31 июля 1930 года (95 лет назад) родился актёр театра
и кино Юрий Белов.
Юрий Белов — актер, имя которого в
пятидесятые-шестидесятые годы 20 века знали в самых отдаленных уголках
огромного Советского Союза. Фильмы с его участием («Весна на Заречной улице», «Девушка
без адреса» и другие) выходили один за другим, а улыбчивый жизнерадостный Белов
был одним из символов советской эпохи. Однако мало кто догадывался, как
непросто сложилась судьба любимого артиста, пережившего тяжелое разочарование в
личной жизни, ужасы психиатрической клиники и, как следствие, потерю любимой
профессии.
Будущий актер родился в Ржеве, в семье
военнослужащего. Детство Юрия прошло в переездах – по роду деятельности отца
Беловы не задерживалась на одном месте более двух-трех лет, исколесили весь
Дальний Восток, добрались до Курил.
Юре больше всего нравилось жить у океана, впоследствии он нередко рассказывал, что это вода — это «его стихия» и он даже кожей чувствует состав воды и может сходу определить, можно ли в ней купаться. А ещё жизнь на Курилах подарила Юре несбыточную мечту: он всю жизнь грезил Японией. В детстве до страны восходящего солнца было рукой подать, но возможности съездить туда у семьи Беловых не было, и позже возможности не появилось.
Веселый общительный мальчик повсюду
чувствовал себя как дома и быстро находил друзей. Он отличался легким
характером и врожденным артистизмом, который начал проявляться еще в ранние
годы — Юра был замечательным рассказчиком и обожал придумывать всяческие
небылицы. Домашние не сомневались, что в семье растет будущий артист, и когда
после окончания средней школы юноша озвучил желание продолжить образование в
театральном вузе, не стали ему препятствовать. В 1949 году Белов приехал в
Москву поступать во ВГИК. Конкурс был огромный (200 человек на место), а
особыми умениями и талантами провинциальный парнишка не блистал. Однако своим
природным обаянием и лучезарной улыбкой он все же он сумел расположить к себе
приемную комиссию. Ему повезло – типаж «простого открытого парня из народа» был
в то время чрезвычайно востребованным, и Белов был зачислен на курс Бориса
Владимировича Бибикова и Ольги Ивановны Пыжовой. Вместе с Юрием учились такие
будущие звезды советского кино как Татьяна Конюхова, Геннадий Юхтин, Маргарита
Криницына и Майя Булгакова, а на третьем курсе к группе присоединилась
очаровательная Надежда Румянцева.
В институте Белов был любимчиком не
только преподавателей, но студентов: он не раз выручал товарищей, когда они
приходили на занятия неподготовленными. Благодаря врожденному дару импровизации
он мог так заговорить педагога, что тот забывал, о чем хотел спросить. Сами же
преподаватели прочили Юрию большое будущее и не сомневались в его блестящей
актерской карьере.
Первой и, к сожалению, несчастной любовью
Юрия Белова стала Наденька Румянцева, его одногруппница по ВГИКу. Они были
самой яркой парой на курсе – веселые, неугомонные, постоянно фонтанирующие
творческими идеями и готовые к любым экспериментам. Их объединяло искрометное
чувство юмора, да и в остальном ребята были очень похожи и идеально дополняли
друг друга. Но счастливого хэппи-энда в их любовной истории не случилось –
через полтора года Надежда увлеклась актером Владимиром Шуруповым и вышла за
него замуж.
В 1955 году Белов окончил ВГИК и сразу же
начал сниматься в кино. В исторической драме Григория Рошаля «Вольница» ему
досталась пусть и небольшая, но достаточно глубокая характерная роль, с которой
он справился просто блестяще.
Известность пришла после выхода
комедии «Карнавальная ночь» (1956), где Белов сыграл Гришу Кольцова.
Режиссер утвердил начинающего актера на
роль электрика Гриши с первой пробы – ему нужен был именно такой типаж: парень
с простой внешностью и открытой улыбкой, обезоруживающий зрителей своим
обаянием. По этой же причине на главную женскую роль была утверждена не
эталонная красавица Ирина Скобцева, а миловидная хохотушка Люся Гурченко, к
тому времени тоже еще полностью не избавившаяся от провинциального налета.
Картина рождалась тяжело, роли были
выписаны схематично, и актерам приходилось много импровизировать. Съемочный
день начинался в четыре утра и заканчивался далеко за полночь. Рязанов, для
которого «Карнавальная ночь» тоже была дебютом в большом кино, трудился не
покладая рук и требовал от актеров такой же самоотдачи. Результат превзошел все
ожидания – комедия стала лидером проката 1956-57 гг. и вошла в Золотой фонд
советского кинематографа. Белов и Гурченко в одночасье стали народными
любимцами, восторженные поклонники не давали им шагу ступить, заваливали
мешками писем и караулили у ворот «Мосфильма».
Популярность Юрия Белова росла с
выходом каждой новой комедии: «Девушка без адреса» (1957), «Неподдающиеся»
(1959), «Королева бензоколонки» (1962).
Рязанов тоже не забывал про своего
любимого актера — Белов сыграл милиционера Гаврилова в комедии «Человек
ниоткуда» (1961), перевоплотился в журналиста в картине «Дайте жалобную книгу»
(1964) и засветился в легендарной «Гусарской балладе» (1962) с юной Ларисой
Голубкиной в главной роли.
Зрители высоко оценили блистательный дуэт
Белова и Ширвиндта в комедии Евгения Ташкова «Приходите завтра» (1963), также
заслуживает внимания роль капитана милиции Ларионова в остросюжетной драме
Семена Туманова «Ко мне, Мухтар» (1964). В этой картине Юрий снова встретился
со своим другом и тезкой, Юрием Никулиным, с которым познакомился на съемках
комедии «Неподдающиеся». Тогда цирковой клоун был еще новичком в кино и, по его
собственному признанию, многому научился у Белова. В «Мухтаре» главная роль
была уже у Никулина — Белову досталась второстепенная, да еще и не самая
положительная.
За десять лет (с 1955 по 1965 г.г.) Белов
снялся почти в трех десятках картин и стал одним из самых востребованных
актеров советского кино. Он обладал универсальным талантом: мог танцевать и
петь в кадре, виртуозно импровизировать, и, кроме того, был заряжен уникальной
работоспособностью. Неудивительно, что многие коллеги завидовали и строили
козни за его спиной, а Белов, человек чуткий и ранимый, болезненно реагировал
на такие вещи. Из весельчака и забавника он мог внезапно превратиться в
мрачного и раздраженного невротика, в такие моменты даже способного покинуть
площадку и сорвать съемочный процесс.
Временами Юрий Андреевич погружался в
депрессию и превращался в нелюдимого отшельника. Алкоголь, которым Белов
пытался заглушить душевную боль, еще больше усугублял его психическое
состояние, и однажды актер даже решился на суицид. К счастью, его удалось
спасти, но прибывшая по вызову спецбригада врачей поместила его в
психиатрическую клинику, где актер провел несколько месяцев. Чтобы не
афишировать истинную причину своего пребывания в жёлтом доме, Белов выдумал
историю о том, что его поместили туда из-за антиправительственных высказываний.
Якобы на одном из банкетов в ресторане Дома Кино он нелицеприятно высказался о
генсеке Никите Хрущеве, намекнув на его скорую отставку. Но коллеги актера,
присутствовавшие с ним за одним столом, не подтвердили эту версию, назвав ее
неудачной попыткой Белова оправдаться за пребывание в клинике.
Психотропные препараты, назначенные
актеру в клинике, обладали целым букетом негативных побочных эффектов — Белов
стал часто забывать текст и по привычке пытался импровизировать, чем вызывал
недовольство режиссеров и коллег по съемочной площадке.
С середины 1960-х годов Юрия Белова
перестали приглашать на главные роли — его уделом стали лишь роли третьего
плана и короткие эпизоды.
Чтобы заработать на жизнь, Юрий Андреевич
устроился в театр Киноактера, где на протяжении десяти лет выходил на сцену в
образе Жоржа Милославского в постановке «Иван Васильевич меняет профессию». Он
даже пробовался на эту роль в одноименной комедии Гайдая, но режиссер не
рискнул связываться с психически нестабильным Беловым и предпочел ему Леонида
Куравлева.
Это стало очередным ударом для актера: он
понял, что его окончательно списали со счетов. Лишь преданный друг Эльдар
Рязанов не забывал про любимого актера, который стал его счастливым талисманом
в кино, и сумел предложить ему небольшой эпизод в комедии «Старики-разбойники»
с Юрием Никулиным и Евгением Евстигнеевым в главных ролях.
Последняя главная роль Юрия Белова в
кино — мудрый пожилой «затейник» из провинции в фильме «Стоянка поезда — две
минуты» (1972, телевизионный).
На актрисе Светлане Швайко Белов женился,
когда ему было уже за сорок. До этого он несколько лет проработал с ней в
театре Киноактера. Юрий и Света общались как друзья и коллеги, и даже не
предполагали, что станут мужем и женой. Но однажды, во время очередного
приступа депрессии, Юрий позвонил Светлане и пригласил ее домой на кофе. Швайко
приехала, они проговорили до позднего вечера и поняли, что созданы друг для
друга.
Первое время в их семейной жизни царила
полная идиллия – летом супруги ездили на мотоцикле в отпуск на море, зимой
катались на лыжах и санках, и отчаянно мечтали о сыне. Малыш Святослав родился
в 1976 году, когда Белов уже испытывал серьезные проблемы с психикой, и, к
сожалению, уже не мог стать для него полноценным отцом. Светлана стоически
переживала депрессии Юрия Андреевича, его нервные срывы и даже агрессию –
женщина полностью взвалила на свои плечи заботу о сыне и муже, и даже с
подругой Аллой Будницкой открыла кафе, чтобы заработать на кусок хлеба. Их
бизнес-проект просуществовал недолго – за отказ платить «крыше» заведение
спалили бандиты, пригрозив еще более страшной расправой, если женщины обратятся
в милицию.
Эта история окончательно добила Светлану
– она ушла от мужа, не в силах больше его содержать. Актер перебивался
случайными заработками и умер практически в нищете, забытый коллегами, друзьями
и поклонниками.
Свои последние годы актер провел в
одиночестве и забвении – ролей ему не предлагали, чтобы заработать на кусок
хлеба, он вынужден был таксовать на своем стареньком «Москвиче» или
перебиваться случайными творческими вечерами. Жена, забрав сына, от него ушла,
не будучи в состоянии больше выносить его постоянные депрессии и запои. Правда,
она его периодически навещала и помогала по хозяйству.
В день смерти Юрия, 31 декабря 1991 года,
она отправила пятнадцатилетнего сына к отцу, чтобы мальчик пригласил его
встречать с ними Новый год. По традиции по телевизору показывали «Карнавальную
ночь», фильм, который принес Юрию всесоюзную славу. Белов его очень любил и
никогда не пропускал, как и в этот раз. Актер умер в кресле перед телевизором —
приехавшая на вызов бригада скорой помощи застала поистине мистическую картину,
когда человека уже нет в живых, а с экрана по-прежнему звучит его голос.
Юрий Белов похоронен на Кунцевском
кладбище Москвы, участок №10.
Комментариев нет:
Отправить комментарий