6 апреля 1483 года (540 лет назад) родился итальянский художник Рафаэль Санти.
Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Поэтому в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Возможно, поэтому под кистью мастера родилось такое огромное количество произведений, которые передают совершенство окружающего мира и его идеалы. Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Оно будто спускается с синеватой глубины небес и окутывает окружающих своим величественным и благородным золотистым сиянием. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству. На своих полотнах мастер заново влюблялся в женскую красоту, изящное величие и нежное очарование героинь. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Их мягкие формы и насыщенные линии воплотили самое радостное, доброе и светлое начало всей жизни. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Целенаправленно он изображал богинь обнаженными, чтобы приблизить каждого зрителя к девственной и нежной природе высокого искусства. Возможно, поэтому в остальных работах художника ярко отображена божественная сила, чувственная красота, неразрывно связанная с идеалами окружающего мира.
Рафаэль (точнее Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года (по другим данным 28 марта 1483 года) в семье придворного художника и поэта герцога Урбинского Джованни Санти в городе Урбино. Отец Рафаэля был человеком образованным и именно он привил своему сыну любовь к искусству. И первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца.Когда Рафаэлю было 8 лет, умерла его мать, а в 11 лет после смерти отца он остался сиротой. Город Урбино, в котором родился и вырос Рафаэль, в середине ХV – блестящий художественный центр, очаг гуманистической культуры Италии. Юный художник мог знакомиться с замечательными произведениями искусств в церквах и дворцах г. Урбино, а благотворная атмосфера красоты и искусства будила воображение, мечты, воспитывала художественный вкус. Биографы и исследователи творчества Рафаэля предполагают, что следующие 5-6 лет он обучался живописи у посредственных урбинских мастеров Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити.
В 1500 году Рафаэль Санти переезжает в Перуджу, чтобы продолжить своё образование в мастерской самого крупного умбрийского живописца Пьетро Перуджино (Ваннуччи). Художественная манера Перуджино созерцательная и лиричная была близка. Первые художественные композиции были исполнены Рафаэлем в 17-19 лет «Три грации», «Сон рыцаря» и знаменитая «Мадонна Конестабиле». Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка и не случайно она останется одной из главных в его творчестве. Мадонны Рафаэля, как правило, изображены на фоне пейзажей, их лица дышат спокойствием и любовью. В перуджинский период живописец создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии», знаменующую новый этап в его творчестве.
В 1504
году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Во Флоренции он прожил четыре года,
изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Во Флоренции художник приобщается к
художественным идеалам ренессансного искусства, знакомится с произведениями
античности. В это же время во Флоренции работали Леонардо да Винчи и Микеланджело,
создававшие картоны для батальных сцен в Палаццо Веккью. Рафаэль изучает
античное искусство, делает зарисовки с работ Донателло, с композиций Леонардо и
Микеланджело. Он много рисует с натуры, изображает модели обнажёнными,
добивается правильной передачи строения тела, его движения, пластики.
Одновременно изучает законы монументальной композиции. Стиль живописи Рафаэля
меняется: в нём сильнее находит выражение пластика, формы – более обобщёнными,
композиции – более простыми и строгими. В этот период его творчества образ
мадонны становится главным. На смену хрупким, мечтательным умбрийским мадоннам
пришли образы более земных полнокровных, их внутренний мир стал более сложным и
богатым эмоционально. Композиции, изображающие мадонн с младенцами, принесли Рафаэлю
известность и популярность: «Мадонна дель Грандука» (1505), «Мадонна Темпи»
(1508), «Орлеанская мадонна», «Мадонна Колонна». В каждой картине на этот сюжет
художник находит новые нюансы, художественные фантазии делают их абсолютно
разными, образы обретают большую свободу и движение. Пейзажи, окружающие
богоматерь, – это мир безмятежности и идиллии. Этот период живописца,
«художника мадонн» – расцвет его лирического дарования.
период творчества Рафаэля заканчивается монументальным полотном «Положение во
гроб» (1507) и знаменует его переход к монументально-героическому обобщённому
стилю.
Осенью 1508 года Рафаэль переезжает в Рим. В ту пору по приглашению папы Юлия II в Рим съезжались лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы со всей Италии. Вокруг папского двора собирались учёные – гуманисты. Папы, могущественные духовные и светские владыки коллекционировали произведения искусств, покровительствовали науке и искусствам. В Риме Рафаэль становится великим мастером монументальной живописи. Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце. Фрески Рафаэля стали воплощением гуманистической мечты возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины, Добра, Блага, Красоты. Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая. Тема фрески «Диспута» утверждение триумфа высшей истины, истины религиозного откровения, причастия. На противоположной стене – лучшая фреска величайшее творение Рафаэля «Афинская школа». «Афинская школа» символизирует рациональные поиски истины философией и наукой.
В «Афинской школе» живописец изобразил собрание
античных мыслителей и учёных. Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас» –
олицетворение идеи – Красоты,
Прекрасного. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно
играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги,
прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте,
Петрарка…). Аллегорическая сцена, находящаяся напротив «Парнаса», прославляет
Добро, Благо. Эту идею олицетворяют фигуры Мудрости, Меры и Силы, ритмически
объединенные фигурками маленьких гениев. Трое из которых символизируют
добродетели – Веру, Надежду, Милосердие.
В годы работы в Риме Рафаэль получает много заказов на исполнение портретов.
Портреты, созданные им, просты, строги по композиции, в облике человека
выделяется главное, самое значительное, неповторимое: «Портрет кардинала»,
«Портрет писателя Бальдассаре Кастилионе» (друга Рафаэля)… И в станковой
живописи Рафаэля неизменной темой остаётся сюжет с мадонной: «Мадонна Альба»
(1509), «Мадонна в кресле» (1514-1515), алтарные картины – «Мадонна ди Фолиньо»
(1511-1512), «Св.Цецилия» (1514). Величайшее творение станковой живописи
Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Царственно – величавая заступница
человеческая нисходит на землю. Мадонна прижимает к себе маленького Христа, но
её объятия многозначны: в них и любовь, и расставание – она отдаёт его людям на
страдание и муку. Мадонна движется и неподвижна. Она остаётся в своём
возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Мария вечно несёт сына людям –
воплощение, символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной
материнской любви. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.
Последние годы
жизни Рафаэля были посвящены разным сферам деятельности. В 1514 году он был
назначен руководить строительством собора Святого Петра, Осуществлял надзор за
ходом всех строительных и ремонтных работ в Ватикане. Создал архитектурные
проекты церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509), палаццо Пандольфини во
Флоренции, виллы Мадама. В 1515-1516 годах вместе со своими учениками создал
картоны к коврам, предназначенным для украшения в праздничные дни Сикстинской
капеллы. Последнее произведение – «Преображение» (1518-1520) – исполнено со
значительным участием учеников и было завершено ими уже после смерти мастера.
Живопись Рафаэля отражала стиль, эстетику и мировоззрение эпохи, эпохи Высокого
Возрождения. Рафаэль был рождён, чтобы выразить идеалы Возрождения, мечту о
прекрасном человеке и прекрасном мире. Рафаэль умер в возрасте 37 лет, 6 апреля
1520 года. Великий художник похоронен со всеми почестями в Пантеоне. Гордостью
Италии и всего человечества Рафаэль остался на века.
Подготовила
Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий