22
марта 1599 года (425 лет назад) родился великий фламандский художник, мастер
придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле barocco, рисовальщик и
гравёр Антонис ван Дейк.
Творчество Ван Дейка, сумевшего соединить экспрессию стиля барокко,
достижения фламандской школы живописи с собственной, артистичной, манерой,
изящной и тонкой техникой письма, существенно повлияло на развитие английской и
европейской портретной живописи.
Антонис ван Дейк родился в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии Куперс. Был седьмым из двенадцати детей. В 1609 году его отдают в мастерскую известного живописца Ван Балена писавшего картины на мифологические темы. Когда Антонису было 14 лет, он уже написал хороший портрет 70-летнего старика. С 1615 года у художника уже была собственная мастерская, его ранний «Автопортрет», привлекающий изяществом и элегантностью.
В феврале 1618 года Ван Дейка приняли мастером в Антверпенскую
Гильдию Святого Луки. С 1618 по 1620 год он работал в мастерской Рубенса,
признавшего Ван Дейка «лучшим из своих учеников». В это время создаёт цикл из
13 досок, изображающих Христа и апостолов. Выразительные лица апостолов
написаны в свободной живописной манере (значительная часть этого цикла
находится в разных музеях). Ван Дейк создаёт произведения на религиозные темы.
Один из крупнейших английских меценатов и коллекционеров Говард Т. пригласил Ван Дейка к себе в Англию. С 1620 до начала 1621 года художник также работал при дворе первого английского короля Якова I. После возвращения из Англии Ван Дейк, отправился в Италию, прожил там 6 лет, посещал Болонью, Венецию, Геную, Мантую, Милан, Палермо, Рим, Турин и Флоренцию.
Всю дальнейшую жизни Ван Дейк преклонялся перед талантом Тициана и даже собрал 17 знаменитых полотен мастера. Ван Дейк, уже известный, модный портретист, пишет блестящие портреты-картины. Он создает сложные композиции парадного портрета, на которых предстает несколько романтизированный, величественный мир аристократии.
Он изображает
портретируемых в полный рост на фоне роскошных дворцов, открытых террас,
величественных пейзажей, придает им горделивые позы и эффектные жесты.
Великолепие их костюмов с блестяще прописанными тканями, со струящимися
складками усиливают значимость образов. В 1624 году Ван Дейк, получил
приглашение от вице-короля Сицилии
посетить Палермо. Там он работал над его портретом и выполнил большую
алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для
палермской церкви Ораторио дель Розарио – самую крупную свою работу религиозной
тематики в итальянский период.
В 1627 году вернулся в
Антверпен, там он пробыл до 1632, вступив во владение наследством после смерти
отца. Был придворным художником
правительницы испанских провинций Нидерландов. С 1632 года снова жил в
Лондоне, работая придворным художником Карла I
короля Англии, Шотландии и Ирландии. В 1632 году король посвятил Ван
Дейка в рыцари, в 1633 году пожаловал ему статус королевского художника.
Живописец получал солидное жалование. В Англии в 1639 году Ван Дейк женился на
Мэри Ратвен, дочери лорда Рутвена. В 1640 году художник жил и работал в Париже.
Умер 9 декабря 1641 года (42года) в Лондоне, в Королевстве Англии
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий