В 1922 году была дописана повесть-феерия «Алые паруса» Александра Грина.
Первые упоминания о «феерии» появляются в
черновиках писателя уже в 1917 году: в одной из своих тетрадей Александр Грин
приводит список тех произведений, которые он хотел бы написать. Среди них и «Алые
паруса».
«Обязательно
написать:
Стреляющие
прически (зачеркнуто Грином)
Алые
паруса
Гости.
Трагедия.
Вокруг
света — пьеса в 4-х актах (зачеркнуто)
Летающий
человек».
В этой же
тетради, но несколькими листами позже, писатель оставляет запись
небольшого плана будущего произведения:
«Красные
паруса
Встреча
с девочкой. (Зурбаган) Отец умирает.
(1)
Описание бордингауза, жизни в нем, хозяйки и Аюты («первое» имя
Ассоль: в записях писателя оно написано неразборчиво, возможно, героиню
звали «Аюта») и постояльцев.
Описание конкур бордингауза — его владельцы, ее и причин».
Далее следуют обширные
черновые записи, по которым можно судить, что Грин пытался написать роман,
состоящий из двух книг.
«Красные
Паруса
Книга
1-я. Описание внутренней жизни героя. Окно с игрушками. Редакция. Ощущение
себя одиноким в мире действительности и стремление соединения
с нею единственно доступным путем — творчества, — толчок
к нему. Промежуточное состояние: мысли о писательстве, книге, жизни
в книгах, книги и силе влияния слова. Ожидание прихода любовницы
и боязнь не додумать, что написать. Свидание. Хлопоты
по хозяйству. Обрывки рукописей. Временное бессилие. Боязнь слова. 1-я
глава повести; как она возникла, и все о самом замысле
в подробностях, рисующих полубессознательную технику. Внешние условия
благополучной работы. Раздумье. Воспоминание об игрушке в окне —
импульс.
Книга
2-я. Как текла жизнь. в образах. Внешнее сравнение с существование.
и наслажденье смотреть. Глаз бессознательно отбрасывает лишнее; делая
из видимого ряд совершенных картин. В одну из прогулок
зрительные ассоциации к разгадке положения, бывшего неясным. Совмещение
тончайших переживаний с насыщением, беспорядочность покупок. Возвращение
домой и — (в стране грез) — до того места, где Ассоль
овладевает мыслями Воланстена. Возвращение из этой страны (музыка) мысли
о ней и шифр мелодий».
В 1917 — 1918
годах работа над произведением, в общем-то, и развивалась
в рамках этого плана. Сохранившиеся записи дают возможность достаточно
полно представить себе эволюцию замысла.
Первоначально
роман назывался «Красные паруса», действие разворачивалось в революционном
Петрограде. Стоит отметить, что если Февральскую революцию Грин принял
с восторгом, то ближе к Октябрю его настроения резко изменились.
Ощутив, что цвет парусов в произведении несет в себе некую
политическую направленность, он в своих черновиках уточняет: «Надо
оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного
пристрастия его политическое, вернее — сектантское значение. Цвет вина,
роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица
которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот —
в многочисленных оттенках своих — всегда весел и точен.
К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое
им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада».
Главным
героем «Красных парусов» 1917 — 1918 годов стал некий безымянный
герой-рассказчик — человек творческой профессии, возможно, писатель ("…Сочинительство всегда было моей внешней
профессией", — гласит один из отрывков чернового наброска
Грина к произведению), который на страницах так
и не состоявшегося романа рассуждает о творчестве,
о тонкостях восприятия и особенностях возникновения замысла
художественного произведения.
Однажды
герой-писатель романа благодаря необъяснимому «солнечному эффекту» «увидел
морской парус красным, почти алым». Своими впечатлениями он поделился
с Мас-Туэлем, а тот, в свою очередь, рассказал ему историю
Ассоль — девочки, над которой подшутил один сказочник, подарив
ей мечту. На момент рассказа финал истории был неизвестен, он,
по словам Мас-Туэля, «шел навстречу» рассказчику.
Прошло время,
и главный герой забыл и о «солнечном эффекте»,
и об ассоциациях, вызванных им. Стерлась в памяти
и история Ассоль. Но однажды, гуляя, в витрине магазина игрушек
он увидел «отлично смастеренный бот с правильно сидящим красным
крылообразным парусом». Эта игрушечная лодочка оживила прежние воспоминания
писателя, и он решил «вмешаться в эту историю» — «написать
ее».
Как
развивались последующие события, к сожалению, не известно —
черновые записи Грина заканчиваются попыткой героя разыскать Мас-Туэля, который
мог бы поведать о судьбе Ассоль.
Стоит
отметить, что увлекшись идеей написания романа о творчестве, Александр
Грин в ходе работы над произведением разработал две сюжетные линии,
которые в дальнейшем обрели самостоятельность: это история Ассоль
и Грэя («Алые паруса») и сюжет, связанный с летающим человеком
(«Блистающий мир»).
Однако
вернемся к «Алым парусам». Работу над повестью писатель продолжил
в 1920 году в Петрограде. Черновые записи, сделанные
им в 1920 — 1921 годах, представляют собой сложившийся сюжет
в знакомом нам виде. Дальнейшие правки были уже большей частью
текстологические.
В мае
1922 года в газете «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй».
Отдельной книгой феерия вышла в 1923 году. Грин посвятил ее своей
второй жене Нине («Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор.
ПБГ, 23 ноября 1922 г.»).
С 1923 года «Алые паруса» переиздавались более ста раз, были переведены на большинство европейских языков.
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий