вторник, 22 декабря 2020 г.

«Отчий край» Геннадия Дементьева

 Продолжаем публиковать материалы авторской рубрики нашего блога «В тени памяти», подготовленные Дэей Григорьевной Вразовой.

  

«ОТЧИЙ КРАЙ» ГЕННАДИЯ ДЕМЕНТЬЕВА

Какие приятные сюрпризы ожидали меня в журналах «Отчий край», подаренных мне 10.10.2020 года Геннадием Андреевичем Дементьевым!? Но обо всём по порядку… 

«Отчий край» № 3 (23) 1999 с. 71-74. Вижу портрет молодого Дементьева и читаю: «Геннадий Дементьев – уроженец Ульяновской области. После окончания Саратовского автомобильно-дорожного института живёт в Волгограде. Автор книг «В межзорье калитка», «Живые мишени», «За родимым порогом», «Тревожные зарницы».

В «Отчем крае» публикуется впервые».

И далее восемь стихотворений Геннадия Андреевича под общим заголовком «Я  врос в Россию»: 1. Чертополох; 2. Больничный двор я пересёк…; 3. Кому-то Елисейские поля…; 4. Старенькая бабка-вековуха…; 5. Коль знать бы наперёд…; 6. Не обещала: «Я приду!»; 7. Мне осень тянет кисть рябины…; 8. Где красим мы… 

С. 72:

                   ***

Больничный двор я пересёк.

Сижу в палате снова.

Друг еле жив.

И диалог

Веду с рукой больного.

 

- Налить немного молока?

А может, лимонада?

По простыне скользит рука

Туда-сюда:

«Не надо».

 

- Вот родниковая вода.

Ходил в овраг.

Осталась.

Рука кивнула, значит:

«Да!» -

На воду соглашалась.

 

- А что врачи, коль не секрет?

Им душу не уступишь?

Рука уверенно в ответ

Слепила русский кукиш.

 

С. 72:

     ***

Кому-то

Елисейские поля,

Мальорка,

Греция,

Ямайка,

Эмираты.

А я при даче.

Как-никак – земля.

Экзотика граблей

В окрестности лопаты.

 

А в прериях –

Без привязи мустанг.

В саванне отдых льву

Прописан на природе.

А мне держать

За горло чёрный шланг,

Успеть за час полить

Нужду на огороде.

 

Кому-то

виллы,

«доджы»,

вазы роз.

При долларах живём

Легко и сладко.

А я российский.

Я в Россию врос.

Тяну свой воз.

Завидуй мне, лошадка.       

 

«Отчий край» № 3 (63) 2009 с. 37-45 и с. 78-83. Сколько радости и сердечного тепла вызвали страницы этого номера журнала. Мы рядом живём и здесь в журнале рядом наши работы. Мы любим нашу малую родину Бекетовку и это чувствуется в нашем творчестве.

На с. 37-45 работа Дэи Вразовой «И это небо в надеждах звёздных», которую я, неожиданно для себя, собирала и пыталась писать в журнал по предложению Любови Михайловны Чернявской – написать о Пахмутовой.  2009 год был годом 80-летнего юбилея со дня рождения Александры Николаевны Пахмутовой.    

А на с. 78-83 напечатаны стихи поэтов «Литературного объединения «Авангард». Сколько знакомых имён!

 Литературное объединение «Авангард», что в Кировском районе Волгограда, два года назад возобновило работу после долгого – в двадцать лет перерыва, вызванного известными событиями. Старейшине литературного объединения Зое Кирилловне Леонтьевой – 86 лет. Она участница Великой Отечественной войны, однако, её оптимизму и задору позавидуют и молодые. Вы бы видели, как она, стройная, словно девушка, чудно поёт романсы и отлично танцует! Приходят на занятия и молодые,  тридцатилетние, и постарше. Последних больше. Но молодые всё чаще и чаще переступают порог и остаются. Им нравится доброжелательная атмосфера занятий.

Представляем читателям «Отчего края» стихи некоторых участников литературного объединения «Авангард» из Кировского района города Волгограда.                                                                                   Борис ГУЧКОВ  

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ  ОБЪЕДИНЕНИЕ  «АВАНГАРД»

 

                        Сон

 

Снится мне заснеженная даль

В эту ночь, лунастую и южную.

Ветром налетевшая печаль

Мне заносит сердце пылью вьюжною.

  

Снится юность отзвеневшая моя,

Ветром быстрым мимо пролетевшая,

Снятся мне родимые края,

В пляске снежной радость отшумевшая.

 

И куда б фантазия-коса

Ни бросалась вместе с пляской снежною,

Вижу чьи-то милые глаза,

Гладят волосы мои чьи-то руки нежные.

 

И к нему, улыбки не тая,

Крепче льну я, негой напоённая…

Это снится мне любовь моя,

Светом юности прощальной озарённостая.

 

А проснувшись, я ищу того,

Кто со мной вот только что был рядом…

Тихо смотрит в тусклое окно

Ночка лунная бездумным, долгим взглядом.

 

1943                                  Зоя ЛЕОНТЬЕВА  

                          ***

Нас никогда не перечислят поимённо

И всё-таки запомнят навсегда,

Как помнят тех, кто бил Наполеона

И Русь спасал

От лютого врага.      

 

Героев помним мы, царей и воевод,

Всех остальных – под общим именем – народ.

Я не герой, не царь, не воевода, 

Но я – частица своего народа,

И значит, люди завтрашнего дня

Среди других помянут и меня.

 

2006                                     Зоя ЛЕОНТЬЕВА

 

           Итог

 

Я верю в то, что у меня

Свой голос,

И знаю: вырастила я

Свой колос.  

 

И я чужого не брала

Ни крошки,

Не кланялась я никогда

Великим в ножки,

 

Что не была сама с собой

В разладе

И что писала я стихи

Не славы ради.

 

2006  Зоя ЛЕОНТЬЕВА                

 

           Вторая высота

 

А над Лысой горою плывут облака,

Прорастают душистые травы,

Там земля – из осколков, крови и песка,

Зона смерти и воинской славы.

 

Был рубеж обороны, граница огня,

А теперь в соснах нежится ветер…

Если б дрогнул боец, то  тогда бы меня

Не случилось на этой планете.

 

Из тяжёлых цепей и столбов караул

Сон солдата весь век охраняет,

Здесь не слышен тупой мегаполиса гул,

Только дождь тихо слёзы роняет.

 

Там, где рваной тельняшкой прикрыты холмы,

Над крестом встанет вечное солнце…

И теперь, сквозь года, удивляемся мы,

Как на танки шли североморцы.

 

Из вчерашнего дня не расслышав звонка,

Говорим, что нам жить стало сложно.   

А над Лысой горой всё плывут облака,

Снова сердце и душу тревожа.

 

                                      Людмила ЗИНОВЬЕВА

 

                       Гусиное перо

 

Внук у Елисея спрашивает: «Дед,

Видел я в музее Пушкина портрет.

На портрете Пушкин, сидя за столом,

На бумаге пишет гусиным пером.

 

Я перо заметил, вынужден признать,

У поэтов нынешних перьев не видать.

Может быть, и в этом кроется секрет,

В том, какие перья применял поэт».

 

«Перьев всем не хватит, - молвил Елисей, -

Ведь теперь поэтов больше, чем гусей».

 

                                   Анатолий ГРИНЮК 

 

                          ***

Скалит зубы пилорама на привоз лесной

И опилок сыплет рьяно запах смоляной.    

Тащит брёвна в пасть распила, доски ставит в ряд.

Им уже судьбу иную уготовил склад.

Разбегутся по столяркам, их причешет струг…

А им снятся лес, делянка, дятла дробный стук.

 

                                              Владимир БАЛАБИН

 

Володя Балабин, позже я узнала, был родственником Сергея СЕЛИЩЕВА, нашего земляка, родившегося в Кировском районе и жившего в районе Бекетовского базара. Теперь здесь есть улица имени Сергея Селищева и мемориальная доска лётчику С. Селищеву. Он был награждён орденом Ленина, погиб в конце Великой Отечественной войны. Я писала о нём статью.

Позже мы смогли с Алёшей Кононенко облагородить место мемориальной доски на здании зубной поликлиники № 11 (у остановки ООТ «Библиотечная») и дополнить портретом Сергея Селищева.     

Володя часто звонил мне, много говорили с ним о жизни. Жаль, что он не мог пересилить горе и рано ушёл из жизни. Жаль…

 

                    ***

Походке нынешнего века

Я не завидую, увы.

Несётся вдаль, в глухие тьмы,

В Тмутаракань вне человека.

 

И резки стали лица тех,

Кого всем сердцем принимаю.

Иных, быть может, и не знаю.

Но только взгляд их помню всех.

 

И кто-то даже на виду

И на весу срывает звёзды.

А я вот медленно иду,

Бросая зёрнышки в бороздки.

 

          Светлана ТАХТАРОВА  

 

***

Никогда ничего не проси

у имеющих власть на Руси,

если что  дадут – не от Бога,

оттого, что своровано много. 

 

коль добраться до истины хочешь,

загляни в эти лживые очи

и тогда перестанешь бояться,

над ничтожеством станешь смеяться.  

 

И, о жизни своей размышляя,

скажешь: «Господи, я – не такая!».

 

                       Светлана ХМЕЛЁВА

 

Как  верно она написала о судьбе возвращения народу памятника культуры и архитектуры – Дворца культуры имени Сергея Мироновича Кирова в Бекетовке – нашего ТЕАТРА. 

 

             ***

Что наши души –

Те же пустые бутылки.

          Сергей Васильев

 

Серость быта, ругня, как война.

Цены скачут, сосед без зарплаты.

И куда ты нас тянешь, страна?

Разве в чём-то грешны, виноваты?

 

Будь я камнем, залёг бы на дно,

Как в больничную тишь на леченье,

Где захочется верить в одно…

А во что? Не имеет значенья.

 

А когда подплывут окуньки,

Посветлею задумчивым взглядом.

Жаль, что нет ни глубокой реки

И не мелкого озера рядом.

 

Только нудно бульдозер урчит,

Надвигается чёрною тучей!

Крикнешь: «Боже!». Но эхо молчит,

Видно, в страхе укрылось под кручей.

 

Но всё ближе бульдозера нож,

Чёток челюстей адовых скрежет.

А случись: перед ним упадёшь –

Он и голову начисто срежет. 

 

Это страшное время выживания в конце ХХ века мне лично тяжелее вспоминать, чем моё военное и послевоенное детство. Г. А. Дементьев очень правдиво его описал в этом стихотворении, да и Сергей Васильев в своей поэме «Камышовый рай». Мы честно жили, честно растили детей, честно работали там, где надо было Родине, отдавая  жизни и реальному делу молодость и здоровье. Нам говорили: «В старости вам будет оказана забота». А мы наивные – верили. Какая нам досталась старость и почёт? Это реальная жизнь ХХ1 века.

В конце 1994 года у меня внезапно и сразу умер муж. Два развода детей, тяжёлая болезнь старшего первого внука и смерть супруга. Интуитивно, я, не любившая каблуки, надела купленные и не увиденные мужем туфельки на небольшом каблучке и сказала себе, что надо стоять прямо и  ходить в этой обуви. Иначе, и сама погибну, и кто же поможет детям поднять их детей, наших внучат: 8, 7, 6 и 4-х лет? Страшно тяжёлое время, но пережили. 

 

Мы все жили в своё время рядом. Дементьев, а позже и я были вхожи в дом Наташи Барышниковой и Сергея Васильева.

Неустроенный быт Сергея, время, доставшееся его обострённой на правду реальной жизни нежной душе, сломали судьбу и жизнь этого народного, талантливого самородка. Последняя его работа – редактор детского журнала «Простокваша». Дементьев  пророчески описал судьбу Сергея Васильева, ушедшего очень рано. Очень жаль… 

 

  КАМЫШОВЫЙ  РАЙ 

 

             Наташе Барышниковой

 

1.

 

Двухэтажные дома,

Бесприютные дворы,

Зной кромешный задарма

Для разутой детворы. 

    Среди летней, дряхлой лжи

    Каждый сир и каждый наг.

    По траве плывут бомжи,

    Огрызаясь от дворняг.

Мир не пуст, но бестолков,

Счастье ходит выше крыш,

Выше облаков – таков

Мой бекетовский Париж.

 

2.

 

В луже ржавая вода,

В ручке девочки анис.

Голубь сел на провода

И сердито смотрит вниз.

    Магазин тридцать восьмой,

    Водка на разлив рекой.

    Пьяный дяденька хромой

    Грустно машет мне рукой.

Подойду, я знаю толк:

Бог, он есть, хоть невидим.

И нальет Марина в долг –

На том свете отдадим!

 

3.

 

Может быть, кромешный зной,

Может быть, кромешный труд:

В коммуналке за стеной

Песни пьяные орут.

    Прежней жизни не вернёшь:

    Вот стакан, вот ананас.

    А не будешь пить – под нож,

    Это запросто у нас.

Каждый сам себе полпред,

Каждый злых рабочих сил

Бог. И если бы не Фред,

Я не знаю, как бы жил.

 

4.

 

То ли лодка кверху дном,

То ли – счастье вопреки.

Бабка Поля под окном

Смотрит вдаль из-под руки.   

    Выжив их ума, она

    Ходит всюду с топором.

    За её спиной – война,

    За её спиной – Химпром.

Время прожито не зря,

Бог не выдаст, чёрт не съест.

Вот накормит сизаря –

И опять нырнёт в подъезд. 

 

5.

 

Не криви печальных уст,

Вкалывай себе, как вол.

Под окошком белый куст,

Куст шиповника расцвёл.

    Он не грешник и не льстец,

    Он – рассудку вопреки.

    И его сажал отец.

    Чей? Наташин, дураки!

В день рождения её

Расцветает он всегда.

Мистика? Да ё-моё!

Сверхреальность, господа!

 

6.

 

Мало рытвин, много ям,

Улицу Шекспиром звать.

Жил ли этот здесь Вильям

Или не жил – наплевать!

    Пахмутова-то жила –

    Вот какая к чёрту вязь! –

    По дорожке тихо шла

    Прямо в розовую грязь.

Я хожу, едва дышу,

Нежности глотаю ртом.

А сонеты напишу

Как-нибудь, прости, потом.

 

7.

 

Что, курчавый? Вновь хандра

И душа плывёт в Кижи?

Пей палёнку до утра,

А уж утром мне скажи,

    Каково стоять века,

    Нос воинственно задрав,

    Средь убогого ДК

    И роскошных жирных трав?

Каково, скажи, хандрить,

Как жених перед венцом?

Каково, скажи, кадрить

Малолеток со шприцом?

 

8.

 

Жизнь печальна, смерть длинна,

Жабам хочется в полёт.

На болотный дым луна

Свет серебряный свой льёт.

    Свет уходит в камыши,

    Рыбам не достать до звёзд.

    И в округе ни души,

    Может быть, на тыщу вёрст.

Ночь мучительно светла

Беспросветностью земной,

Как дыхание крыла

Ангельского за спиной.

 

9.

 

Спит великая река,

Сон её, как жизнь, суров.  

И белеют берега

От скелетов осетров.

    Жёлт песок, темна вода,

    Смерть и счастье далеки.

    Что ей снится – невода,

    Стенька Разин, бурлаки?

Я не знаю. А со дна

Вдруг всплывает колесом

Не персидская княжна,

А державный Китеж-сом.

 

10.

 

Комариный звон в ушах,

Дождь, и вечность за плечом.

Птица плачет в камышах,

А поди пойми, о чём.

    Человек печаль в горсти

    Комкает, и зёрна ржи

    Сыплются, Господь прости,

    В царство горечи и лжи. 

Я прошу: не умирай,

Но живи – хотя б затем! –

Камышовый этот рай,    

Комариный мой Эдем!

 

                   Сергей ВАСИЛЬЕВ

(Отчий край. № 4 (48) 2005. С. 50-52).

 

«Отчий край» № 2 (42) 2004 с. 16-24. В рубрике «100 юбилеи» опубликована проза «Суховский край» к 100-летию Николая Сухова. Десять воспоминаний о Николае Сухове, записанных Геннадием Дементьевым. Он поехал в Киквидзенский район Волгоградской области, встречался с людьми, знавшими Сухова, записал их. А ещё Дементьев уточнил дату рождения писателя. У местного краеведа Г. И. Манацкова он смог «достать запись в церковной книге о том, что у казака из х. Страховского Василия Сухова и казачки из х. Завязенского Анны Касаткиной 9 мая 1904 года по старому стилю родился сын. На следующий день новорождённого первенца крестили и нарекли Николаем».

 

13, 15 октября 2020 года.                                            Дэя Вразова

 

Р. S.: «Отчий край» № 2 (34) 2002 с. 196-197. В этом номере журнала была опубликована подборка из четырёх стихотворений Геннадия Андреевича Дементьева «В полюшке – ветла». Я не смогла сразу найти этот номер в библиотеке, и у Г. А. Дементьева он не сохранился. А вчера 1 ноября 2020 года неожиданно сделала себе подарок. Разбирая личный архив дома у себя, нашла этот номер. Позвонила Геннадию Андреевичу. Спросила его, помнит ли он художника Юрия Теплова (его имя я прочитала среди имён редакционной коллегии). Он сказал, что Юрий был высокий, стройный человек. Я спросила поэта: «А чей он сын?». И сама пояснила ему, что Юрий Теплов сын Героя Советского Союза лётчика Теплова. Мне пришлось встречаться с ним на мероприятии у памятника дважды Героя Советского Союза В. С. Ефремова в центре Волгограда. А сейчас в Советском районе Волгограда работает молодёжный центр «Планета» имени лётчика Теплова.  

 

       СОНЕТ  С  ИНЕЕМ

 

В лугах трава от инея седа -

Последний штрих в рисунке увяданья,

Где зыбкий пар осеннего пруда

Таит намёк похолоданья.

 

А летом праздничным сюда

Мы так спешили на свиданье.

Запретной радости тогда

Мы не искали оправданья.

 

В высоком храме в дивный час

Лучом венчало солнце нас,

Звенело небо колокольно.

 

Всё иней сжёг. Да стон совы

Над белым мрамором травы

Слезу из глаз сорвёт невольно.

 

***

Недалеко от опушки,

Где гнездо гнёт деревцо,

Покатилось от кукушки

К сорочиному яйцо.

 

Верещит в лесу сорока –

Его поит своей слюной.

И кормить птенцов до срока

Снова выпало одной.

 

То в лесу. А к людям выйдешь,

Сердце болью оборвёт

Появившийся подкидыш

Тёмной ночью у ворот…   

 

                ***

Апрель настроил гусли

На трубах певчих крыш.

И Дон, забыв о русле,

Перемахнул камыш.

 

Как бражник в гости к другу,

Воды качая вал,

Он шёл к домам по лугу 

И землю целовал.

 

От музыки капели

И паводка реки

В моей душе запели,

Забили родники. 

 

Преграда – не преграда,

Кипят вода и кровь:

Извечная баллада

Казачьих хуторов.  

 

              ***

Гнёшься не от ветра –

Нету от сынка

Жданного ответа,

Позднего звонка.

 

По ночам не спится,

Помнится, как в дом

Пришла девица

Заползла вьюнком.

 

Туфелька да платья!

И в укор судьбе

Жаркие объятья

Прямо при тебе.

 

Свадьба отыгралась,

Сына – увела.

Ты одна осталась:

В полюшке – ветла…

 

2 ноября 2020 года.                                               Дэя Вразова

 

(Продолжение следует…)

Комментариев нет:

Отправить комментарий