5 августа отмечается Международный День светофора
Светофоры — незаменимый элемент дорожного
движения в каждом городе.
Празднование Дня светофора приурочено к
установке первого светофора в американском городе Кливленде. Это событие
произошло 5 августа 1914 года. Но отмечать дату стали много позже. Как и во
многих других случаях, инициатором стала Организация Объединенных Наций.
Самый первый светофор изобрел британец Джей Найт в XIX веке. Это был не лучший опыт: во-первых, управлять им нужно было вручную, а во-вторых, год спустя прибор взорвался, поранив при этом полицейского. Этот случай послужил поводом забыть светофор и прекратить попытки его создания.
Но обстоятельства потребовали вернуться к
разработкам. В 1910 году запатентовали первое автоматическое светофорное
устройство с фонарями двух цветов. А спустя четыре года, 5 августа 1914-го, в
городе Кливленде появился «прадедушка» современных светофоров. Он имел всего
два фонаря: красный и зеленый, а при переключении света издавал звуковой
сигнал. Именно это событие и положило начало ежегодному празднованию Международного
дня светофора.
Внешне первый светофор мало напоминал
сегодняшние устройства, стоящие вдоль дорог. Он управлялся вручную и
представлял собой конструкцию из двух семафорных стрелок и газового фонаря.
Позже появились автоматические и электрические светофоры, но и они лишь
отдаленно похожи на современные.
Сегодня в нашем распоряжении не только
анимированные «человечки» и светодиоды: современные светофоры «разговаривают»,
издают различные сигналы, а самые «продвинутые» умеют даже транслировать данные
о состоянии дорожного потока, пробках и погоде.
Желтый цвет добавили несколько лет
спустя: впервые трехцветные регулировщики появились на улицах Нью-Йорка и
Детройта в 1920 году.
В России первый светофор появился только
10 лет спустя. В начале 1930 года на пересечении Невского и Литейного
проспектов в Ленинграде установили первый автоматический
регулировщик. Положительный опыт быстро переняли москвичи, а следующим городом,
вступившим в новую стадию развития дорожного движения, стал Ростов-на-Дону.
Светофору поставили немало памятников по
всему миру. В России мигающего регулировщика увековечили в Перми,
Пензе, Новосибирске и Москве. А самый необычный памятник
светофору установлен в Лондоне, внешне — своеобразное светофорное дерево
высотой 8 метров. Он так и называется — Traffic Light Tree. Арт-объект состоит
из 75 (!) светофоров. Конечно, сориентироваться по ним не получится.
В своей резолюции ООН не упомянул, как
нужно отмечать Международный день светофора. Поэтому во всех странах, городах и
учреждениях — свои фантазийные традиции.
В этот день обычно проводятся семинары и
профилактические мероприятия, чтобы напомнить людям о правилах дорожного
движения. С работы вас 5 августа по такому поводу не отпустят, зато, возможно,
состоится внеплановое общение с сотрудниками ГИБДД — в профилактических
целях.
Также праздник принято отмечать в детских садах (где как раз и учат базовым ПДД), школах и в общественных организациях. Подрастающему поколению показывают сценки о правилах безопасного дорожного движения, устраивают эстафеты и конкурсы рисунков.
Интересные факты:
В светофорах Японии раньше использовали синий цвет вместо зеленого. Но позже ученые выяснили, что синий цвет воспринимается человеком хуже — и теперь светофоры в стране восходящего Солнца мигают «зеленым»
Светофор «вверх тормашками» находится в небольшом американском городке Сиракузы, где проживают преимущественно потомки ирландцев. Изначально светофор был стандартным. По легенде, местная детвора ежедневно била его стекла из-за того, что зеленый цвет, напоминающий им о родине, находился ниже красного, который у ирландцев ассоциируется с Великобританией. Спустя три года власти города сдались: Установили светофор по спецзаказу, где зеленый сигнал занял место красного.
В бразильском Рио-де-Жанейро из-за неблагоприятной криминогенной обстановки водителям разрешено проезжать на красный свет с 22 часов до 5 утра, дабы избежать ограблений.
В Праге на одной узенькой улочке (всего 70 сантиметров) установлен светофор для пешеходов, так как идущим друг другу навстречу там просто не разойтись.
Учеными установлено, что жители современных мегаполисов в течение жизни проводят до шести месяцев в ожидании зеленого сигнала светофора.
Среди дальтоников встречаются люди, не различающие зеленый и красный цвета, поэтому современные светофоры имеют оранжевый оттенок красного сигнала и синий оттенок зеленого, чтобы они могли его видеть.
В Берлине есть светофор, который имеет 13 световых сигналов. В этой системе сложно разобраться, поэтому рядом постоянно находится полицейский, который объясняет его сигналы.
В Сингапуре на светофорах, есть система для пожилых людей и инвалидов, которая может продлить время перехода с помощью специальной карты. Такие пешеходы просто подносят карту к кнопке, и система включает зеленый сигнал на 13 секунд дольше обычного времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий