четверг, 17 декабря 2020 г.

Образ вечности – Людвиг Ван Бетховен

17 декабря —250 лет со дня рождения немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827)

На всем протяжении истории человечества музыка составляла существенную часть жизни людей. Начиная с древних времен, она является таким видом искусства, которое оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. «Музыка – самое поэтическое, самое могучее, самое живое из всех видов искусств».

Г. Берлиоз

    В Боне в декабре 1770 года в семье придворного музыканта Бетховена родился сын, который был назван Людвигом. Точная дата его рождения неизвестна. В те времена не было принято записывать дату рождения младенцев «третьего сословия». Сохранилась лишь запись в метрической книге боннской католической церкви Святого Ремигия о том, что Людвиг Бетховен крещен 17 декабря 1770 года. Следовательно он родился на день-два раньше.

   Людвиг Ван Бетховен – это величайшее явление в мировой музыкальной культуре, композитор еще при жизни ставший легендой. Он был настолько талантливым и целеустремленным, что, даже потеряв слух, продолжал создавать  гениальные шедевры.

   Первым учителем музыки Людвига стал его отец, мечтавший сделать из сына второго Моцарта. По сем.- восемь часов в день отец заставлял несчастного ребенка играть упражнения. И только яркий талант ребенка, его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести такое жестокое обращение и не отпугнули навсегда от искусства.

   В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кёльне. Концерты мальчика состоялись и в других городах.


   До 10 лет Людвиг посещал школу, где главным предметом являлась латынь, а второстепенными – арифметика и немецкое правописание. Среднего образования Людвигу не удалось получить: семья жила в нужде. Однако, жадно стремясь восполнить пробелы в своих познаниях, Людвиг много читал и пытался заниматься с более развитыми товарищами.  Через несколько лет юный Бетховен научился бегло читать по-латыни, переводил речи Цицерона, овладел французским и итальянским языками.

 В 10 лет Бетховен начал постигать тайны композиторской техники, учась у Нефе искусству контрапункта и генерал-баса. К 1782 году относится первое известное нам сочинение   Бетховена – фортепианные вариации на тему марша ныне забытого композитора Э. Дресслера. Следующее произведение – три соната для клавесина – написано в 1783 году, когда Бетховену шел тринадцатый год.

Окрепнув как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту – 1787 году он едит в Вену, чтобы встретиться с Моцартом.  Моцарт был поражен необычайной манерой исполнения, бурной и порывистой. Обращаясь к присутствующим, Моцарт воскликнул: «Обратите внимание не него! Он всех заставит о себе говорить!»

Но встретиться вновь двум великим музыкантам не было суждено. Умерла мать Бетховена, так нежно и преданно им любимая. Юноша берет на себя все заботы семьи. Воспитывает двух маленьких братьев. Бетховет стал служить в оперном театре, играл в оркестре на альте, выступал с концертами, давал уроки. Начались суровые будни, тяжелая, полная труда и лишений жизнь.

В 1791 году Людвиг Ван Батховен переезжает в Вену в поисках хорошего учителя, где и проводит всю свою жизнь. Некоторое время молодой человек занимался с Гайдном. Первый публичный концерт Бетховена состоялся в Вене в 1795 году. Затем молодой музыкант отправился в длительное путешествие – через Прагу, Нюрнберг, Лейпциг – в Берлин. Три года спустя он вновь гастролировал в Праге.  Резкий и прямой, Бетховен не терпел любого насилия над собой и  в горделивом сознании своей гениальности не щадил сановных меценатов.  Так, в пылу гнева он написал одному из них: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случаю и происхождением; тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей есть и будет тысячи, Бетховен – один!»

Занятия с Гайдном не принесли желаемого результата – контакты между учителем и учеником не наладились. Совершенно иными были взаимоотношения между Бетховеным и Антонио Сальери. Занятия с Сальери доставляли большое удовлетворение Бетховену.

В 1790 годы Бетховен сочиняет в основном камерную и фортепьянную музыку, а в 1800-х начал писать свои первые симфонии. Вехи этой эволюции отмечают три популярнейшие сонаты – «Патетическая», «Лунная» и «Аппассионата».Он создал более 100 произведений в разных жанрах: 17 фортепианных сонат, 9 сонат для скрипки с  фортепьяно, 3 фортепьянных концерта, 2 сонаты для виолончели с фортепьяно, музыку к балету «Творения  Прометея» - единственному у Бетховена! – и многое другое.

   В 1801 году Бетховен поведал самым близким друзьям. «Уже три года, как мой слух все более слабеет». Болезнь настигла Бетховена в зените славы. Меценаты назначили ему солидную пенсию.

   Личная жизнь Бетховена так и не удалась. Бетховен не раз влюблялся в молодых легкомысленных девушек-аристократок; эти увлечения доставляли ему много страданий.

   Глухота прогрессировала. Тем не менее Бетховен еще выступал с концертами: в последней раз в 1808 году играл свой Четвертый концерт. Дирижерские выступления продолжались и позже, хотя с наступлением полной глухоты иногда заканчивались драматически. Вершиной творчества Бетховена справедливо считается Девятая симфония, или симфония с хорами, законченная в 1824 году Величественная симфония венчает творческий путь великого композитора, сумевшего преодолеть личное горе и страдания, сохранить непоколебимую веру в человечество и его прекрасное будущее и пронести эту веру через всю жизнь. 

Первое исполнение Девятой симфонии в Вене в 1924 году стало триумфом. На этот раз, однако, не светская знать, а демократическая аудитория приветствовала Бетховена. Правда, он не слышал ни своей музыки, ни бурных взрывов аплодисментов…

   В декабре 1826 года Бетховен простудился и слег. Три месяца он тщетно боролся с недугом. 26 марта  Людвиг Ван Бетховен скончался.  Около 20 тысяч людей участвовали в похоронной процессии на третий день после смерти любимого композитора – 29 марта 1827 года.  В августе 1845 года в Бонне был открыт памятник Бетховену. Это был первый памятник знаменитому композитору.

 

Источники:

 100 великих композиторов / автор-составитель Д.К. Самин. – М.: Вече, 1999. – 624 с. (100 великих).

Биография Бетховена // Образовака [Электронный ресурс]. – Режим доступа : obrazovaka.ru/alpha/b/betxoven-

 

Подготовила Инна Олеговна Дрыжак

Комментариев нет:

Отправить комментарий