20 апреля 1841 года (180 лет назад) был опубликован первый в истории литературы детективный рассказ Эдгара Алана По «Убийство на улице Морг».
Название рассказа порой переводится «Убийства на улице Морг» или «Двойное убийство на улице Морг».
Именно с этого произведения принято начинать отсчёт развития детективного жанра.
Предполагают, что на написание рассказа По вдохновили записки французского сыщика Франсуа Видока, вышедшие в Париже в 1838-м году. Отмечают сходство описаний известного сыщика и сюжета рассказа. Некоторые исследователи творчества Эдгара По утверждают, что Дюпен был списан с Видока.
Вместе с двумя другими новеллами («Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо») «Убийство на улице Морг» составляет трилогию «логических рассказов» о сыщике О. Дюпене. Произведение заложило основы жанра классического детектива как повествования о разгадывании тайны преступления. Именно здесь впервые сложилась устойчивая пара персонажей: гениальный сыщик, обладающий феноменальной наблюдательностью и могучим логическим мышлением (Огюст Дюпен) и его друг, повестователь-хроникер, от имени которого ведется рассказ. Рассказчик «Убийств…» - фигура почти абстрактная, чисто условная ибо выполняет сугубо служебную роль в структуре произведения (как впоследствии доктор Ватсон у А. Конан-Дойля или капитан Гастингс у А. Кристи). Его основная функция – комментировать поступки Дюпена.
Построение рассказа напоминает большинство будущих новелл и романов Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Дюпен из газеты узнает о таинственном убийстве, после чего выезжает на место преступления, знакомится с противоречивыми показаниями свидетелей, дает объявление в газете и, наконец, беседует с матросом, полностью восстанавливая картину кровавого казуса с участием орангутанга-убийцы. В ходе расследования, добывая разрозненные факты, Дюпен анализирует их, сопоставляет и делает свои умозаключения. Внешние действия в новелле сведены к минимуму, их отсутствие компенсируется напряженной умственной работой.
Рассказ Эдгара По был не только первым, но, как многие критики полагают до сих пор остаётся, еще и лучшим детективом. Сам термин «детектив» появился лишь четверть века спустя, а свои новеллы сам автор называл «логическими» или «рассказами об умозаключениях». Хотя и до этого времени некоторые авторы использовали отдельные элементы детектива в своих произведениях, но именно По удалось соединить в своем творчестве все эти влияния: в пяти новеллах из его обширного наследия разработаны все основополагающие принципы, которым позднее следовали авторы детективной литературы.
Писатель создал не только новый жанр, но его основную схему – «загадка-расследование-объяснение», и его основные сюжеты, которые и ныне используются в детективной литературе. Это и бытовая разборка, и маньяк-убийца, и шантаж, и «шпионские игры». Также По изобрел классические приемы детективов, такие как – «подсадная утка», подбрасывание улик, двойная игра, ложный след…
Талантом Эдгара По восхищались Бодлер, Дойл, Честертон, Бальзак, Сименон, Достоевский, Бальмонт, Брюсов… …и все истинные поклонники детектива, в том числе и в России, где рассказ «Убийство на улице Морг» был впервые напечатан в журнале «Сын отечества» в 1857 году под названием «Загадочное убийство». Сегодня произведениями детективного жанра зачитываются миллионы читателей.
Рассказ Э. А. По экранизировался в 1914, 1932, 1954, 1971 и 1986 годах.
Подготовила Марина Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий