Продолжаем знакомить читателей блога с материалами научных сборников, выпущенных в Волгограде, и предлагаем вашему вниманию статью руководителя Центра казачьей культуры Волгоградской области при Волгоградском государственном институте искусств и культуры, руководителя ансамбля казачьей песни «Станица» Ольги Григорьевны Никитенко.
Никитенко О. Г.
НАРОДНОЕ ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
(к вопросу о сохранении локальных черт диалектного пения)
Человек музицирующий – интонирующий – артикулирующий оказывается в глубинном структурном, взаимодействии с собственной культурной традицией.
И. И. Земцовский
Песенное творчество, являющееся неотрывной частью народной культуры, испытывает на себе влияние объективных процессов урбанизации, технологизации и т. п. общественной жизни. Их воздействие постоянно усиливается, убыстряя эти процессы. При этом неминуемо исчезают патриархальные формы быта, неизбежно утрачиваются элементы традиционной народной культуры и ее коренной части – песенно-певческой.
Вместе с тем певческие традиции содержат в себе генетическую, историко-культурную память народа, наиболее ценные и самобытные качества художественного народного творчества.
Характерным признаком народных песенных традиций является диалектная речь, то есть диалектная специфика пения. Чем продолжительнее в культуре народа будут удерживаться диалектные черты (как в речи, так и пении), тем дольше национальная культура будет сохранять свое своеобразие. Именно язык и речь (как смысло-выразительные средства) и, следовательно, народное песенное творчество (как озвученная диалектная речь) являются главными носителями народной характерности национальной культуры. Поэтому исследования, направленные на изучение свойств и качеств народной речи и пения, актуальны a priori, поскольку впрямую связаны с интересами национальной культуры.
Вторая половина ХХ столетия, отмечена усилением интереса российского общества к песенному фольклору. Не углубляясь в анализ причин этого явления, отметим лишь качественный рост «новой фольклорной волны», связанной с очередным «взрывом» интереса к «фольклорному ансамблированию». Если внимание к народному песнетворчеству в XIX веке выражалось в подвижническом собирании фольклора, осознании его места и роли в развитии культуры нации, то фольклорному движению второй половины ХХ столетия присуща исполнительская (воспроизводящая) форма освоения народно-песенных богатств, в том числе в его диалектных образцах.
Именно диалектная окраска пения стала осознаваться как самый выразительный признак народного национального искусства. В результате появилось множество певческих ансамблей, стремящихся к выявлению архаичных и необычных (для современного восприятия) песенно-фольклорных образцов, к наиболее достоверной передачи их путем имитации речевого диалекта, породившего своего «музыкального двойника».
Однако интенсивный количественный рост так называемых «фольклорных ансамблей» все заметнее становился неадекватным качеству воспроизводимого ими диалектного пения. Причин тому множество, самой существенной из них представляется слабая изученность вокальной лексики диалектного пения. Её основу составляют, с одной стороны, акустическая (вокальная) природа музыкального диалекта, с другой – фонетика речевого диалекта. Ни одна из сторон не может не учитываться в пении. Оба элемента – вокальный и речевой – образуют единую своеобразную фонетическую волну озвученной песенной речи (или речепения).
Самая выразительная специфика народного пения проявляется в диалекте – местном наречии, которое образует особую диалектно-фонетическую окраску на интонационном строе речи и пения.
Каждая певческая традиция того или иного регионов России, согласно своим неписанным, но стойким законам, имеет империческую классификацию песенного материала, сопровождаемого своей терминологией, варьируемой по диалектам. Принятая (условно) система русских музыкально-фольклорных диалектов соответствует территориальным регионам России: Североуральский, Западный, Центральный, Южнорусский, Поволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный ареалы. Каждый из них членится на еще более мелкие края, области, районы, пункты.
В музыкальный диалект (по В. Л. Гошовскому)[1] входит:
1. Совокупность тектонических элементов песен, распространенных на определенной территории.
2. Специфические локальные разновидности напевов песен, известных и за пределами данного диалекта.
3. Наличие или отсутствие определенных песенных типов и жанров.
4. Приспособление напевов общенациональных или миграционных песен к закономерностям местного музыкального диалекта.
Диалектные черты напева проявляются:
- в синтаксисе (ритмической структуре, форме);
- морфологии (ритмическом рисунке, звуковысотном контуре, интервалике);
- фонетике (темпе, характере и манере исполнения, ладовой системе, интонировании).
Как правило, исполнительский аспект в диалектном пении представлен не достаточно глубоко.
Труды, связанные с поднимаемой темой, как правило, исследуют либо диалектную речь (в аспекте этнофилологии), либо песенный фольклор (в аспекте этномузыкознания). Исполнительский же аспект, раскрывающий проблему на стыке двух наук (этнофилологии и этномузыкотерапия), практически остается не изученным. Это вполне объяснимо не только узкой направленностью интересов указанных научных отраслей знаний, но и сложностью самого предмета изучения народного пения как исполнительской самобытной формы, его процессуальностью, технически труднофиксируемыми (по известным причинам) штрихами интонирования. Таким образом, исследуемая тема, относящаяся к числу востребуемых проблематикой общественного характера, актуальна не только по своим историко-культурологическим показателям, но и с точки зрения современной исполнительской культуры, когда её изучение стимулируется перспективным и широким развитием народно-песенного исполнительства и образования в России.
Источник:
Никитенко, О. Г. Народное песенное творчество как часть национальной культуры (к вопросу о сохранении локальных черт диалектного пения) / О. Г. Никитенко // Наука, искусство, образование в III тысячелетии : материалы III Международного научного конгресса г. Волгоград, 7-8 апреля 2004 г. : в 2 т. Т. 2. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004. – С. 201-203.
[1] Гошовский В. Л. У истоков народной музыки славян : Очерки по музыкальному славяноведению. М., 1967.
Комментариев нет:
Отправить комментарий