поддержкой - не для космонавтов, разумеется, а для меня: первая
песня, исполненная в космосе под гитару, - моя!».
При этом у Визбора даже не было
специального музыкального образования, играть его научили такие же самоучки,
как он сам. Считал гитару самым демократичным инструментом: «Она легка,
доступна, универсальна. Гитара как инструмент стоически терпит и дворовое
бряканье, и пощипывание и позволяет исполнять возвышенную музыку самых сложных
классических произведений».
И всегда испытывал «глубочайшее
удовольствие», когда слышал или видел, как поет человек: «Не работает, не
выступает, не зарабатывает на хлеб, а творит при тебе искусство - живое,
волнующее, свое. Песня - и не только своя собственная, но и та, которую ты
исполняешь, - наделена некой тайной познания другой души. <…> Больше
всего я люблю слышать и видеть, как поет Булат Окуджава, хотя слово «исполнитель»
вряд ли подходит к этому необыкновенному мастеру».
Но не только авторская песня прославила Юрия Визбора. В 1962 году он выступил инициатором создания молодежной радиостанции «Юность». С 1964 совместно с группой единомышленников издавал журнал «Кругозор» с вкладками в виде гибких пластинок с песнями-репортажами. Этот жанр Юрий Визбор придумал вместе со своим коллегой Борисом Вахнюком.
В 1966 по своему сценарию снял
документальную картину «Тува - перекресток времен». Потом стал работать в
творческом объединении «Экран» Центрального телевидения. Участвовал в создании
40 картин, среди которых - несколько художественных фильмов: «Год дракона», «Прыжок».
Немало снимался - например, в фильмах «Возмездие», «Красная палатка», «Рудольфио»,
«Москва, проездом», «Семнадцать мгновений весны», «Нежность к ревущему зверю», «Белорусский
вокзал», «Ты и я».
В одном из лучших фильмов хрущевской
оттепели - «Июльский дождь» - Визбор исполнил песню Окуджавы «Простите пехоте»
и собственную - «Спокойно, товарищ».
Юрий Визбор написал ряд сценариев и пьес,
которые шли во многих театрах страны. В 1973 г. в театре им. Ленинского
комсомола в Москве, например, была поставлена его пьеса, написанная в
содружестве с Марком Захаровым, «Автоград-XXI», потом они же сделали
сценическую версию романа Бориса Васильева «В списках не значился», которая
была поставлена тоже в Ленкоме и в других театрах. Он писал повести и рассказы,
которые в основном были опубликованы уже после его кончины.
Но главной своей профессией Юрий Визбор
считал журналистику: «Все это я делал во имя своей основной и единственной
профессии. Во имя и для нее». И добавлял: «И еще я сочинял песни, рассказы,
пьесы, стихи».
Комментариев нет:
Отправить комментарий