суббота, 10 августа 2024 г.

Живая легенда кино. Олег Стриженов


10 августа 1929 года (95 лет назад) родился актёр театра и кино Олег Стриженов.

Первые шесть лет жизнь Олега Стриженова проходила на Дальнем Востоке в городе Благовещенск. Там он родился десятого августа 1929 года в семье военного Александра Николаевича и Ксении Алексеевны, учительницы, бывшей ученицы Смольного института благородных девиц. До того, как родители актера встретились, у женщины уже был сын — Борис.

Создав новую семью, Ксения Стриженова родила еще двоих сыновей: Глеба, а затем и Олега. Из-за частых командировок Александра Николаевича Стриженовы переезжали на новые места, потому перед тем, как обосноваться в Москве, их гостеприимно принимали Харьков, Тифлис и Ленинград.

И вот уже в шестилетнем возрасте Олег увидел столицу — Москву. Именно этот город познакомил мальчика с творчеством, показал «настоящее кино» и предопределил его дальнейшую карьеру. Особые в этом заслуги кинотеатра «Авангард» и Первого детского кинотеатра, ради которых юный Стриженов не жалел пропускать уроки в школе:

«Кино, если нас не выгони, мы смотрели бы сутками. Тем более кинотеатр «Авангард» был под боком. А там, где нынешний Театр эстрады, находился Первый детский кинотеатр. Бывало, засунешь портфель куда-нибудь под лестницу и вместо школы — в Первый детский. Все, кого я видел на киноэкране до войны и во время войны, — мои любимцы, кумиры. Плеяда великолепных советских режиссеров создала фильмы, которые помнит не только мое, но и более позднее поколение. Мне удалось в юные годы увидеть и киноленты, уже несколько позабытые, хотя во многом поучительные для человека, собирающегося стать профессиональным артистом».

Однако помимо этого увлечения школьник интересовался спортом и верховой ездой. Впервые сев на лошадь в пять лет, Олег настолько полюбил лошадей, что проводил с ними все свободное время. Несколько раз отец даже находил его  спящим в сене рядом со скакунами. Так бы и протекала дальше беспечная жизнь Стриженова, если бы не наступила Великая Отечественная война.

Сначала сражаться за Родину отправился старший брат, Борис, и отец. Когда семье пришло известие о героической смерти летчика-истребителя под Сталинградом (ныне Волгоград), Глеб решил отомстить за него — приписав себе несколько лет, он поспешно ушел воевать. По итогу Глеб был контужен, из-за чего его комиссовали в тыл. Александр Николаевич вернулся домой живым, получив несколько ранений.

Отметим, Олег, которому не было и четырнадцати, без дела тоже не оставался. Он устроился в механиком в Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ), а затем помогал в строительстве Павелецкого вокзала и железной дороги. За свой усердный труд Стриженов был удостоен награды «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Тогда парню только исполнилось 16 лет. В 1945 году Олег стал студентом Московского театрального художественно-технического колледжа, в котором он пошел на специальность бутафора (реквизитора).

А вот на дальнейший выбор дела всей жизни Стриженова повлиял его брат: вслед за ним он пошел в театральный. Правда, Олег поступил в Щукинское училище, а Глеб — в Школу-студию МХАТ. Чуть позже студент «Щуки» признался — пошел он туда ради желания нравиться всем. Уже тогда будущая звезда получал главные роли в спектаклях: в постановках «Ромео и Джульетте» он был Ромео, в «Борисе Годунове» — Самозванцем, а в «Укрощении строптивой» — Петруччо.

Когда наступил момент распределения артистов, Стриженов оказался в Государственном русском драматическом театре Эстонской ССР в Таллине. Там он прослужил только год и в 1954 году по приглашению пришел в Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина. В нем Олег Александрович остался на чуть более долгий срок — на три года. Потом он вернулся в родную Москву, где его приняли в Театр-студию киноактера.

К шестидесятым годам желание Стриженова быть любимцем в глазах многих было исполнено благодаря главной роли в фильме «Овод». Такого талантливого, яркого и харизматичного актера захотел увидеть во МХАТе актер, член Художественного совета Борис Ливанов. Ему стоило всего лишь предложить ему сыграть в постановке по Максиму Горькому «Егор Булычев и другие», после которой Стриженов остался в театре на следующие 12 лет. Во МХАТе зрители любовались игрой актера в постановках по Горькому, Чехову, Шиллеру, Островскому, в числе которых «Три сестры», «Без вины виноватые», «Мария Стюарт».

Олег Александрович стал сниматься еще будучи студентом театрального колледжа. Дебютировал он в 1951-м, но получил всего лишь эпизодическую роль — в фильме «Спортивная честь», и в титрах его не указали.

 Уже через четыре года Стриженов блистал. Ему достался центральный персонаж, студент-революционер Артур Бертон в экранизации романа Этель Войнич «Овод», которую в 1955-м срежиссировал Александр Файнциммер. Кстати, он помогал начинающему актеру и рассказывал о том, как держаться в кадре, как жестикулировать и говорить свои реплики. С выходом картина собрала тридцать миллионов просмотров, а Олег стал обожаем — его фото девушки носили с собой в книгах!

Закрепить успех и доказать талант актеру помог следующий фильм-экранизация по произведению Джека Лондона — «Мексиканец». Над ним работал Владимир Каплуновский. Персонаж Фелипе Ривера, революционер и боксер, которого изобразил Стриженов, воспитал в нем стойкость и упорство, а ради персонажа артист даже тренировался на ринге. Однажды Стриженов рассказал, как он чуть не погиб:

«Некоторые думали, что я получил травму на боксерском ринге — есть в картине и такой эпизод. Режиссер Владимир Каплуновский настоял, чтобы этот большой отрывок, связанный с боксерским поединком, был снят именно в Мексике. Но «мексиканец» был свой, советский. Целый месяц шла съемка, не все сразу получилось.

А травму ноги я получил в другом месте: пошли с известным актером Борисом Андреевым в мексиканское кафе, которое называлось «Дворец буррито». Заняли столик в углу, и тут неожиданно влетает грузовая машина… Наехала немного мне на ногу. Это было ужасно, я неделю приходил в себя. Оказывается, у автомобиля отказали тормоза», — вспоминал актер, беседуя с DagPravda.ru.

Белогвардеец Вадим Говоруха-Отрок — следующий персонаж, в которого Стриженов перевоплотился в 1956-м. Здесь же успех был не только на стороне актера, но и на стороне его партнерши — Изольды Извицкой. Экранизация повести Бориса Лавренева о Гражданской войне собрала в Советском Союзе 25,1 миллион просмотров, а во Франции — чуть больше миллиона. Тогда французские издания начали называть Олега Александровича «Советским Жераром Филиппом» за «утонченность, улыбку, деликатность и талант».

Более того, спустя год после выхода фильм был удостоен специального приза жюри на Х Международном Каннском кинофестивале — «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».

Год за годом и успех за успехом — разумеется, история про путешественника Афанасия Никитина, снятом совместно с индийским кинематографом, была уже обречена на восторженные отзывы. Не меньшей популярностью пользовались картины «Пиковая дама», «Его звали Роберт», «Белые ночи», «В твоих руках жизнь», «Капитанская дочка» — в них Стриженов тоже завоевывал главные роли.

Только единственное, в чем отказался сниматься артист — в киноэпопее «Война и мир». Актер и режиссер Сергей Бондарчук больше года кропотливо подбирал актерский состав, а накануне съемок Олег Стриженов резко отказался исполнять роль князя Андрея Болконского. За это не раз звезду обвиняли в эгоизме, называли меркантильным и зазнавшимся, хотя у него был свой аргумент. Он считал, что у режиссера, пробующего на роль «всех подряд», отсутствует собственное видение персонажей и фильма.

«Узнав о проведении проб, я посчитал себя униженным. В течение года он искал артиста и не мог сказать слова. За год попробовал всех, кого возможно, словно меня не существует. Даже соседи с удивлением спрашивали: «А вас разве не пригласили?». В тот момент я по-настоящему разозлился... А тут звонит Бондарчук со словами: «Зайди, ты нужен». «Болконского нет?» — «Все верно» — «Хорошо, зайду», — ответил ему. Я принял решение послать Сергея куда подальше, но сделать это красивым образом.

В студии мы провели совместную пробу, а уже вечером я поехал в Киев, куда пришла телеграмма: «Вы утверждены на роль Андрея Болконского». Совсем скоро мое фото в образе князя было опубликовано в газете. По возвращении в Москву я связался с Бондарчуком и заявил: — ни в этом, ни в любом другом твоем фильме сниматься не буду».

И все же эта ситуация не сказалась на репутации актера. Он с прежним успехом получал главные роли вплоть до 2000 года — тогда он появился в проекте Владимира Басова-младшего «Вместо меня», где его коллегой стал Сергей Безруков.

К слову, после этого он сократил свою карьерную деятельность и отказался давать интервью журналистам. Как рассказывает его третья жена Лионелла Стриженова, все, что Олег хотел рассказать, он уже рассказал через фильмы и театральные постановки.

Неудобный для многих характер артиста, живущего по законам истины и совести, зачастую совсем не соответствовал изменчивому успеху. Быть персонажем современного искусства он не пожелал. Олег Стриженов никогда не предавал себя, не растрачивал Божий дар своего таланта по мелочам, ничем не омрачив созданный им в искусстве образ красивого человека чести, достоинства и благородства, к чему так устремлял и наши души.

Комментариев нет:

Отправить комментарий