Михаил Александрович Шолохов был гостеприимным человеком. Благодаря этому его качеству в Вёшенской побывало огромное количество знаменитых людей – писателей, поэтов, учёных, политических деятелей, артистов.
13-14 июня 1967 года в Вёшенской вместе с группой молодых литераторов, приехавших в станицу на встречу с Шолоховым, прибыл Первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин. Эти июньские дни запомнились вешенцам невсегда.
По воспоминаниям Валерия Ганичева, который был в группе молодых литераторов, Гагарин приехал в станицу задумчивым – размышлял что сказать вёшенцам, советовался с писателем рассказывать или нет о предполётной подготовке.
Встреча с Шолоховым должна была проходить в зале заседаний райкома партии. Но Михаил Александрович предложил перенести её на природу. И вся делегация вместе с Гагариным отправилась в Волгоградскую область, где между станицами Еланской и Букановской рядом с песчаной косой находилась любимая полянка Шолохова (позже она получила название «Гагаринская»).
За руль своей машины Михаил Александрович посадил Гагарина. На подъезде к Еланской путь колонне машин с писателями преградили местные жители. Одна из пожилых колхозниц посетовала:
- Как же так, Михаил Александрович? Сказали, что Гагарин будет проезжать. С утра ждём!
- Так это ж я, мамаша! – не выдержав, рассмеялся Гагарин.
Та внимательно присмотрелась к нему и, всплеснула руками:
- И верно! Гляди, гляди! Как на портрете! Милый ты мой, всё-таки довелось увидеть...
На берегу Дона говорили о литературе, обсуждали произведения Михаила Александровича Шолохова.
Ели казачью уху, купались. Для удобства отдыхающих на поляне были организованы палатки, зоны купания и даже игровые спортивные площадки.
Затем Гагарин, по выражению Ганичева, устроил «форменную круговерть»: «Затеял состязаться в прыжках, играл в волейбол, делал стойку на руках. А потом, весело гикнув, кинулся в Дон и быстро поплыл, увлекая за собой других. Впрочем, большинство вскоре конфузливо отстали и лишь немногие достигли другого берега. Обратно Гагарин плыл ещё быстрее - нам это было уже не под силу». Видя это, Михаил Александрович посмеялся, назвал Гагарина казаком и попросил «не загонять писателей».
На берегу Дона Гагарин порезал ногу ракушкой и ничего никому не сказал – заметили это, только когда его волейбольная команда начала сдавать позиции из-за хромающего капитана. На следующий день из-за этого пореза Юрий Алексеевич вышел на выступление к вёшенцам в калошах – нога распухла, и обычная обувь на неё не налезала.
Выступление, которое Гагарин так долго обдумывал, получилось, по воспоминаниям того же Ганичева, превосходным – космонавт говорил без бумажки более часа. И все его внимательно слушали – даже заплакавший в коляске ребёнок замолчал, словно понимая важность происходящего.
В прощальный вечер, когда гости сидели за столом, кто-то пожелал услышать казачью песню. Шолохов попросил местных девчат спеть, но те вдруг застеснялись. Тогда Гагарин предложил налить им для храбрости немного коньячку. Но девчата всерьёз засмущались и молчали. Обстановку разрядил Шолохов: «Нашли чем угощать казачек! Они коньяк не пьют, зато поют как!» И полилась настоящая казачья песня.
Когда самолёт с Гагариным на борту оторвался от земли, Шолохов, задумчиво пожёвывая сигарету, снял шляпу и помахал ему вслед. И вдруг, самолёт качнул крыльями, делая вираж. Шолохов догадался, что за штурвал сел сам Гагарин: «Ну, Юра…»
Когда через много лет Михаила Александровича Шолохова попросили написать для газеты несколько строк о Гагарине, тот ответил, что несколько строк мало – человек был хороший.
Юрий Алексеевич Гагарин о встрече с Шолоховым вспоминал, по словам его матери – Анны Тимофеевны Гагариной – часто: «К Михаилу Александровичу у Юры было какое-то особенно почтительное отношение. Сын не раз вспоминал ту или иную деталь поездки с молодыми писателями в Вёшенскую, реплики, оценки, замечания Шолохова. Сын любил приводить телеграмму Михаила Александровича от 13 апреля 1961 года: "Вот это да! И тут больше ничего не скажешь, немея от восхищения и гордости перед фантастическим успехом родной отечественной науки". Юра говорил, что Михаил Александрович в космическом полёте увидел главное - не мужество одного человека, а успех науки, огромного коллектива людей».
Остался отзыв Юрия Алексеевича Гагарина о писателе: «Встречи с Михаилом Александровичем произвели на меня неизгладимое впечатление, - приводим отрывки из воспоминаний космонавта в книге «На Вешенской земле», которая была опубликована в 1983 году. - Шолохов полон сердечности и дружелюбия. Он располагает к себе с первой же фразы. Создается такая атмосфера, что кажется, будто лично знаком с ним уже давно и он с давних пор знает твою жизнь. Слушать его - огромная радость. Мне приходилось бывать в разных странах, встречаться с разными людьми, в том числе с писателями, деятелями искусства. Должен заметить, что речь Михаила Александровича совершенно своеобразна, на редкость самобытна, образна, лаконична. Слова у него свои, шолоховские, я бы сказал, всегда свежие, будто никогда их до этого ты не слышал».
Гагарин пробыл на донской земле совсем недолго. И вернуться сюда ему уже не было суждено: через год он погиб. Но вёшенцы помнят его. На станичной площади есть стела с надписью: «Здесь 13 июня 1967 года выступал первый в мире лётчик-космонавт, Герой Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин». И зимой, и летом у памятника лежат цветы.
Подготовила Марина Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий