среда, 19 апреля 2023 г.

«СМЕРШ». Страницы истории

19 апреля 1943 года (80 лет назад) секретным Постановлением Совета народных комиссаров СССР были созданы два управления контрразведки, получившие общее название «Смерть шпионам!» (СМЕРШ).

В период Великой Отечественной войны боевые действия проходили не только на фронтах, велась и так называемая «тайная война» - засылка в страну шпионов для получения доступа к информации, вербовка представителей высших эшелонов власти, проведение диверсий, терактов. Германия для этого имела значительный штат сотрудников, служивших в составе разведывательных организаций Абвер и СД. Так, имея почти двадцатилетний стаж существования, Абвер располагал отработанными средствами подготовки новых кадров, налаженными принципами работы агентов. До появления контрразведывательной организации «Смерш» в СССР были и другая структура, занимающиеся работой со шпионами и дезертирами – НКВД, но первые два года войны показали, что, работающий в тылу, Народный комиссариат не всегда может оперативно реагировать на ситуацию на фронте и часто не имеет достоверную информацию.

Известная история, к примеру, как командующий авиацией генерал Сбытов передал руководству информацию о том, что в глубоком тылу под Москвой прорвался никем не замеченный танковый корпус немцев. Эти данные в НКВД посчитали дезинформацией, их проигнорировали, а генерала было решено арестовать как пособника вражеским шпионам. Сбытов на свой риск отдал приказ об атаке танков немцев. Генерала уже, фактически, взяли под стражу, когда переданная им информация подтвердились, после чего были предприняты меры по остановке продвижения вражеских танков, а с генерала сняли обвинения в пособничестве Германии.

Немецкая разведка работала более оперативно, засылала своих агентов, как на передовую, так и в тыл. Особый размах их действия приобрели после переломного момента в Сталинграде – тогда, отстояв город, советские солдаты перешли в наступление. Избавляя территорию от захватчиков, Красная армия освобождала и местное население, однако, некоторые из жителей были уже завербованы немецкой разведкой и активно ей помогали, выясняя стратегически важную информацию у освободителей. Были среди них и агенты Абвер с поддельными документами. Ущерб от их деятельности был колоссальный – немцы знали планы передвижения советских частей, планы командования. Это могло повлиять на весь исход войны.

Верховным главнокомандующим И. В. Сталиным было принято решение о создании новой структуры, которая будет проводить работу по розыску пособников вражеской армии непосредственно на фронте. 19 апреля 1943 года был подписан приказ о создании новой организации – контрразведки «Смерш».

Интересно, что название, по распространенной версии, придумал сам Сталин. В его планах было найти емкое звучное слово, говорящее о непримиримости к разведчикам вражеской стороны. В ходе обсуждения, в котором участвовал и Виктор Семенович Абакумов – будущий начальник управления, было предложено несколько вариантов, из них фаворитом было «Смернеш» – сокращение от смерть немецким шпионам. Но Сталин заметил, что не только немецкие шпионы орудуют на территории СССР, поэтому слово «немецким» в названии исключили, Главное Управление Контрразведки получило название «Смерш» – смерть шпионам. В. С. Абакумов, возглавивший «Смерш», работал до этого в Управлении Особых отделов НКВД СССР. И хотя Управление «Смерш» было преобразовано именно из этого отдела, оно уже не подчинялось руководству НКВД, его непосредственным руководителем был сам Сталин.

В основу работы «Смерш» лёг принцип деятельности немецких разведывательных структур – в период дружбы СССР и фашистской Германии в 1939 году страны активно делились опытом в разных сферах. Разумеется, знания по работе разведки Германия передавала не в полной мере, озвучены были лишь основы, во многом тонкости работы «Смерш» приходилось продумывать самостоятельно.

Во время войн и конфликтов знание речевых особенностей противника приносит ощутимую пользу. Наши контрразведчики использовали приём, который специалисты называют «шибболет». Впервые о нём упоминается в Библии. Слово «шибболет» использовалось жителями Галаада для выявления ефремлян, смешавшихся с мирным населением. Чужаки произносили его на свой манер «сибболет» и погибали на месте. Смешевцы для выявления немецких шпионов использовали слово «дорога», который немцы произносили как «тарока».

Создание контрразведывательной организации оказалось весьма своевременным шагом. Весной 1943 года Германия готовила масштабную операцию «Цитадель», которая должна была вернуть ей утраченную инициативу ведения войны. В планах было захватить крупные части Красной армии в районе города Курск. Операция имела для немцев высокую значимость, была проделана огромная работа по дезинформации Советской армии. Агентами разведки назывались иные сроки, и намечаемые места будущей крупной битвы.

Работа «Смерш» помогла выявить распространителей дезинформации, узнать истинные планы немецкого руководства. Советские разведчики настолько хорошо были информированы о подробностях «Цитадели», что ровно за 1 час до начала предполагаемой операции СССР начала мощную артиллерийскую атаку, спутав планы Германским войскам. В дальнейшем, когда контрнаступление Советской армии освобождали занятые немцами территории, в качестве ответной реакции Германия засылала еще большее количество шпионов – ставка делалась уже не на качество обучения агентов, а на их количество. Причем засылка производилась не только на фронт, но и в тыл. Противостояние в «тайной войне» усиливалось. Абвер имел большее количество разведшкол и, соответственно, шпионов. «Смерш» противопоставлял ей тонкую интеллектуальную игру и полномасштабные проверки. На фронте проводилась фильтрационная работа, когда всех вернувшихся из плена военных допрашивали сотрудники контрразведки, с целью выявить завербованных агентов Германии.

«Смерш», благодаря ловле агентов Абвера, могла узнавать и о планах врага, а двойные агенты добывали важную для Советского союза информацию. Кстати, в поиске агентов немецкой разведки помогали и местные жители.

При получении информации о вражеских агентах в отделах контрразведки «Смерш» Действующей армии начинались оперативно-розыскные мероприятия. В ходе них, в первую очередь, тщательно обследовался район выброски или место приземления, с обязательным осмотром ближайших мест, удобных для укрытия. Закрывались подходы к населенным пунктам, железнодорожным станциям и пристаням, через которые могли продвигаться разыскиваемые. В случае необходимости проводилось прочесывание местности силами частей Красной Армии, подразделений войск НКВД и истребительных батальонов. В процессе розыска выявлялись видевшие вражеских агентов военнослужащие и местные жители, от которых можно было получить дополнительные данные о документах, приметах и маршруте движения разыскиваемых. Нередко в ходе таких мероприятий задерживались дезертиры и иные преступники.

Однажды группа «Смерш» проводила розыск шпионов и обратилась к местной жительнице одного из сел, не видела ли она кого-то подозрительного. Женщина заявила, что никто мимо ее дома не проходил, лишь пара советских солдат недавно зашли спросить дорогу и угостили ее заодно сигаретами. Этих солдат вскоре быстро нашли и отправили на допрос – Красная армия не снабжала солдат сигаретами – только махоркой, и сигареты могли быть только у немцев. Так, случайное наблюдение коренной жительницы помогло обнаружить диверсантов.

Главное управление контрразведки «Смерш» систематически обобщало опыт разоблачения агентуры противника. В войска регулярно направлялись ориентировки, в которых давались рекомендации по методике розыска и задержания, указывались признаки подделки документов. В частности, стало известно, что в фиктивные красноармейские книжки, которыми снабжались агенты, немцы вставляли скрепку из нержавеющей стали. Она всегда была чистой и блестящей, не оставляла на листах по бокам следов ржавчины. Подлинные же красноармейские книжки соединялись обычной железной скрепкой, которая всегда оставляла ржавые следы. Или другой пример. В начале войны для экипировки своей агентуры немецкая разведка изготовляла поддельный орден Красной Звезды, на котором красноармеец изображался не в сапогах, как на настоящем ордене, а в обмотках. Наличие этих и других улик становилось существенным основанием для подозрения человека в принадлежности к вражеской разведке.

Успеху розыска способствовала также вводившаяся по инициативе армейских контрразведчиков особая литеровка командировочных предписаний и других воинских документов, действующая в течение нескольких дней. При помощи этой меры 17 октября 1943 г. Управлением контрразведки «Смерш» Волховского фронта были задержаны немецкие агенты Богданов и Попов, в командировочных предписаниях которых отсутствовал условный шифр.

Но, помимо розыска иностранных агентов, проводилась работа и со своими бойцами – выявление случаев самострела, пресечение отрицательных высказываний о власти и войне, отслеживание настроений, подрывающих боевой дух дивизий, а также сбор данных о тех, кто хранит пропагандистские листовки.

Фашистская Германия на фронте проводила широкую пропагандистскую работу. Самолеты, раскидывающие листовки, неоднократно совершали свои рейды над частями Красной армии. Каждая из листовок преследовала цель подорвать моральный дух солдат, призывала усомниться в необходимости рисковать из-за советского командования, которое «укрылось в тылу». Нельзя сказать, что предпринятые действия не имели результата. Хотя большая часть людей, перешедших на сторону Германии, были из военнопленных, но случаев ухода с фронта, перехода на сторону немцев тоже немало. Вообще, за все годы войны на сторону фашистов перешло порядка 1,2 миллиона советских солдат. Поэтому борьба с немецкой пропагандой была на фронте одной из важных задач. Кроме этого, агенты «Смерш» документировали информацию о положении дел внутри дивизий: получают ли бойцы достаточно провизии, не воруют ли снабженцы, какие настроения среди солдат и офицеров. Эти документы попадали на стол к самому Сталину и часто данные о ситуации в армии разнились с официальными бумагами из других источников, которые приходили к Верховному главнокомандующему. Такой двойной контроль помогал Сталину выявлять подлоги и приукрашивание фактов.

Также под управление «Смерш» перешла и часть обязанностей НКВД, среди них, формирование и работа заградительных отрядов – возможно, одна из самых неоднозначных с точки зрения морали, деятельность. Сама практика заградительных отрядов была не нова, в Великой Отечественной войне ее применяли с обороны Москвы в 1941 году. И самые жестокие истории об отрядах рассказываются именно про первые годы войны. Именно тогда почти безоружных солдат под дулом пулеметов гнали на хорошо укомплектованные немецкие части, что означало практически неминуемую гибель для советских людей. Что касается заградотрядов «Смерша», то их главной задачей было предотвратить панику в рядах бойцов.

Психологическое состояние паники в условиях боя состояние весьма заразительное, даже один запаниковавший солдат может обратить в бегство всю свою дивизию. Поэтому главным для группы «Смерш» было привести бойцов в чувство, переформировать отряды и воодушевить на бой. Однако нельзя не упомянуть, что в случае, когда солдаты отказываются возвращаться на передовую, представители заградительных отрядов производили выстрелы в воздух, а потом наводили оружие и на не подчинившихся. Одной из важных задач «Смерш» было и проведение радиоигр. Кстати, именно за ведение радиоигр Управление контрразведки считается лучшей контрразведывательной организацией мира за 20 век.

Деятельность агентов «Абвер» и других разведывательных структур Германии, центр координировал по рации. Захват агента с рацией позволял не просто ликвидировать его как угрозу, но начать вести диалог с управляющим центром от его имени. Со стороны Германии выглядело, будто агент успешно внедрился и проводит работу, собирая нужные данные. На самом деле все «данные» придумывал специальный отдел «Смерш». Такие диалоги вливались в поток ложной информации, которая дезориентировала противника в интересах Советского Союза; были требования выслать материальное обеспечение, провизию и дополнительных агентов в помощь. А новых немецких шпионов также захватывали сотрудники «Смерш». Радиоигры были работой творческой и очень тонкой, любое подозрение могло привести к обрыву контакта, а найти нового агента с действующей аппаратурой непросто. Одна из самых крупных радиоигр под названием «Загадка» длилась почти два года вплоть до апреля 1945 года и так и не была разоблачена немецкой разведкой. Вообще, за время войны контрразведкой «Смерш» было проведено порядка 200 радиоигр, выявлено около 400 агентов, некоторые из них позже сотрудничали с разведкой «Смерш».

Продвижение Красной Армии по территории Германии ставил перед сотрудниками «Смерш» и новые задачи. Обозленные войной и потерей близких, солдаты были готовы растерзать каждого жителя фашистской Германии, они желали возмездия за свою страну. Именно «Смерш» стоял на пути советских солдат, жаждущих мщения, разъясняя, что Советская армия вошла на территорию врага не ради мести, а для свержения фашистского режима. Нарушения жестко пресекали вплоть до расстрела. Можно сказать, что благодаря «Смерш» Германия не подверглась полномасштабному мародерству, не было случаев массового кровопролития. Но со вступлением на территорию фашистов появилась и другая проблема – жизнь в Германии, даже истощенной войной, сильно разнилась с жизнью в СССР. Советские люди увидели другой уровень жизни, особенно среди офицеров появились сомнения в правильности пути, по которому идет Советский Союз. Пресечение инакомыслия также стало одной из работ отрядов СМЕРШ.

Организация «Смерш» имела следующие отделы:

  • 1-й отдел — агентурно-оперативная работа в центральном аппарате Наркомата обороны (начальник — полковник ГБ, затем генерал-майор Горгонов Иван Иванович)
  • 2-й отдел — работа среди военнопленных, проверка военнослужащих Красной Армии, бывших в плену (начальник — подполковник ГБ Карташев Сергей Николаевич)
  • 3-й отдел — борьба с агентурой, забрасываемой в тыл Красной Армии (начальник — полковник ГБ Утехин Георгий Валентинович)
  • 4-й отдел — работа на стороне противника для выявления агентов, забрасываемых в части Красной Армии (начальник — полковник ГБ Тимофеев Петр Петрович)
  • 5-й отдел — руководство работой органов «Смерш» в военных округах (начальник — полковник ГБ Зеничев Дмитрий Семёнович)
  • 6-й отдел — следственный (начальник — подполковник ГБ Леонов Александр Георгиевич)
  • 7-й отдел — оперативный учёт и статистика, проверка военной номенклатуры ЦК ВКП(б), НКО, НКВМФ, шифрработников, допуск к совершенно секретной и секретной работе, проверка работников, командируемых за границу (начальник — полковник Сидоров А. Е.; назначен позднее, в приказе данные отсутствуют)
  • 8-й отдел — оперативной техники (начальник — подполковник ГБ Шариков Михаил Петрович)
  • 9-й отдел — обыски, аресты, наружное наблюдение (начальник — подполковник ГБ Кочетков Александр Евстафьевич)
  • 10-й отдел — Отдел «С» — специальных заданий (начальник — майор ГБ Збраилов Александр Михайлович)
  • 11-й отдел — шифровальный (начальник — полковник ГБ Чертов Иван Александрович)
  • Политотдел — полковник Сиденьков Никифор Матвеевич
  • Отдел кадров — полковник ГБ Врадий Иван Иванович
  • Административно-финансово-хозяйственный отдел — подполковник ГБ Половнев Сергей Андреевич
  • Секретариат — полковник Чернов Иван Александрович

Численность центрального аппарата ГУКР «Смерш» НКО составляла 646 человек

Каждая армия, каждая дивизия имела группу разведчиков управления «Смерш». Так на одну дивизию приходился 21 сотрудник контрразведки. Работа их была связана с высоким риском, по статистике срок службы одного «смершевца» в среднем составлял чуть более трех месяцев, после чего он выбывал по смерти или ранению. В обязанности «Смерш» входила фильтрационная работа – каждый побывавший в плену солдат или офицер должен был пройти проверку на непричастность к шпионской деятельности немцев.

Стоит отметить, что большинство освобожденных из плена возмущали подобные проверки; для людей, вытерпевших страшные испытания, подозрения в измене были оскорбительны, они часто высказывались об «особистах» самым нелицеприятным образом, обвиняли их, грубили. Однако это была необходимая работа, которая позволяла выявлять преступников и агентов врага. Большинство из не прошедших проверку попадали под следствие, некоторые же из них становились двойными агентами и работали уже в интересах «Смерш».

Очевидцы, прошедшие такую фильтрацию, вспоминают, что работу «смершевцам» во многом облегчали и сами военнопленные. Жившие рядом в лагерях для пленных, они замечали каждого, кто имел близкие контакты с немецкими военными, кто вел подозрительные диалоги. Однако были среди таких и намеренные дезинформаторы, которые придумывали несуществующие факты и подробности о неприятных им людях. Чтобы действительно выявить перебежчиков требовалось наблюдательность, умение вести психологическую игру, а также колоссальный объем умственной работы.

Возникшая в 1943 году, организация взяла на себя огромный объем задач, требующих разрешения. За время войны было выявлено порядка 30 000 агентов немецкой разведки, обезврежено 3500 диверсантов и 6000 террористов.

Созданный для нужд войны, «СМЕРШ» тем не менее, просуществовал до мая 1946 года, после чего Главное Управление контрразведки расформировали, а его отделы влились в другие структуры, в частности в Министерство государственной безопасности СССР. Виктор Абакумов был назначен главой этого министерства.

Источники:

По каким словам НКВД и Смерш вычисляли вражеских шпионов во время Второй мировой войны // Культурология [Электронный ресурс].

Розыск и разоблачение немецкой агентуры // Ветераны военной контрразведки [Электронный ресурс].

СМЕРШ: самая эффективная контрразведка Советского Союза // Вестник [Электронный ресурс].

Комментариев нет:

Отправить комментарий