6 октября 1914 года (110 лет назад) родился норвежский
путешественник Тур Хейердал.
Тур Хейердал появился на свет 6 октября
1914 года в небольшом норвежском городке Ларвик. Глава семьи занимался
пивоварением на собственной небольшой пивоварне, а мать работала в музее
антропологии. Именно она смогла привить сыну любовь к природе, пробудила в нем
страсть к исследованию окружающего мира.
Имя знаменитого путешественника —
наследственное. В каждом поколении Хейердала был мальчик с таким именем. По
этому поводу археолог шутил: «Я — Тур — внук Тура, сын Тура, отец Тура
и дед Тура». Это имя передалось и первому сыну исследователя.
В детстве Тур чуть было не утонул и еще долгое время панически боялся воды. Но в 22 года, когда случайно упал в реку, парень нашел в себе силы справиться с собственным страхом и самостоятельно выбраться на берег.
В 1933 году юноша поступил на
естественно-географический факультет университета в Осло. В краткой
биографии Тура Хейердала нельзя не упомянуть о судьбоносной встрече с
норвежским путешественником Бьерном Крепелином, который в годы Первой мировой
войны жил в Полинезии, на Таити. Получив доступ к богатейшей коллекции
Крепелина, Тур самостоятельно изучил культуру и историю Полинезии. Это
знакомство предопределило будущее студента, решившего посвятить себя
путешествиям.
Во время учебы в университете Хейердал
познакомился с учеными-зоологами, которые работали над проектом по исследованию
фауны удаленных полинезийских островов. Их волновал вопрос, как на этих
островах оказались материковые животные. Хейердал взялся за выполнение этого
задания.
В 1937 году Тур с молодой женой Лив
отправился на Таити, где в течение месяца жили у приютившего их местного вождя.
Освоив науку выживания в условиях дикой природы, исследователи отправились на
изолированный остров Фату-Хива. Молодожены прожили год вдали от цивилизации,
собирая ценную информацию о флоре и фауне острова. В дальнейшем Хейердал
написал об этом книгу «В поисках рая».
В попытках отыскать следы морских
путешественников эпохи каменного века, не достигших Полинезии, Хейердал
оказался в Канаде. Он принялся знакомиться с жизнью местных индейцев, но его
исследованиям помешало известие о Второй мировой войне.
Как истинный патриот, он тут же
отправился в Европу, чтобы освободить родную страну от нацистов. В Британии Тур
прошел обучение в диверсионной радиошколе и в составе союзнической армии
освобождал оккупированную немецкой армией Норвегию. Был участником Петсамо-Киркенесской
десантной операции.
В 1946 году Хейердал выдвинул смелую
гипотезу о том, что Полинезия была заселена людьми из Америки, а не из
Юго-восточной Азии, как это считалось ранее. Чтобы доказать свою правоту,
исследователь собрал небольшую экспедицию, состоящую из шести человек.
Прибыв в Перу, путешественники
построили примитивный плот, который назвали «Кон-Тики». Выйдя в Тихий океан,
они за 102 дня преодолели 8000 км и достигли полинезийских островов Туамоту.
Так Хейердал доказал, что даже на простом плоту в древности люди могли
относительно безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении.
Его книга «Кон-Тики» была переведена на
66 языков мира, документальный фильм об этом удивительном путешествии получил
«Оскар». Тур Хейердал, биография которого полна интересных
фактов и приключений, воодушевил многих путешественников повторить его
опыт.
Норвежский мореплаватель до конца своих
дней участвовал в путешествиях по всему миру. Им были исследованы древние
курганы на Мальдивах, остров Пасхи, пирамиды Гуимар на Тенерифе, Кавказ.
Несмотря на то, что многие гипотезы Хейердала неизменно вызывали споры в
научных кругах, отважному мореплавателю удалось поднять общественный интерес к
древней истории во всем мире.
Во время работы Хейердала и его команды
над известной лодкой «Ра-2», построенной по образцу
древнеегипетского судна из папируса, произошел неприятный инцидент. Абдулла
Джибрин — плотник с озера Чад, участвовавший при строительстве первой лодки
«Ра», сильно изменился.
Он совсем не помогал коллегам, приходил
на стройку последним, и много времени проводил отеле, где развлекался с
девицами, висевшими на нем гроздьями. Позже, он стал просить деньги у посла на
покупку домов, якобы договорившись Хейердалом, который и должен был вернуть его
долг. Однако, Тур об этом даже не подозревал, а потом был вынужден отдавать
чужие долги.
Подробнее об этом случае стало известно
благодаря Юрию Сенкевичу, другому члену команды. Тур же оказался не
таким откровенным и не хотел освящать неприятную тему.
Хейердал был приверженцем зеленой
политики, основными принципами которой были ненасилие и социальное
равенство.
Экипаж «Ра-2» по окончании экспедиции
предоставил материалы, которые сыграли большую роль в принятии Декларации об
окружающей человека среде. Во время плавания команда встретила огромное
количество битума и мазута. По их воспоминаниям, куски были величиной с кулак,
а некоторые и того больше. В результате в 1972 году Стокгольмской конференцией
ООН помимо других пунктов, был принят запрет на слив нефтяных отходов в море.
Принятый документ носил исключительно
рекомендательный характер, однако позже требования к соблюдению экологических
норм были значительно ужесточены.
Поскольку экспедиции были довольно
затратными, Хейердал работал не покладая рук. В основном он писал книги и
занимался съемкой фильмов. Один из его документальных фильмов получил главный
приз на кинофестивале в СССР, и за это полагалась премия. Однако в то время
вывезти из страны деньги или обменять их возможности не было. Тогда один из
коллег предложил Туру сводить их в ресторан. Путешественник согласился, и вся
премия была потрачена на черную икру и шампанское.
Один из кораблей, на котором Тур со своей командой ходил в отрытое море был сожжен в знак протеста против проявления жестокости и войн, которые они встретили после путешествия. Это было судно «Тигрис».
Тур Хейердал ушел из жизни 18 апреля
2002 года в возрасте 87 лет. Причиной смерти стала опухоль мозга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий