7 мая 1903 года (120 лет назад) родился советский поэт Николай Заболоцкий.
Детство Николая Заболоцкого прошло в Кизической слободе вблизи Казани. Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала в село Вятской губернии (ныне один из районов Республики Марий Эл). В третьем классе сельской школы юный поэт уже «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи.
В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, Уже после училища в 1920-м году, уже после поступления в Московский университет, он меняет мнение и оказывается в Петрограде на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена. Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала и Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.
Заболоцкий создал многомерные стихи. И первое их измерение - острый гротеск и сатира на мещанский быт и повседневность, растворяющие в себе личность. Заболоцкий своей стихотворной рифмой сплёл художественно-интеллектуальную ткань - пародию. Помните знаменитое: «Не позволяй душе лениться!» Очень много песен на стихи Николая Заболоцкого наполнили своим неповторимым лиризмом знаменитые российские киноленты. «В этой роще березовой» - кинофильм «Доживем до понедельника», «Облетают последние маки» - кинофильм «С легким паром», «Обрываются речи влюбленных» - кинофильм «Служебный роман».
«Очарована, околдована
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!»
С этих строк начинается знаменитый романс, одно из самых проникновенных и трогательных посвящений женщине в российской песенной культуре. Её знают и поют многие, но далеко не каждый задумывается о том, кто её написал. Оказывается, у этой песни интересная и даже запутанная история.
Стихи появились ещё в середине прошлого столетия. Их автор - поэт классик, Николай Алексеевич Заболоцкий.
Известный текст песни немного отличается от исходного произведения. В оригинале стихотворение называется «Признание» и начинается со слов «Зацелована, околдована». Поэтическое произведение на один катрен длиннее песенного варианта, получившего популярность в конце 80-х годов и звучавшего из уст Александра Малинина, Михаила Звездинского и многих других. Из песни была выкинута четвертая строфа.
«Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые».
В разных исполнениях песни встречаются и другие расхождения с оригиналом.
Проникновенные, преисполненные обожанием и восхищением строки вышли из-под пера поэта на исходе жизненного пути, в 1957 году. Появление этих стихов часто связывают с личной историей в биографии поэта. Известно, что в 1956 году поэт расстался со своей супругой. Чувствуя одиночество и безысходность, он решил позвонить одной из своих поклонниц. Поэту было известно, что она молода, любит и знает наизусть многие его стихи. Этой женщиной оказалась дочь известного литературоведа Александра Иосифовича Роскина по имени Наталья. Ей было 28 лет.
Между Натальей Роскиной и зрелым, 54-летним поэтом завязался роман. Нахлынувшие чувства побудили творческую душу к написанию цикла с характерным названием «Последняя любовь», содержащим выдающиеся образцы любовной лирики позднего Заболоцкого. Завершающим произведением этого цикла стало «Признание». В романтическом цикле Заболоцкий объединяет образы двух женщин: жены Екатерины Клыковой и Натальи Роскиной. В последние месяцы жизни поэта супруга вернется к нему. Поэта не станет в октябре 1958 года. «Признание», как одно из лучших стихотворений Заболоцкого, станет его «лебединой песней».
Кто и когда положил замечательные стихи Заболоцкого на эту мелодию?
В поисках ответа на этот вопрос, как бы выразились на канале НТВ, начинаются «скандалы, интриги, расследования». По общепринятой версии автором музыки является ленинградский автор-исполнитель, «солнечный бард», Александр Лобановский. Свои претензии на роль композитора этой песни заявлял и один из её известных исполнителей - Михаил Звездинский. Но до сих пор в разных версиях печатаются обе эти фамилии.
Александр Николаевич Лобановский - бард, автор песен, признан автором музыки романса «Очарована, околдована».
Существует информация, что в творческом наследии барда, в сборниках его песен, композиция фигурирует уже в 1970-х годах, то есть раньше, чем она зазвучала во всеуслышание. Примечательно, что в авторском исполнении Лобановского присутствует и тот самый «потерянный» куплет, который затем не спели последующие исполнители.
Песня прозвучала в эстетике рок-баллады. Это проникновенное, душевное исполнение часто называют одним из лучших.
В разные годы композицию «примеряли» на себя многие исполнители, и в новом веке она регулярно звучит в телеэфире.
Например, в Новогодней программе в первые часы 2012 года произведение спел Стас Михайлов.
В рамках третьего сезона «Трех аккордов» с композицией выступил экс-солист дуэта «Непара» Александр Шоуа.
Также это произведение исполняли Алексей Глызин, группа «Кварто», Николай Носков и многие другие.
История песни оставляет немало вопросов, но когда слушаешь произведение, задумываться о них совершенно не хочется.
Подготовила Светлана Ивановна Васильева
Комментариев нет:
Отправить комментарий