11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских лагерей. Дата установлена в память о вспыхнувшем в этот день в 1945 году восстании узников Бухенвальда.
Миллионы расстрелянных, заморенных голодом, удушенных в газовых камерах, сгоревших в печах крематориев взрослых и детей разных национальностей – это цена безумной идеи Гитлера о мировом господстве. Никто не спрашивал людей, попавших в концлагеря согласны ли они стать ступенькой к этому господству, безропотно умирать во славу нацистской Германии. Не удивительно поэтому, что в концентрационных лагерях периодически происходили восстания.
11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд восстали против своих тюремщиков. Им безумно повезло – уже к середине дня в лагерь вошли американские войска, которые не позволили подавить сопротивление. К сожалению, в большинстве случаев, помощь к восставшим прийти не успевала. Об одном таком случае хотелось бы напомнить читателям нашего блога.
Это произошло летом 1943 года – в конце июля или начале августа. В концентрационный лагерь Освенцим прибыла новая партия «заключенных». Евреи, обманутые немцами, думали, что их отправляют в Швейцарию (каждый из них заплатил за паспорта, за проезд, и каждому из них обещали спасение), но прибыли в Польшу, в печально знаменитый Аушвиц…
В числе группы новоприбывших была подающая большие надежды балерина Франциска Манн. Талант славной еврейской девочки оттачивали педагоги школы Ирэны Прусики – одного из трех крупнейших частных танцевальных заведений в Варшаве. На нее делали ставку – вот оно, будущее польского танца. Франциске удавалось все – и модерн, и классика. В 1939 году легкая и пластичная балерина заняла четвертое место в международном танцевальном конкурсе в Брюсселе, обойдя сотню с лишним участниц. Большие и малые сцены, овации, контракты, влиятельные поклонники и даже собственная школа – все это было на расстоянии вытянутой руки. Но приход нацистов все перечеркнул.
Франциску вместе с другими женщинами отправили в барак, который на самом деле был раздевалкой перед газовыми камерами. В воздухе стоял непонятный запах, и дикие отрывистые слухи, что на самом деле нацисты убивают и сжигают евреев, наложились на реальность. Ей все стало понятно.Тех, кто отказывался снимать одежду с припрятанными ценными транзитными документами, начали торопить прикладами автоматов. Иллюзий не осталось. Бежать было некуда, но позволить себе умереть просто так Манн не могла.
Пока все в спешке стягивали с себя платья, кофты и чулки, балерина задумчиво снимала с себя вещь за вещью. Охранники начали на нее откровенно пялиться. Решив, что терять ей нечего, Франциска начала танцевать медленный стриптиз, отправляя на пол вещь за вещью. Ее движения буквально гипнотизировали охранников, которые не видели уже ничего, кроме ее оголенных форм.
Когда Манн почти полностью разделаcь и напряжение достигло предела, она метнула в сержанта Эммериха туфлю на каблуке. Тот, вытирая кровь с лица, расчехлил кобуру, но Франциска выхватила у него пистолет. Две пули подряд, которые предназначались ему, попали в живот стоящему рядом эсэсовцу Йозефу Шиллингеру, одному из самых кровавых садистов Освенцима. Потом был новый выстрел – в ногу Эммериху. Эта пальба стала для женщин в раздевалке сигналом к действию. Началась отчаянная драка за жизнь. Еще одному эсэсовцу откусили нос, а другому частично содрали кожу на голове. Когда раненых охранников вытащили на улицу, начальник Зондеркоманды приказал срочно запереть раздевалку и через стены расстрелять стихийное восстание. Так и сделали.
О таком решении проблемы хладнокровно рапортовал комендант Освенцима Рудольф Хесс. Позже на суде Адольф Эйхман подтвердил, что известного своим садизмом Шиллингера действительно убила еврейка. Эммерих выжил, но та пуля серьезно повредила колено, и ходить нормально он уже никогда не мог.
Послевоенных свидетелей тех кровавых событий осталось немного. Единственным выжившим очевидцем резкого, как пороховая вспышка, женского бунта стал член Зондеркоманды, словацкий еврей Филип Мюллер. Он упомянул те события в мемуарах, которые вышли в 1979 году. В 2015 году Давид Вишнау, который занимался сортировкой вещей новоприбывших в Освенцим, тоже рассказывал, как стал свидетелем расстрела – барак расстреляли на его глазах, но что было внутри, он не видел. Есть еще несколько менее реалистичных версий того, что произошло дальше. По одним сведениям, Франциску Манн все-таки затолкали в газовую камеру, удушили вместе с десятками других бунтарок и отправили в крематорий номер четыре. По другим, женщин выводили одну за другой во двор и расстреливали, а уже потом сожгли.
Эти печальные подробности уже не особо важны. Важно, что воздушная балерина из богемной Варшавы, сама того не планируя, дала всем живым ценный урок – бороться за себя до последней капли крови и не бояться стрелять в живот абсолютному злу. И даже если война за жизнь очевидно заканчивается не в вашу пользу, всегда остается еще один бой – за достойную смерть. Эту схватку Франциска Манн точно выиграла.
Источник:
Руденко, Г. Стриптиз в Освенциме / Г. Руденко // Jewish.ru [Электронный ресурс], - Режим доступа : http://jewish.ru/ru/stories/chronicles/184288/
Комментариев нет:
Отправить комментарий