Продолжаем публикацию материалов, подготовленных сотрудниками библиотеки для проведения экскурсий в Комнате казачьего быта.
КАЗАЧЬЕ АТЕЛЬЕ
(история донского казачьего костюма)
Составитель: Наиля Сабитовна Якимович
Женский костюм – это целый мир. Но только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных. Если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или невеста. Какого она рода и даже сколько у женщины детей. Чем дальше в глубь веков. Тем отчетливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды. Но и от злых сил, быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Даже в фабричного пошива городских костюмах наших бабушек это можно прочитать. В средневековье костюм был открытой книгой.
Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе – широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике – узкие, похожие на брюки дудочки. Носили также юбку – плахту. Мужского покроя сорочку и кафтан – казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами».
Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже сегодня в деталях, которые сохранились в быту станичниц. Например, «ануздалка», или «замуздка» - платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками».
Со временем костюм верхних – донских казачек, стал сильно отличаться от костюма нижнедонских. Вероятно. Причиной тому был приход большого числа новопоселенцев, в частности, украинских крестьян – крепостных донского дворянства. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень близкое по покрою к татарскому и к кавказскому, так называемый кубелек (тюркский мотылек) действительно напоминает раскрытые крылья бабочки. Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки – оберег от злых духов. Поэтому когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно, Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали заново.
У казаков и сейчас кружева «заплетают на судьбу», по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня и не верят в их охранительную силу. Носить, тем не менее, продолжают с удовольствием.
На смену старинному костюму пришла одежда, схожая с той, которую носили соседи казаков – русские, украинцы, жители Кавказа. Так в костюме гребенской казачки неотьемлемой частью является башлык. Он приспособлен для повседневной жизни. Казачки в нем даже детей носили за спиной.
Во времена кровавых петровских реформ и еще раньше, во время церковной реформы Никона, на Дон и на Яик хлынул поток беженцев – старообрядцев. Они принесли старинный женский костюм из глубины России. Сохранили его по религиозным мотивам, до самого недавнего времени казачки старообрядки в повседневной жизни носили сарафан и кафтаны покроя времен Ивана Грозного.
После превращения казачества в сословие. А еще точнее, после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» - юбка из двух полотнищ ткани, которая «запахивались» (отсюда и название, а не от «запаса»).
Может быть, потому. Что мужчины – казаки были обязаны носить мундир и ничего, кроме него, строевым казакам носить не дозволялось, женщины следовали последним веяниям моды и, как правило, старались одеваться по городскому. Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили «повойник» - показаться «простоволосой» было знаком невежества. дикости. Казачки носили кружевные платки. А в 19 веке – «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова «файн» - прекрасный). «наколки и токи». Носились они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась на людях без файшонки или наколки. Девушка не покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.
Колец мужчины – казаки, как правило, не носили. Обычай этот военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой. Так что кольца – это в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке – девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке – просватана. Серебряный перстенек с бирюзой на правой руке – значит, суженый на службе.
Золотое кольцо на правой руке – замужем, на левой – разведена. Два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова. Второе кольцо – умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил – носил в ладанке. Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях.
Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали САМА. Как правило «САМА» была свекровь – мать сына. Как положено вдове (если она была вдовой) носили черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали, «Сама». «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, «Самой», был выше царского.
Ключи же, а может быть, только один, поскольку на хуторах казаки не знали замков, «Сама» на смертном одре передавала той, кого считала способной возглавить дом. И это могла быть не обязательно старшая дочь или сноха, могла быть и та из снох, с которой «Сама» не ладила, Получив ключи, иногда совсем молодая женщина привязывала их к поясу и становилась «Самой». И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.
Литература:
1. Логинов, А. Н. Костюм донского казачества в XVI-XIX в / А. Н. Логинов.- Волгоград : ПринТерра, 2008.- 190.: ил.
2.Апраксин, В. А. Казачья старина: очерки / В. А. Апраксин.- Волгоград : Издатель, 2010.-255 с.
3. Краснов, П. Н. История войска Донского. Картины былого Тихого Дона / П. Н. Краснов.- Москва : Вече, 2007.- 442 с.- ил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий