18 марта 1844 года (180 лет назад) родился русский
композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик, участник «Могучей кучки» Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, сборники
«100 русских народных песен» и «40 народных песен», инструментальные концерты,
кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Римский-Корсаков прочно укоренен в сознании многих как хрестоматийный
композитор-классик со всеми вытекающими отсюда последствиями: художник-реалист,
опирающийся в своем творчестве на народный фольклор, мастер инструментовки, главный
«сказочник» художник-демократ,
высмеивающий в своих произведениях пороки старой России и решительно встающий
на защиту всего нового и прогрессивного.
Когда пишут о Римском-Корсакове, то прежде всего подчеркивают
многоплановость его деятельности и творческую плодовитость.
Он широко известен как редактор произведений Глинки и Мусоргского, именно
ему мир обязан возможностью сценической жизни незавершенных опер Даргомыжского
(«Каменный гость»), Мусоргского («Хованщина») и Бородина («Князь Игорь»).
В 1861 году состоялось знакомство Римского-Корсакова и Милия Балакирева, основателя содружества «Могучая кучка». Дружба с талантливым музыкантом повлияла на развитие творческой биографии Николая Андреевича. Членами кружка также стали Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Позднее к содружеству присоединился А. П. Бородин. Идеологом «Могучей кучки» стал музыкальный критик В. В.Стасов. Он был прекрасным организатором музыкально-концертной жизни в России и дирижером.
Безусловно, Римский-Корсаков – выдающийся педагог, под чьим руководством за 37 лет служения в
Петербургской консерватории было подготовлено более 200 музыкантов, среди
которых немало мировых знаменитостей (назвать хотя бы Глазунова, Лядова,
Аренского, Ипполитова-Иванова, Гречанинова, Лысенко, Стравинского, Черепнина,
Гнесина, Спендиарова, Баланчивадзе, Асафьева, Респиги, Мясковского,
Прокофьева).
Он – великий теоретик музыки, автор фундаментальных трудов по гармонии
и оркестровке.
Римский-Корсаков написал опер больше, чем кто бы то ни было в России,
причем опер весьма разноплановых по жанровой принадлежности; именно его перу
принадлежит первая в истории русской музыки симфония, он автор огромного
количества романсов, произведений для симфонического оркестра и пр.
Но во всех этих перечислениях и статистических констатациях есть что-то
мертвящее и не дающее рассмотреть истинное лицо гениального музыканта.
В своем творчестве Римский-Корсаков
исключительно оригинален, неожидан и неповторим.
Его своеобразный мир и эстетика поклонения вечной красоте мироздания,
восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов не только в
истории русской музыки, но и мировой.
Из всего огромного наследия композитора на концертной эстраде
по-настоящему часто (даже в России!) звучит лишь симфоническая сюита «Шехеразада»,
а из опер востребованы прежде всего «Царская невеста» (в основном в России) и «Золотой
петушок» (имеет значительную постановочную практику в Европе и Америке). Для
Запада Римский-Корсаков прежде всего – симфонист, автор немногочисленных до
ныне популярных, ярко-красочных произведений («Шехеразада», Испанское каприччио
и др.).
Значительно его оперы представлены только в репертуаре петербургского
Мариинского театра и московских театров (абсолютный лидер – опять же «Царская
невеста»).
Опера занимает центральное место в творческом наследии
Римского-Корсакова. Причем большинство его опер были созданы уже в годы зрелого
мастерства
Симфоническая музыка композитора
известна сравнительно мало за исключением нескольких абсолютных хитов. К
последним принадлежат «Шехеразада», где превосходно дана многоплановая тема
Востока, и Испанское каприччио, где
расцветает мелос западноевропейского праздника-карнавала.
Романсы Римского-Корсакова – это неоценимый клад музыкального
исповедания человеческой души, до сих пор еще, к сожалению, плохо изученный.
Великий русский композитор, один из основателей русской школы, с 1871
профессор СПБ. консерватории, 1883-91 помощник управляющего придворной
певческой капеллы. Тр.: оперы: «Псковитянка» (1873, пролог «Вера Шелога»,
1899), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Ночь перед
Рождеством» (1895), «Садко» (1897), «Моцарт и Сальери» (1898), «Царская невеста»
(1899), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Сервилия» (1901), «Царь Кащей», «Пан
Воевода», «Сказание о граде Китеже», «Сказка о золотом петушке». 3 симфонии,
несколько симфонических поэм и др. сочинений для оркестра; сочинения для хора с
оркестром и a capella (церковн. муз.); 85 романсов и дуэтов; струнный квартет,
сочинения для рояля, для скрипки и др. Кроме того, Н. А. Римский-Корсаков
инструментовал несколько опер и других сочинений Даргомыжского, Бородина и
Мусоргского; издал «Учебник гармонии» и «Сборник 100 русских песен».
Скончался 8 июня 1908 года. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, г. Санкт-Петербург.
умер в своей усадьбе Любенск в грозовую ночь на 8 июня старого стиля
(21-го н. с.) от инфаркта, который получил после известия о том, что опера «Золотой
петушок» запрещена к постановке.
В те дни задержавшиеся холода внезапно сменились теплом и усадебный сад
наполнился красками и ароматами расцветших яблонь, сирени, акации, пионов.
Перед роковой ночью Николай Андреевич любовался этим великолепием природы с
выходящего в сад балкона, обошел все любимые уголки усадьбы (прощался со всем —
говорили потом местные крестьяне), а вечером долго сидел на скамейке меж берез
подъездной аллеи, глядя на закат солнца.
Из Любенска, расположенного в 12 верстах от станции Плюсса на
Варшавской железной дороге, прах Николая Андреевича был перевезен в Петербург
и, после отпевания в
консерваторской церкви, предан земле на Ново-Девичьем кладбище.
Поставленный на его могиле простой деревянный крест был по желанию и на
средства вдовы композитора, Надежды Николаевны, заменен в 1912 году памятником
в виде древнего новгородского креста, высеченного из белого мрамора по рисунку
Н. К. Рериха. Начало разборки памятника
22 июля 1936 года.
Как и захоронения многих других выдающихся людей, причастных к
искусству, могила Н. А. Римского-Корсакова подлежала перемещению на Тихвинское
кладбище Александро-Невской Лавры в создаваемый там Некрополь мастеров
искусств.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий