вторник, 6 апреля 2021 г.

Книги-юбиляры. «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда

 В апреле 1891 г. вышло первое отдельное издание  «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда. 

Роман «Портрет Дориана Грея» имел реальную основу. У Оскара Уайльда в приятелях был художник по имени Бэзил Уорд. Уайльд, встретив однажды в его мастерской чрезвычайно красивого натурщика, воскликнул: «как жаль, что и ему не миновать старости со всем его уродством!». На это Бэзил ответил, что готов рисовать каждый год портрет, чтобы законы природы - старение человека отражались на портрете, а не на внешности красавца-натурщика.

Оскар Уайльд написал «Портрет Дориана Грея» по договоренности с одним американским журналом. Роман был написан в рекордно сжатые сроки - чуть больше, чем за две недели, так как автор заключил пари, что он сможет создать роман именно в этот срок. В июле 1890 г. роман был опубликован в американском журнале «Липпинкотс Мансли Мегазин». Журнальная публикация «Портрета Дориана Грея» имела широкий резонанс, и писатель решил издать произведение отдельным изданием, доработав отдельные главы, чтобы сделать произведение «весомее», то есть большим по объему, поскольку в английской литературе того времени сложились определенные традиции жанра романа.

Именно для этого отдельного издания О. Уайльд написал известное «Предисловие», состоящее из 25 афоризмов. В афоризмах в парадоксальной форме была изложена эстетическая теория Оскара Уайльда: «Художник – тот, кто создает прекрасное… Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо… Художник не моралист… В сущности, искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь… Всякое искусство совершенно бесполезно».

В апреле 1891 г., приобретя новый вид, роман вышел отдельной книгой.

«Портрет Дориана Грея» - единственный большой роман Уайльда. Исследователи видят в нём переработку легенды о Докторе Фаусте, перекличку с «Шагреневой кожей» О. де Бальзака, «Крошкой Цахес» Э. Т. Гофмана и многими другими произведениями мировой литературы.

Художник Бэзил Холлуорд, которого отличает подвижническое служение искусству, а также нравственное отношение к жизни, создает портрет красивого юноши Дориала Грея. Дориан мечтает о том, чтобы юность его была непреходящей, а жизнь стала прекрасной как произведение искусства. Ради того, чтобы старел не он сам, а его портрет, Дориан готов заплатить собственной душой. Под влиянием лорда Генри Уотсона, циника и эстета, исповедующего философию наслаждения, Дориан окунается в пучину жизненных утех. Он игнорирует моральные принципы, с холодной жестокостью отвергает любовь юной актрисы Сибиллы Вэйн, чем доводит её до самоубийства. Порочный образ жизни героя никак не отражается на его внешности. Не оставляет на нём следов время. Стареет и дурнеет лишь портрет, выражающий суть подлинной натуры Дориана. Высшим проявлением зла в жизни героя является убийство, которому он показал изменившийся портрет, тем самым раскрыв свою тайну.

Уничтожив создателя портрета, Дориан Грей решает избавиться и от самого портрета – немого свидетеля всех преступлений. Однако удар ножа, с помощью которого он хочет прервать сверхъестественную жизнь его души в портрете, обрывает и его собственную жизнь. Портрет, являющий Дориана Грея во всём блеске его дивной молодости, и увядшее, отталкивающее тело старика предстают взору слуг, нашедших хозяина.

Несмотря на то, что в предисловии к роману Уайльд настойчиво повторяет, что «художник не моралист», «художник не стремится что-то доказывать», всем ходом своего повествования он утверждает обратное. Судьба Дориана Грея показывает, что нет красоты вне истины, а истины вне нравственного начала.

 

Подготовила Марина Николаевна Урусова

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий