пятница, 22 марта 2024 г.

Великий придворный портретист


22 марта 1599 года (425 лет назад) родился великий фламандский художник, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле barocco, рисовальщик и гравёр Антонис ван Дейк.

Творчество Ван Дейка, сумевшего соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи с собственной, артистичной, манерой, изящной и тонкой техникой письма, существенно повлияло на развитие английской и европейской портретной живописи.

Антонис ван Дейк родился в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии Куперс. Был седьмым из двенадцати детей. В 1609 году его отдают в мастерскую известного живописца Ван Балена  писавшего картины на мифологические темы. Когда Антонису было 14 лет, он уже написал хороший портрет 70-летнего старика. С 1615 года у художника уже была собственная мастерская, его ранний «Автопортрет», привлекающий изяществом и элегантностью. 

В феврале 1618 года Ван Дейка приняли мастером в Антверпенскую Гильдию Святого Луки. С 1618 по 1620 год он работал в мастерской Рубенса, признавшего Ван Дейка «лучшим из своих учеников». В это время создаёт цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере (значительная часть этого цикла находится в разных музеях). Ван Дейк создаёт произведения на религиозные темы.

Один из крупнейших английских меценатов и коллекционеров Говард Т.  пригласил Ван Дейка к себе в Англию. С 1620 до начала 1621 года художник также работал при дворе первого английского короля Якова I. После возвращения из Англии Ван Дейк, отправился в Италию, прожил там 6 лет, посещал Болонью, Венецию, Геную, Мантую, Милан, Палермо, Рим, Турин и Флоренцию. 

Всю дальнейшую жизни Ван Дейк преклонялся перед талантом Тициана и даже собрал 17 знаменитых полотен мастера. Ван Дейк, уже известный, модный портретист, пишет блестящие портреты-картины. Он создает сложные композиции парадного портрета, на которых предстает несколько романтизированный, величественный мир аристократии. 

Он изображает портретируемых в полный рост на фоне роскошных дворцов, открытых террас, величественных пейзажей, придает им горделивые позы и эффектные жесты. Великолепие их костюмов с блестяще прописанными тканями, со струящимися складками усиливают значимость образов. В 1624 году Ван Дейк, получил приглашение от вице-короля Сицилии  посетить Палермо. Там он работал над его портретом и выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио – самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период.

В 1627 году вернулся в Антверпен, там он пробыл до 1632, вступив во владение наследством после смерти отца. Был придворным художником  правительницы испанских провинций Нидерландов. С 1632 года снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I  короля Англии, Шотландии и Ирландии. В 1632 году король посвятил Ван Дейка в рыцари, в 1633 году пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии в 1639 году Ван Дейк женился на Мэри Ратвен, дочери лорда Рутвена. В 1640 году художник жил и работал в Париже.

Умер 9 декабря 1641 года (42года) в  Лондоне, в Королевстве Англии

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий