4 декабря наши предки-славяне отмечали день Морены.
В славянской мифологии Марена связывается с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы. Богиня Марена (Марана, Морёна, Маржана, Маржёна) устанавливает на земле свое царство снегов и морозов до прихода весны.
Маара-Морена
издревле почиталась как Тёмный Лик Великой Богини – Матери всего сущего. Если
Светлая Жива даёт жизнь и тепло всему живому, то Тёмная Маара всё отжившее
обрекает на смерть и хлад. Без смерти нет обновления и возрождения. Две стороны
Бытия – созидание и разрушение, жизнь и смерть
Марена в
славянской мифологии величается зимней и кощной Владычицей, Кощной
Повелительницей (Повелительницей Смерти). К этому дню устанавливается
полноценная зимняя погода. В это время не произносятся прославления, не
приносятся жертвы, а провозглашается: «А ни Мара ни Морока не смиемо славити». После
этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат
горящие головни в болотной елани (незамерзшей трясине). Обрядовая пища в
этот день включает кисель, оладьи, морковь, репу.
Чаще всего Марену описывают как красивую молодую женщину с белой, как снег, кожей и темными волосами, черными, как небо зимней ночью. Богиня описывается высокомерной, красивой и одновременно пугающей. Много северных быличек посвящено тому, как Морена-Зима хотела захватить власть над миром Яви, править вечно. Богиню Морену всегда обижает, что её почитают меньше, чем Лёлю-Весну, что её прихода не ожидают с нетерпением и радостью.
9 декабря – день
Даждьбога и жены его Марены. В этот день лепили Снеговика и Снегурочку.
Поминали союз Даждьбога и Морены, от которой родилась Жизнь (Весна). Это
снежный праздник, отдающий дань зиме, но с надеждой на лето.
Подготовила Елена
Сергеевна Короткова
Комментариев нет:
Отправить комментарий