15 мая 2018 года (5 лет назад) был открыт Крымский мост, соединивший полуостров с материком.
Сегодня первый «некруглый»
юбилей отмечает чудо технической мысли – Крымский мост.
Само по себе
строительство Крымского моста - уже величайший подвиг наших инженеров и
рабочих. Ибо почвы в Керченском проливе мягкие, много наносов и ила. Чтоб
достать до твердого дна приходилось вбивать сваи на глубину до ста метров.
На
строительстве моста трудилось более 13 тысячи российских инженеров и
рабочих. Возведен Крымский мост, несмотря на всю сложность стройки, был в
рекордно короткие сроки. Автодорожную часть построили всего за два с половиной
года, ровно на семь месяцев указанной в документации даты сдачи. На
железнодорожную часть сдали через четыре года - в установленное время.
Крымский мост сам по себе невероятно прочен. Он способен выдержать толчки землетрясения силой до 9 баллов по шкале Рихтера. Он так добротно и прочно сделан, что сможет простоять без ремонта еще около ста лет. Именно сто лет - обещанный строителями гарантийный срок службы Крымского моста.
У Крымского
моста имеется предшественник. Первый мост через Керченский пролив,
железнодорожный, построен был еще в военном 1944-м году. Причем из
остатков материалов, из которых собирались тут же строить собственный мост
захватившие Крым и Кубань немцы! Однако советское сооружение не устояло из-за
разгула стихии - в 1945-м году его снес ледоход. После чего после некоторых
раздумий решено было ограничиться в здешних местах лишь паромной переправой.
Вопрос
строительства моста между Крымом и Кубанью обсуждался в 1970-е, затем в начале
1990-х. А потом и в 2006-м и 2013-м годах - прямо накануне возвращения
полуострова в состав России. Задача построить новый мост была поставлена уже 19
марта 2014-го - прямо на следующий день после возвращения Крыма в родную
гавань. Правда, некоторое время власти думали построить туннель под Керченским
проливом. Но потом все же на мост согласились.
Интересно, что
Крымский изначально предлагали назвать по-другому. Например, мостом
Дружбы, Воссоединения, Вежливости (намек на «вежливых людей»), Владимирском
мостом (в честь президента). Но на итоговом голосовании всенародном победило
все же самое простое и ясное название - Крымский мост. Иногда мост называют,
кстати, и Керченским. Особенно в одной соседней стране, считающей его
построенным незаконно.
Крымский мост -
самый длинный мост, когда-либо построенный в России. И самый длинный в
Европе. Ибо общая его длина составляет добрых 19 километров, высота - 80 (из
них 35 - над водой). При этом среднее время проезда по четырехполосной
автомобильной дороге моста - всего двадцать минут.
Обошелся
Крымский мост российской казне в немалую сумму - примерно в 227 с лишним
миллиардов рублей. Примерно 3,5 млрд долларов по курсу 2020-го года,
окончательного времени сдачи моста.
Керченский
пролив - важный водный исторический перекресток миров. Потом при
строительстве здесь моста рабочие нашли три тысячи предметов старины - от
древнегреческих до XIX-го столетия. В том числе, голову терракотовой статуи
V-го века до нашей эры и клад серебряных испанских монет XVII-го века. Все
артефакты переданы были в окрестные музеи. А также строители моста обнаружили
тысячу неразорвавшихся снарядов и бомб времен Великой Отечественной, тут же
разминированных саперами. Найдены были на месте стройки и окаменевшие кости
древнего кита возрастом в 10 миллионов лет!
Неофициальный
талисман Крымского моста - рыже-белый кот по кличке Мостик, подброшенный
кем-то на стройплощадку еще совсем котенком. Усатый-полосатый в роли «инспектора
строительства» так прославился на всю Россию, что аж завел собственные страницы
в соцсетях. Где делился собственными наблюдения, например, укладки рельсов или
дорожного полотна. После окончания строительства кота забрали себе в редакцию
журналисты местного крымского издания.
15 мая 2018-го
года, в день открытия, по Крымскому мосту за рулем КАМаза проехал президент
России Владимир Путин. Всего за 16 минут. Рядом в кабине сидел
руководитель строительства Александр Островский. Путин же запустил и движение
по железнодорожной части моста - 18 декабря 2019 года. Проехал на дизель-поезде
из Керчи в Тамань.
Уже в первые
сутки после открытия моста по нему в Крым и обратно прошли двадцать тысяч автомобилей.
В честь
открытия моста 15 мая 2018 года на сцене непосредственно на площадке моста
прошёл праздничный концерт, в котором участвовали Григорий Лепс, Валерия, Александр
Маршал, Денис Майданов, Дима Билан, Ольга Кормухина, Олег
Газманов и другие артисты. Концерт был показан в эфире российского Первого
канала 19 мая 2018 года.
Но не всегда
Крымский мост был гордостью России, за свою небольшую ещё историю он уже успел стать
причиной горечи и слёз. 8 октября 2022 года в 6:05 в результате взрыва на
мосту были разрушены два автомобильных пролёта и произошло
возгорание вагонов-цистерн на железнодорожном мосту. Погибли люди. Глава парламента
Крыма Владимир Константинов обвинил во взрыве «украинских вандалов».
К 5 декабря разрушенные пролеты моста были восстановлены.
В честь
Крымского моста на Кубани выпускаются особые коллекционные вина, что
выдерживались в бочках с начала строительства сооружения, то есть с памятного
2015-го года.
В 2018-м году о
Крымском мосте был снят художественный фильм - «Крымский мост. Сделано с
любовью!». Режиссером выступил знаменитый Тигран Кеосаян, автором сценария
- его супруга, журналистка Маргарита Симоньян.
Сооружению
также посвящена песня «По мосту» группы «Любэ. И еще девять песен, которые
исполняют другие звезды российской патриотической эстрады. Крымскому мосту
посвящено и примерно 2,6 тысяч стихотворений, написанных как россиянами, так и
восхищенными иностранцами.
Источник:
Любопытные
факты о Крымском мосте, что обычно не афишируются. Рассказываем правду //
Этнобаза [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://dzen.ru/a/Y0J1nZCdr1TWsAI5
Комментариев нет:
Отправить комментарий