понедельник, 3 июня 2024 г.

Пьесы-юбиляры. «Стеклянный зверинец» Теннеси Уильямса


В 1944 году (80 лет назад) была написана пьеса Теннеси Уильямса «Стеклянный зверинец».

«Стеклянный зверинец» - первая пьеса-воспоминание. Уильямс придумал этот термин, чтобы подчеркнуть принципиальное новаторство подхода. В примечаниях к постановке он написал: «Являясь пьесой-воспоминанием, «Стеклянный зверинец» может быть представлен с чрезвычайной свободой воплощения. Поскольку повествовательный материал очень тонкий и деликатный, особое значение имеют атмосферные штрихи и искусно заданное направление». Он призывает постановщиков «отказаться от традиционных приемов», ведь именно постоянный поиск нового поддерживает жизнь в театральном искусстве. К другим образцам пьес-воспоминаний можно отнести «Старые времена» Гарольда Пинтера и «Танцы на празднике Луга» Брайана Фрила.

«Стеклянный зверинец» рассказывает трагическую семейную историю о любви, горечи, ощущении оставленности. Эта история не только подарила нам трогательную драму и хрупкого хрустального единорога, но также стала поворотным моментом для автора и истории театра.

Писать пьесу Уильямс начал ещё в 1941 году. Поначалу это был рассказ «Лицо сестры в сиянии стекла», в центре которого не Том, а его сестра Лаура, обожавшая фигурки из стекла. Она изображена до отчаяния застенчивой молодой женщиной под опекой грозной матери, которая в этом образе осталась безымянной. В 1943 году Уильямс попал в Голливуд и переделал рассказ в черновой сценарий под названием «Визит джентльмена». После того, как студия «Метро Голдвин Майер» не обратила на него особого внимания, Уильямс переработал сценарий в пьесу, которая увидела свет в 1944 году.

До премьеры «Стеклянного зверинца» Уильямс написал множество пьес. Но эта стала первой, способной привлечь внимание широкой публики. Театральный критик Клаудия Кэссиди из «Чикаго трибьюн» заявила, что пьеса «живо написана» и «превосходно сыграна», к тому же «парадоксально, но это одновременно словно запыленное видение и короткая жесткая пьеса, написанная со знанием людей и их поведения». Благодаря восторженным отзывам столь личная пьеса Уильямса вызвала такой интерес, что 31 мая 1945 года постановку перенесли на Бродвей, где спустя две недели после новой премьеры она выиграла премию объединения театральных критиков Нью-Йорка. Всего спектакль показали 563 раза, и он сделал Уильямса восходящей звездой американского театра.

В англоязычном мире «Стеклянный зверинец» – пьеса сверхизвестная. Только во второй половине ХХ века ее экранизировали пять раз, а в главных ролях появлялись такие актеры, как Кирк Дуглас, Кэтрин Хепбёрн и Джон Малкович. У нас она тоже шла немало и сейчас появляется на сцене, но все же общеизвестной, такой, чтобы незаписной театрал мгновенно вспоминал сюжет, она не стала.

Уильямс, как известно, переплавлял в пьесе свою юность: в квартире обитают властная мать, тихая дочь-хромоножка и сын, желающий заниматься творчеством, но вынужденный работать в ненавистном обувном магазине, чтобы прокормить семью, существующую на грани нищеты. Мать – южная красавица былых времен, преданная мужем, который сбежал, вместо того чтобы обеспечивать положение семьи, как подобает южному джентльмену (эту всю стилистику, весь этот гонор, разбивающийся о бедность, мы хорошо себе представляем, от «Унесенных ветром» до уильямсовского же «Трамвая «Желание»»), жаждет, чтобы ее дети вернулись в тот круг, о котором она грезит, и буквально терроризирует их требованиями быть более амбициозными и более успешными.

Событием пьесы становится случайный визит одноклассника сына, в которого – красавца и чемпиона школы – хромая невзрачная девушка когда-то была влюблена. И из-за этого мимолетного визита пусть ненавистное, но устоявшееся существование рассыпается в прах: девушка на секунду верит, что может быть любима, но «возможный возлюбленный» исчезает, мимоходом разбив ее любимую стеклянную игрушку, а главный герой пьесы именно под влиянием этой истории решает все-таки подумать о своих творческих амбициях и сбежать из дома, что, с одной стороны, его святое право, а с другой, иначе как предательством не назовешь, потому что женщинам без него точно не выжить. Так когда-то сбежал Уильямс и оглядывался назад, в тончайших психологических подробностях вырисовывая это состояние, когда человеку под грузом ответственности (причем ответственности неблагодарной – мать его мучает, а не поддерживает) хочется удавиться.

Старшая сестра Теннесси Роуз была открытым, неунывающим ребенком, но по мере взросления она становилась все более замкнутой и «нервной». В итоге у нее диагностировали шизофрению. Желая исцелить Роуз, ее мать прибегла к популярному в то время методу, от которого ждали настоящего чуда, – префронтальной лоботомии. К сожалению, операция только усугубила состояние ее дочери. Остаток жизни Роуз провела в больничной палате.

Писатель вплел нити трагической судьбы своей сестры и в другие произведения помимо «Стеклянного зверинца» и его ранних вариантов. Их общее детство нашло отражение в рассказе «Сходство между футляром для скрипки и гробом». В пьесе «Лето и дым» драматург исследовал напряжение, которое, по его мнению, назрело в сознании его сестры из-за противоречия между викторианскими стандартами Эдвины и сексуальностью Роуз. В пьесе «Внезапно прошлым летом» жестокая мать задумывает подвергнуть молодую женщину лоботомии в собственных целях. И наконец, в «Трамвае «Желание» измученная Бланш Дюбуа приходит к горько-сладкому финалу, полагаясь на «доброту незнакомцев», которые приехали забрать ее в лечебницу для душевнобольных.

Уильямс умер в 1983 году, оставив большую часть своего имущества сестре – он хотел быть уверен, что о ней будут заботиться до самой смерти. И когда она ушла из жизни в 1996 году в возрасте 86 лет, люди по всему миру оплакивали хрупкую сестру с большим сердцем, которую все мы, казалось, знали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий