Идея экранизации «Тихого Дона» возникла у Сергея
Бондарчука ещё при жизни М. А. Шолохова. Писатель дал на это согласие,
поскольку не всем был доволен в предыдущей экранизации. Но при жизни Сергея
Герасимова (учителя С. Бондарчука) эти планы в жизнь реализованы не были.
Работа над телесериалом началась в 1991 году после
развала Советского Союза, в период экономического кризиса, когда российское
кино осталось практически без финансирования. Помощь в создании фильма режиссёру
оказала итальянская кинокомпания ICC (International Cinema Company), которая поставила главным условием выбор актеров на
главные роли из числа иностранцев. В результате Григория Мелехова сыграл
английский актёр Руперт Эверетт, а Аксинью – француженка Дельфин Форест.
В актерский
состав 10-серийного фильма Сергея Бондарчука вошли:
Ильинична -
Ирина Скобцева, Петр - Владимир Гостюхин, Наталья - Алена Бондарчук, Степан -
Борис Щербаков, Дарья - Наталья Андрейченко, Пантелей Прокофьич - Фарид Мюррей
Абрахамс, Михаил Кошевой — Михаил Васьков, Дуняшка - Юлия Живейнова, Листницкий
- Андрей Руденский. В фильме участвовали также Николай Караченцов, Иван
Лапиков, Вячеслав Руденко, Александр Беспалый. Сергей Бондарчук исполнил роль
атамана Петра Николаевича Краснова.
Съемки фильма проходили в России - в
станице Вёшенской и её окрестностях, и на Украине.
В Ростовской области для съёмочной
группы под гостиницу оборудовали теплоход «Дунай», который встал на причал у
хутора Лебяжьего. Съемочной площадкой стали многие места станицы Вешенской,
хутора Калининского, станицы Еланской. Для натурных съемок в хуторе Калининском
(бывшем Семеновском) были выстроены курени Мелеховых и Астаховых, ветряная
мельница. В массовых съемках принимали участие жители Вешенской, Шолоховского и
Боковского районов. В сцене присяги во дворе церкви в Вёшенской были
задействованы учащиеся местной казачьей гимназии, учащиеся средней школы и педагогического
колледжа. Здесь же снимались бой у ревкома, сцена расстрела. Самая большая
массовая сцена - отступления белой армии - была отснята в феврале 1992 года в
окрестностях хутора Калининского.
Для батальных сцен Сергей Бондарчук
задействовал 2000 всадников. По свидетельствам кинематографистов, это была
последняя батальная съёмка без использования спецэффектов.
Съемки были завершены в течение девяти
месяцев.
Сложности возникали с тем, кто картина
снималась для зарубежного зрителя, иностранными актерами, и русскоязычным
исполнителям ролей приходилось подстраиваться под них, изучая английский язык
(изначально планировался выход фильма на английском с переводом на русский).
Сложно было и иностранцам, которым были чужда история России и непонятны многие
перипетии сюжета, где была выпячена любовная линия, а события Первой мировой и
Гражданской войны ушли на последний план. Руперт Эверетт признавался, что так и
не смог приблизиться к пониманию характера Григория Мелехова, а Дельфин Форест
признавалась, что она и её героиня – совершенно разные люди.
Нелегко было и режиссеру, который
целиком зависел от итальянских продюсеров, подстраиваясь под их вкусы и
требования. К тому же в 1992-м году компания ICC объявила о
своём банкротстве, а банк-кредитор арестовал весь отснятый материал.
До самой смерти Сергея Бондарчука (1994
г.) велись переговоры о возврате фильма в Россию, но решающее событие произошло
лишь в 2005 году, когда в дело вмешались Первый канал (Россия) при участии М.
Швыдкого, К. Эрнста, В. Познера и поддержке В. В. Путина. Плёнки были выкуплены
и переданы сыну режиссера – Фёдору Бондарчуку для монтажа.
На
экраны сериал (7 серий) вышел 6 ноября 2006 года, и вызвал шквал критики как со
стороны кинематографистов, так и со стороны зрителей. Сериал вызвал недоумение
и негативные отзывы историков, деятелей культуры, литераторов и казаков. В
главных героях сериала нельзя было узнать шолоховских героев (единственный из
иностранных актеров, которого признали «своим» был Ф. Мюррей Абрахам, игравший
Пантелея Прокофьевича Мелехова). В прессе задавались вопросом, что это –
последний фильм гения или мыльная опера? Впечатление от сериала назвали
«культурным шоком», всколыхнувшим национальное самосознание народа.
«Не
думаю, что это именно то, чего хотел Бондарчук. Сергей Фёдорович - грандиозная
личность, и никто не может знать, как в его представлении всё должно было получиться.
Я бы сказал, что это вариации на тему фильма Бондарчука… К тому же в картину
попал далеко не весь материал, я же вижу. […] Такое ощущение, что некоторые
сцены смонтированы из эпизодов. Набирали картину из лоскутов»[1], - говорил в интервью газете «Комсомольская правда»
Владимир Гостюхин, пытаясь объяснить провал фильма.
Эту версию подтверждает тот факт, что в
распоряжении итальянской стороны осталась 10-серийная, смонтированная лично
Сергеем Бондарчуком, версия, которую никто до сих пор не видел.
1.
Бондарчук,
С. Тихо!: «Тихий Дон» [беседа с реж. С. Ф. Бондарчуком / записал С. Ильин] //
День. - 1993. - 7-13 марта. - С. 8 : ил.
2.
«Тихий Дон»
вернётся в Россию / подгот. М. Катина
// Веч. Москва. - 1995. - 1 февр. - С. 8.
О
предстоящей премьере новой версии романа «Тихий Дон», снятой в России
итальянской фирмой «Интернэшнл Синема Компани» в сотрудничестве с «Мосфильмом».
3.
Ильичев, С. «Тихий
Дон» - величайшая трагедия века / С. Ильичев // Правда. - 1995. - 24 мая. - С. 4.
Воспоминания
о работе в съёмочной группе С. Бондарчука во время создания многосерийной
эпопеи по шолоховскому «Тихому Дону».
4.
Дмитриев, В. Ю. Клубок противоречий давно пора распутать // Литературная газета. -
2002. - 21-27 августа. - С. 10.
5.
Хамраев, А.
Не могу молчать / А. Хамраев // Литературная газета. - 2002. - 21-27 августа. -
С. 10.
Узбекский
кинорежиссер о возвращении в Россию из Италии экранизированного С. Ф.
Бондарчуком шолоховского романа Тихий Дон»
6.
«Тихий Дон», повернутый вспять: «Тихий Дон» в сейфе: Экранизированный С. Бондарчуком
великий роман М. Шолохова должен быть возвращён на родину авторов / подгот. В.
Босенко; фото В. Ахломов // Литературная газета. - 2002. - 21-27 августа. - С. 1,
10 : ил.
История
итальянской экранизации «Тихого Дона». Смонтированный авторский вариант фильма.
7.
Барышенко, В. С. Бедный «Тихий Дон» [беседа с В. С. Барышенко / записала М. Брыкалова
// Литературная Россия. - 2002. - 13 декабря. - С. 6.
О
судьбе трехсерийного кинофильма «Тихий Дон, или Звезда Григория».
***
8.
Андрейченко, Н.
Несколько жизней после клинической смерти [беседа с актрисой Н. Андрейченко] //
Новая газета. - 2003. - 4 мая. - Режим доступа : https://www.novayagazeta.ru/articles/2003/05/05/18668-natalya-andreychenko-neckolko-zhizney-posle-klinicheskoy-smerti
9.
Басинский, П. Призрак казака / П. Басинский // Российская газета - 2006. - 10
ноября. - Режим доступа : https://rg.ru/2006/11/10/do№-kritika.html
10.
Билик Олег Евгеньевич.[2] Биография // Кино-Театр. ru. - Режим доступа : http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/12478/bio/
11.
Бондаренко, М.
Счастье, что Шолохов не дожил до этого / М. Бондаренко // Независимая газета. -
2006. - 9 ноября. - Режим доступа : http://www.ng.ru/regions/2006-11-09/6_tihiydon.html
12.
Гостюхин, В. На съёмках у
Бондарчука я чуть не умер от боли! [беседа с атристом В. Гостюхиным
/ записала О. Улевич] // Комсомольская правда. - 2006. - 11 ноября.
- Режим доступа : http://www.spb.kp.ru/daily/23805/59691/
13.
Завгородняя, Д.
Федор Бондарчук закончил «Тихий Дон» отца / Д. Завгородняя // Комсомольская
правда. - 2006. - 26 октября. - Режим доступа : http://www.kp.ru/daily/23798/59190/
14.
Кагарлицкий, Б. «Тихий Дон»
как мыльная опера / Б. Кагарлицкий // Взгляд. - 2006. - 21 ноября. - Режим
доступа : http://vzrutest.goodoo.ru/columns/2006/11/21/57869.html
15.
Как много дум наводит Дон / подгот. С. Беднов // Труд.
- 2006. - 10 ноября. - Режим доступа : http://www.trud.ru/article/10-11-2006/109670_kak_mnogo_dum_navodit_don.html
О новой
экранизации романа «Тихий Дон» отзываются кинематографисты Э. Быстрицкая, А.
Митта, Р. Маркова, писатель С. Есин, художник-реставратор С. Ямщиков и редактор
газеты «Труд» Л. Павлючик.
16.
Кацис, Л.
Провал «Тихого Дона» был абсолютно закономерен и неизбежен / Л. Кацис // Известия.
- 2006. - 15 ноября. - Режим доступа : http://izvestia.ru/news/318980
17.
Кочетов, А.
«Казаки и чужаки» / А. Кочетов // Российская газета. - 2006. - 10 ноября. -
Режим доступа : https://rg.ru/2006/11/10/don.html
18.
Малинин Валерий Сергеевич.[3] Биография // Кино-Театр. ru. - Режим доступа : http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/ros/34222/bio/
19.
Надеждина, А. «Тихий
Дон» вернулся в Россию / А. Надеждина // Экспресс Газета. - 2006. - 8 ноября. -
Режим доступа : http://www.eg.ru/daily/cadr/8419/
20.
Солнцева, А. Киноведы
и телекритики о новой экранизации «Тихого
Дона» : [беседа с кинокритиком А. Солнцевой и литератором Е. Фанайловой /
записала А. Качкаева] // Радио Свобода. - Режим доступа : http://www.svoboda.org/a/270878.html
21.
«Тихий Дон»: Триумф или провал? // Труд. - 2006. - 17 ноября. - Режим доступа : http://www.trud.ru/article/17-11-2006/109877_tixij_don_triumf_ili_proval.html
22.
Трухан, О. «Тихий
Дон» возвращается в Россию / О. Трухан // Русское кино. - 2006. - 6 ноября. -
Режим доступа : https://www.russkoekino.ru/publ/publ-0034.shtml
23.
Эпопея с «Тихим Доном» // Коммерсантъ. - 2006. - 28 октября. - Режим
доступа : http://www.kommersant.ru/Doc/717242
***
24.
Алена Бондарчук о Тихом Доне [Видео] // YouTube. - Режим доступа : http://videobox.tv/video/30137823/
25.
Тихий Дон
Бондарчука. Часть
1 [Видео] // YouTube. - Режим доступа : https://www.youtube.com/watch?v=7KA5GXKMlQE
26.
Тихий Дон
Бондарчука. Часть
2 [Видео] // YouTube. - Режим доступа : https://www.youtube.com/watch?v=TcyoU4RpU_U
27.
Тихий Дон
Бондарчука. Часть
3 [Видео] // YouTube. - Режим доступа : https://www.youtube.com/watch?v=aF1_xkkr№L0
28.
Тихий Дон
Бондарчука. Часть
4 [Видео] // YouTube. - Режим доступа : https://www.youtube.com/watch?v=q-_qgj9OwYI
[1]
Гостюхин, В. На съёмках у Бондарчука я чуть не
умер от боли! [беседа с атристом В. Гостюхиным / записала О. Улевич]
// Комсомольская правда. – 2006. – 11 ноября.
– Режим доступа : http://www.spb.kp.ru/daily/23805/59691/
[2] Исполнитель роли Михаила
Кривошлыкова.
[3] Исполнитель роли Фёдора
Подтёлкова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий