28 февраля 1972 года (50 лет назад) родился российский поэт, наш земляк Леонид Витальевич Шевченко.
Горько говорить о 50-летии поэта, который ушёл из жизни в 30 лет. Внезапно, необъяснимо, трагично. Талантливый, но недооцененный при жизни. Мистик до мозга костей, чья поэзия понятна, увы, немногим ценителям родного языка.
Леонид Витальевич Шевченко (28 февраля 1972, — 25 апреля 2002) — российский поэт, писатель и журналист, член Союза писателей России, ученик Евгения Рейна, родился в Волгограде в семье служащего, внук известной волгоградской радиожурналистки Олимпиады Емельяновой.
В 1986 году, в 14 лет начинает посещать литстудию при региональном отделении Союза писателей. Её руководителем в то время был Василий Макеев.
Впервые стихи Шевченко появились в журнале «Живое слово» в 1989 году, когда Леониду было всего 17 лет. В 1989—1990 учился на факультете журналистики Волгоградского государственного университета. В 1990 поступил в Литературный институт им. А. М. Горького (семинар поэзии Татьяны Бек и Сергея Чупринина). Литинститут не закончил, был отчислен за хулиганство вместе с будущей первой супругой, поэтессой Еленой Логвиновой.
Первый поэтический сборник «История болезни» вышел под одной обложкой совместно с Еленой Логвиновой и близким другом, поэтом Александром Леонтьевым в 1993 году.
Из воспоминаний редактора и составителя сборника Татьяны Брыксиной:
«Вызов «местным» читался во всём. Я как редактор и составитель злилась и сопротивлялась, но Макеев чуть не рыдал: «Оставь как есть! Ни к чему не прикасайся!» Он, будучи руководителем литературной студии, пестовал эту «троицу», знал их намного лучше и остерегал меня со знанием дела. Более того, именно Макееву звонила по ночам бабушка Лёни Шевченко, Олимпиада Емельянова, известная в Волгограде радиожурналистка, и умоляла правильно понимать её Лёнечку, выручать его из бесконечных «залётов». Лет с двенадцати юное дарование будоражило нашу и без того неспокойную жизнь, становясь предметом острейших внутрисемейных дискуссий. Одним словом, я заведомо имела на Лёню зуб, не слишком веря в его исключительный поэтический дар. Мне это аукнулось со временем: при каждой встрече Шевченко ершился, тонко ехидничал, подчёркивал собственное превосходство, с чем я не хотела соглашаться из возрастной и женской гордыни. Тем не менее в аннотации к сборнику «на троих» написала по совести: «…это голоса нового литературного поколения, отличные от предшественников. Не повязанные цензурными путами, они смелее и в мыслях, и выражениях. Прекрасно владеющие техникой стихосложения, они талантливы и в главном — в умении видеть и чувствовать, относиться с иронией к миру и к себе, не прятать боль, не поклоняться сиюминутному. Это интересная книга! Её выход открывает новую страницу в литературной жизни Волгограда».
В июне 1997-го года Леонид устроился библиотекарем в отдел эстетического воспитания Волгоградской областной детской библиотеки, где проработал 3 года. Вёл собственную литературную студию.
В 1999 году вышел единственный номер альманаха «Шар», составленный, отредактированный и изданный Шевченко. В том же году волгоградская журналистка Татьяна Кузьмина сняла о Шевченко небольшой фильм.
В Союз писателей России Леонид Шевченко был принят в 2001 году после выхода книги «Рок». Работал сторожем, дворником, могильщиком, библиотекарем, журналистом. Публиковался в журналах «Знамя», «Арион», газетах «Вечерний Волгоград», «Первое чтение» (редактор отдела гуманитарных проблем). Получил широкую известность в Волгограде за серию репортажей под названием «Иной Волгоград», в которых расследовал аномальные явления.
Татьяна Брыксина вспоминает: «Бедой Лёни, мне кажется, было не отсутствие любви, а поиск несбыточного идеала, завышенные претензии ко всем и всему. Боюсь, он не думал, что мир существует по принципу сообщающихся сосудов, и, только отдавая, можно рассчитывать на воздаяние. Ненавистное ему его же подкараулило и нанесло упреждающий удар».
Отзываясь о его поэтическом творчестве Елена Мордвинова говорит: «…с точностью патологоанатома и скрупулезностью натуралиста Шевченко описывает не только свою жизнь, но социальную каталепсию целого поколения, рожденного в семидесятые — описывает безнадежность любого движения в новой реальности девяностых. Его поэзия — это постепенное, ступенчатое проговаривание того, как осмысленное движение в прежней парадигме превращалось в ничто, а маршрут движения в парадигме новой так и не был составлен — миллионы его ровесников в этой реальности ждали оцепенение и смерть».
Шевченко словно предвидел свой собственный трагический конец.
В ночь на 25 апреля 2002 года в Волгограде, по дороге с концерта Вячеслава Бутусова, о котором он готовил статью для утреннего номера газеты «Первое чтение», он был убит неизвестными преступниками (преступником). Обнаружен на следующее утро у бара «Молотов гараж» в сквере по улице Канунникова с разбитым виском, без обручального кольца, обуви и часов.
Татьяна Брыксина: «У гроба мы тихо просили прощения у Лёни, повторяя как в бреду: «Мы тебя любим, любим…»
На похороны приехал Саша Леонтьев из Москвы — рыдал и рыдал. А на улице шёл проливной дождь и светило солнце. Весна казалась оглушительно прекрасной, и все удивлялись необычной погоде в чёрный для нас день. Лишь ему было всё равно…
…Вот день, который вечности длинней, короче жизни, истины страшней».
Посмертно изданы книга стихов и прозы Леонида Шевченко «Мистерии» и сборник рассказов «Русская книга мертвых».
В 2019 году московским театром МастерскаЯЮ поставлен спектакль «Мы даже не богема, но снег небытия». Это первая театральная постановка по творчеству Леонида Шевченко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий