В 1972 году (50 лет назад) вышел в свет роман Уруслы Ле Гуин «На последнем берегу», входящий в цикл «Волшебник Земноморья».
«На
последнем берегу» — третья книга фантастического цикла романов
американской писательницы Урсулы Ле Гуин об архипелаге Земноморья
(«Волшебник Земноморья», «Гробницы Антуана», «На последнем берегу», «Техану»,
«На иных ветрах» и «Земноморские рассказы»).
Роман является победителем Национальной книжной премии детских книг в 1973 году.
Земноморье — это настоящий сказочный мир. В Земноморье есть магия, драконы, мифы и древние легенды. Но магия здесь связана с метафизикой, а драконы — это создания воздуха и духовной энергии, больше похожие на внушающих трепет китайских мудрецов, чем на толкиновского Смауга. Земноморье настолько похоже на реальный человеческий мир с торговыми путями, региональной политикой, иерархическими системами, детской смертностью, семейным насилием, наркоманией и рабством, что существующее рядом волшебство кажется почти повседневностью. Даже острова Земноморья, такие как Атнини, Комокоме, Селидор и Большое Ухо, напоминают читателю реальные Гебриды, Киклады, острова Внутреннего Японского моря или Гавайи.
Земноморье
— не идеальное место, но ему присущи элементы утопии. (Не случайно Ле Гуин
является автором романа «Обделённые» (1974), одной из немногих утопий в мировой
литературе, построенной вокруг «неприглядных черт» человечества). В целом,
Земноморье — это светский мир. Здесь глубоки и широко распространены
мифологические представления об устройстве Вселенной, но нет ни одной жреческой
касты, кормящейся на них, за исключением воинской теократии Империи Каргад, чей
набег на Гонт заставил Геда в первый раз применить волшебство. Каргад — это
исключение, подтверждающее правило: на Архипелаге есть анимизм, перерождения и
жизнь после смерти в мрачном загробном мире, но нет церквей, мечетей, синагог
или храмов. Земноморье — более спокойный мир, чем Земля. То, что мы сейчас
называем культурным релятивизмом, взято за основу мира. В Земноморье есть
рабство, но оно не связано с цветом кожи, нет явных признаков расизма, кастовых
систем или национализма.
В отличие от Средиземья Толкина, где всё
западное и белое отождествляется с добром, арийцы Земноморья, Каргадские
рейдеры, — это «белокожие и светловолосые варвары, свирепые любители кровавых
битв и запаха сожжённых городов». Кожа Геда смуглая, медного оттенка, «как у
большинства гонтийцев»; его друг Ветч похож на жителя Южной Сахары; а в третьей
книге о Земноморье, «На последнем берегу», Гед будет обязан жизнью «плавающему
племени» жителей плотов, чьи традиции и цвет лица напоминают полинезийцев.
Одной
из центральных фигур цикла романов о Земноморье является волшебник Гед. Первая
книга цикла посвящена его обучению, вторая – становлению в роли мага.
В
третьей книге Гед снова вынужден отправиться в путешествие, поскольку
его мир в опасности: его охватывает серая мгла, люди становятся
равнодушными, грубыми, злыми, волшебники и колдуны теряют силу, драконы
забывают свою речь, — нарушено Великое Равновесие. Геду предстоит узнать
почему нарушено Равновесие и кто (или что) тому виной.
Земноморье
— не только один из самых известных в мире фэнтезийных миров, но также один из
самых неоднозначных в вопросах морали, правды и власти. В книге «На последнем
берегу» Мастер-Путеводитель спросит Геда: «Что такое зло?» и ему будет дан
ответ: «Зло в тех сетях, что плетём мы, люди», но основа этой темы была
заложена ещё в «Волшебнике Земноморья».
Гед
уже стал Верховным Магом — великим повелителем острова Рокк. В
поисках спасения на остров прибывает юный принц Аррен, которому суждено
стать проводником Геда к точке Великого Равновесия. Вдвоём они по всему
Земноморью ищут причину обрушившихся на них несчастий, в поисках им помогают
даже драконы.
В
решающий момент путешествия они вступают в схватку со злодеем, нарушившим
Великое Равновесие, спускаются за ним в царство мертвых и побеждают его в ущелье
русла высохшей реки — в его же логове.
Задача
Геда заключается не в том, чтобы победить Тёмного Лорда, а в том, чтобы понять
природу Тени, выпущенной на свободу его тщеславием, гневом и ненавистью — и
побороть её, узнав её происхождение и имя. «Все
мои действия эхом отзываются в ней, — говорит Гед о Тени. — Она создана мной».
Кульминация «Волшебника Земноморья» — это не магическая перестрелка, которой
обычно заканчиваются более простые романы, но смертельно опасное разрешение
процесса, который Юнг называет «индивидуализацией», когда враждующие части
психики объединяются в более мудрое, сильное целое.
В
схватке Гед тратит всю свою магическую силу, поэтому покидает пост Верховного
Мага и становится отшельником, а Аррену суждено стать Великим Королём, который
поведёт Земноморье к процветанию.
В
замысловатом лабиринте сказочной страны Земноморье немудрено и заблудиться, но
ведомому фантазией и талантом Урсулы Ле Гуин читателю не грозит столь
незавидная участь. Продуманный до мелочей, раскрашенный сочными красками мир
заключает в себе неповторимое обаяние, под власть которого уже попали миллионы
любителей фантастики во всем мире
Комментариев нет:
Отправить комментарий