Страницы

Страницы

понедельник, 18 марта 2024 г.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

 

18 марта 1844 года (180 лет назад) родился русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик, участник «Могучей кучки» Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, сборники «100 русских народных песен» и «40 народных песен», инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Римский-Корсаков прочно укоренен в сознании многих как хрестоматийный композитор-классик со всеми вытекающими отсюда последствиями: художник-реалист, опирающийся в своем творчестве на народный фольклор, мастер инструментовки, главный «сказочник» художник-демократ, высмеивающий в своих произведениях пороки старой России и решительно встающий на защиту всего нового и прогрессивного.

Когда пишут о Римском-Корсакове, то прежде всего подчеркивают многоплановость его деятельности и творческую плодовитость.

Он широко известен как редактор произведений Глинки и Мусоргского, именно ему мир обязан возможностью сценической жизни незавершенных опер Даргомыжского («Каменный гость»), Мусоргского («Хованщина») и Бородина («Князь Игорь»).

В 1861 году состоялось знакомство Римского-Корсакова и Милия Балакирева, основателя содружества «Могучая кучка». Дружба с талантливым музыкантом повлияла на развитие творческой биографии Николая Андреевича. Членами кружка также стали Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Позднее к содружеству присоединился А. П. Бородин. Идеологом «Могучей кучки» стал музыкальный критик В. В.Стасов. Он был прекрасным организатором музыкально-концертной жизни в России и дирижером.

Безусловно, Римский-Корсаков – выдающийся педагог, под чьим руководством за 37 лет служения в Петербургской консерватории было подготовлено более 200 музыкантов, среди которых немало мировых знаменитостей (назвать хотя бы Глазунова, Лядова, Аренского, Ипполитова-Иванова, Гречанинова, Лысенко, Стравинского, Черепнина, Гнесина, Спендиарова, Баланчивадзе, Асафьева, Респиги, Мясковского, Прокофьева).

Он – великий теоретик музыки, автор фундаментальных трудов по гармонии и оркестровке.

Римский-Корсаков написал опер больше, чем кто бы то ни было в России, причем опер весьма разноплановых по жанровой принадлежности; именно его перу принадлежит первая в истории русской музыки симфония, он автор огромного количества романсов, произведений для симфонического оркестра и пр.

Но во всех этих перечислениях и статистических констатациях есть что-то мертвящее и не дающее рассмотреть истинное лицо гениального музыканта.

В своем творчестве Римский-Корсаков исключительно оригинален, неожидан и неповторим.

Его своеобразный мир и эстетика поклонения вечной красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов не только в истории русской музыки, но и мировой.

Из всего огромного наследия композитора на концертной эстраде по-настоящему часто (даже в России!) звучит лишь симфоническая сюита «Шехеразада», а из опер востребованы прежде всего «Царская невеста» (в основном в России) и «Золотой петушок» (имеет значительную постановочную практику в Европе и Америке). Для Запада Римский-Корсаков прежде всего – симфонист, автор немногочисленных до ныне популярных, ярко-красочных произведений («Шехеразада», Испанское каприччио и др.).

Значительно его оперы представлены только в репертуаре петербургского Мариинского театра и московских театров (абсолютный лидер – опять же «Царская невеста»).

Опера занимает центральное место в творческом наследии Римского-Корсакова. Причем большинство его опер были созданы уже в годы зрелого мастерства

Симфоническая музыка композитора известна сравнительно мало за исключением нескольких абсолютных хитов. К последним принадлежат «Шехеразада», где превосходно дана многоплановая тема Востока, и Испанское каприччио, где расцветает мелос западноевропейского праздника-карнавала.

Романсы Римского-Корсакова – это неоценимый клад музыкального исповедания человеческой души, до сих пор еще, к сожалению, плохо изученный.

Великий русский композитор, один из основателей русской школы, с 1871 профессор СПБ. консерватории, 1883-91 помощник управляющего придворной певческой капеллы. Тр.: оперы: «Псковитянка» (1873, пролог «Вера Шелога», 1899), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1897), «Моцарт и Сальери» (1898), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Сервилия» (1901), «Царь Кащей», «Пан Воевода», «Сказание о граде Китеже», «Сказка о золотом петушке». 3 симфонии, несколько симфонических поэм и др. сочинений для оркестра; сочинения для хора с оркестром и a capella (церковн. муз.); 85 романсов и дуэтов; струнный квартет, сочинения для рояля, для скрипки и др. Кроме того, Н. А. Римский-Корсаков инструментовал несколько опер и других сочинений Даргомыжского, Бородина и Мусоргского; издал «Учебник гармонии» и «Сборник 100 русских песен».

Скончался 8 июня 1908 года. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, г. Санкт-Петербург. умер в своей усадьбе Любенск в грозовую ночь на 8 июня старого стиля (21-го н. с.) от инфаркта, который получил после известия о том, что опера «Золотой петушок» запрещена к постановке.

В те дни задержавшиеся холода внезапно сменились теплом и усадебный сад наполнился красками и ароматами расцветших яблонь, сирени, акации, пионов. Перед роковой ночью Николай Андреевич любовался этим великолепием природы с выходящего в сад балкона, обошел все любимые уголки усадьбы (прощался со всем — говорили потом местные крестьяне), а вечером долго сидел на скамейке меж берез подъездной аллеи, глядя на закат солнца.

Из Любенска, расположенного в 12 верстах от станции Плюсса на Варшавской железной дороге, прах Николая Андреевича был перевезен в Петербург и, после отпевания в консерваторской церкви, предан земле на Ново-Девичьем кладбище. Поставленный на его могиле простой деревянный крест был по желанию и на средства вдовы композитора, Надежды Николаевны, заменен в 1912 году памятником в виде древнего новгородского креста, высеченного из белого мрамора по рисунку Н. К. Рериха. Начало разборки памятника 22 июля 1936 года.

Как и захоронения многих других выдающихся людей, причастных к искусству, могила Н. А. Римского-Корсакова подлежала перемещению на Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры в создаваемый там Некрополь мастеров искусств.

Подготовила Галина Владимировна Рязанова

Комментариев нет:

Отправить комментарий